Смекни!
smekni.com

Религиозные ориентации постсоветского предпринимательства (стр. 3 из 3)

В отношении к собственности социальная доктрина РПЦ отстаивает принцип разумной достаточности и достойного существования, осуждая как игнорирование материальных нужд людей, так и погоню за материальными благами. Сама по себе собственность не является благом или злом, не может сделать человека счастливым, но процесс ее стяжания прямо угрожает нравственности: "погоня за богатством пагубно отражается на духовном состоянии человека и способна привести к полной деградации личности"9. Где проходит граница между пагубным стяжательством и нравственным созиданием материальных основ достойной жизни для себя и для людей? Как отделить присущую любому предпринимательскому труду ориентацию на рентабельность, на рост прибыли, всегда превосходящую личные потребности, от погони за богатством?

Представляется, что "Основы социальной концепции РПЦ" не дают ответа на эти и другие вопросы, поскольку сосредоточены на проблемах потребления и распределения, а не производства. Хозяйственное предпринимательство как процесс осуществления организационных инноваций для получения прибыли посредством производства товаров и услуг, как специфический вид труда не анализируется в документе специально. Не рассматривается отдельно от собственности проблема прибыли, ее природы и назначения, а также инвестиции, кредит, конкуренция, равно как и другие нравственные проблемы, неизбежно встающие перед современным предпринимателем.

В то же время практики-предприниматели нуждаются в христианском водительстве как в принципиальных вопросах совмещения бизнеса и христианской веры, так и в решении частных, практических вопросов, возникающих в повседневной деятельности. Прежде всего это необходимость сочетать высокие духовные ориентации с реализацией практических интересов, которые составляют основу деятельности предпринимателя. Каким образом в современной жесткой и конкурентной деловой среде можно преуспеть, реализовав себя одновременно как подлинного православного верующего? ока единственный реальный путь к этому, проложенный еще дореволюционной традицией, лежит через обрядовую религиозность. Социальная доктрина РПЦ не спешит давать ответ на эти вопросы, сосредотачивая внимание на интерпретации богословских понятий. С возрождением православия в постсоветской России были связаны ожидания его демократизации, упрощения, приближения к повседневным запросам мирского человека – по образцам западных церквей. Однако Русская православная церковь пошла по другому пути, не снижая уровень духовных трудов в угоду современному практичному человеку, а предлагая ему самому подниматься до понимания сути спасения.

По силам ли такой духовный труд современному человеку, предпринимателю, еще больше, чем его дореволюционные предшественники, погруженному в сложнейшие мирские дела? И не станет ли он искать более легких и доступных путей удовлетворения своих духовных запросов, тем более что сейчас к его услугам и множество альтернативных путей, от западного христианства до восточных сект, от космизма до возрожденного язычества и разнообразной магии. Думается, что если Церковь, духовенство и воцерковленные православные христиане внимательно отнесутся к духовному и повседневному нравственному наставлению предпринимателей и вообще хозяев, не будут пренебрегать разъяснением отношения православия и церкви к реальным, жизненным проблемам, с которыми ежедневно сталкивается хозяин, предприниматель, любой участник рынка, подскажут пути решения сложнейших моральных коллизий, возникающих в современном обществе по поводу экономических вопросов, то надежда на становление подлинно православного, социально ответственного хозяина станет реальной.

Предпринимательская активность современной церкви

Еще одну проблему для общества представляет нарастающая на наших глазах экономическая активность РПЦ10. У многих, привыкших видеть в православии и в церкви сугубо духовные ценности и устремления и не знакомых с реальной церковной и монастырской традицией, ее масштабы и характер вызывают негативную реакцию. Хозяйственная деятельность церкви вызывает интерес экономических журналов, в СМИ регулярно появляется информация о беспошлинной торговле табаком, спиртными напитками, нефтью, о промысле крабов, ювелирном производстве и других сферах предпринимательства, которыми занята РПЦ. Отмечают, с одной стороны, закрытость ее хозяйства и в особенности финансов, а с другой - высокую степень вовлеченности в теневые экономические отношения. Последнее связывают со специфическим сочетанием ограничений и налоговых и прочих финансовых обязательств, которыми связывала РПЦ советская власть и которые привели к тому, что "успело вырасти поколение церковных людей, не считающих нелегальную экономическую деятельность чем-то недопустимым"11.

Весьма своеобразно восприятие церковного прагматизма отражается в товарных знаках и характерных названиях продуктов. Монастырь уже в массовом сознании XIX в. прочно ассоциировался не только с высокой духовной жизнью, но и с богатством, налаженным хозяйством, обильными запасами в кладовых, вкусной и сытной трапезой (вспомним картину В.Перова "Трапеза в монастыре", описания монастырского гедонизма у Мельникова-Печерского). Аналогичным отношение к монастырям и монахам было и в католических странах Западной Европы. Вклад монастырей в развитие кулинарии и виноделия отразился в названиях многих популярных блюд и напитков ("Бенедиктин"), где определение "монастырский" обычно является свидетельством высокого качества и традиционной изысканности.

Обращает на себя внимание характерная деталь: известно, что грамотно подобранные название, этикетка, товарный знак должны вызывать у потребителя ассоциативный ряд, сопоставимый или хотя бы не противоречащий основным свойствам товара. Особенно показательно обилие современных торговых марок алкогольной продукции типа "Монастырская изба", "Монастырская трапеза", "Монастырское подворье", "Монах", "Душа монаха" и "Слеза монашки" (!), "Богословское" и т.п. Это свидетельствует о том, что у современного человека монастырь ассоциируется не столько с аскезой, уходом от мирских забот и радостей, сосредоточением на духовном служении и спасении, сколько с вековыми традициями гедонизма.

Общество настороженно относится к прагматизму церковных деятелей. Так, восстановление разрушенных храмов требует больших денег, а иные проекты принимают монументальный размах, поэтому особенно ярко проявляется ориентация на богатого жертвователя. Сама форма сбора пожертвований, например, распространенные в период сбора средств на восстановление Храма Христа Спасителя телевизионные клипы, призывающие перечислять деньги на корреспондентский счет, противоречит смыслу пожертвования как тайного, сугубо интимного душеспасительного деяния.

С точки зрения простого расчета, который преобладал и преобладает практически в любом хозяйстве, в том числе и церковном, один богатый жертвователь полезнее и ценнее десятков и, может быть, сотен бедных. Но сущность пожертвования как религиозного деяния состоит в том, что жертва неимущего, "лепта вдовы", уделенная не от избытка, а от последних крох, больше говорит о вере и любви и потому имеет большую ценность, чем тысячный вклад олигарха.

Необходимо отметить, что Московская патриархия, Патриарх Алексий II проявляют заботу о неукоснительном соблюдении норм православной нравственности в экономической деятельности Церкви. Патриарх отмечает, что "необходимо находить такие формы принятия пожертвований, которые не будут производить на пришедшего в храм впечатления, что здесь магазин духовных товаров и все продается за деньги"12. Алексий II также предостерегает священнослужителей и монашествующих от увлечения мирскими делами, от подражания стилю жизни нуворишей и однозначно указывает, что он "связан с забвением Бога и служением мамоне". Участие Церкви в хозяйственной жизни общества допустимо и даже желательно, но лишь с одной целью - утверждения христианских нравственных норм.

Таким образом, отношение современного русского предпринимателя к религии наполнено разными смыслами и имеет разные социокультурные доминанты. Среди них наряду с практическим расчетом на помощь высших сил, прагматичным ожиданием снижения налогов и оптимизации "связей с общественностью" присутствует осознание необходимости ориентировать повседневную деятельность на высшие духовные и этические смыслы. Какая из описанных доминант возобладает, зависит как от готовности Русской православной церкви удовлетворить специфические духовные запросы предпринимателя и хозяина, так и от других составляющих духовной жизни русского общества.

Список литературы

1 См.: Платонов О. 1000 лет русского предпринимательства. М., 1999. С. 25-29.

2 См.: Троицкий Е. Историко-методологические аспекты экономического развития по русскому пути // Русский путь в развитии экономики. М., 1993.

3Тамже.С. 201-202.

4 Там же. С. 203.

5 Кирилл, Митрополит Смоленский и Калининградский. Норма веры как норма жизни // Не-зависимая газета. 2000. 16 февраля.

6 Основы социальной концепции Русской православной церкви. У1.4.

7 Там же. ХУ1.3.

8Тожже.УПЛ.

9 Там же. УП.2.

10 Основные направления экономической и хозяйственно-предпринимательской деятельности РПЦ в 1990-2000 гг. подробно описаны в: Элбакян Е.С., Медведко С.В. Хозяйственно-экономическая деятельность Русской православной церкви (теоретический и практический аспекты). М., 2001.

11 Малахов А. Священная экономика // День-ги.2000.№47.С.31.

12 Цит. по: Элбакян Е.С., Медведко С.В. Указ. соч. С.65.