Таинства и проповедь
Обе наши Церкви единодушно признают Таинства Святого Крещения и Святой Евхаристии, установленные Христом. Посредством этих Таинств Бог Сам, через нас, людей, движет Церковью действием Духа Святого. Обе стороны достигли действительного согласия в понимании Крещения как акта нового рождения. Крещение совершается единожды и не может быть повторено. В обеих наших Церквах Крещение совершается - по библейской и апостольской традиции - водой во имя Триединого Бога, Отца и Сына и Святого Духа. Крещаемый становится членом таинственного Тела Христова - Церкви.
Далее богословские собеседования выявили действительное согласие в вероучительном вопросе о том, что, совершая Евхаристию и вкушая Дары под видом Хлеба и Вина, мы вкушаем Самого Господа Иисуса Христа с Его Телом и Кровью. Он Сам приходит к нам в Таинстве и благодатно соединяет нас с Собой и друг с другом. Его единократная и неповторимая жертва на Кресте во имя примирения за наши грехи каждый раз воспроизводится для нас в Евхаристии. При этом Он Сам таинственным образом есть <и Приносящий и Приносимый>. Это убеждение разделяет с Православием и Евангелическая Церковь. Обе наши Церкви также разделяют веру в то, что Церковь и христиане, силой Жертвы Христовой за нас, призваны к жизни в жертвенности и самоотдаче.
В богослужениях обеих наших Церквей совершение святых Таинств занимает такое же прочное место, как и толкование Слова Божия в проповеди. При этом в центре Божественной литургии Православной Церкви стоит тайнодействие, в то время как в Евангелической Церкви существенное значение придается проповеди. В ходе диалога обе делегации констатировали, что все богослужение, в каждой своей части, пронизано действием Духа Святого во имя нашего спасения. Проповедь Слова Божия участвует в таинственном характере богослужения. Проповедь - это не только поучение о путях спасения. Это скорее акт, в котором Бог Сам говорит с нами через проповедника, пробуждает в нас веру и воздействует на нас ради нашего спасения.
Церковь и духовное служение - священство
Обе Церкви достигли действительного согласия в том, что Церковь - это <священнический> народ Божий в мире, который Господь избрал для богослужения и служения человеку. Это <царственное>, или всеобщее, священство всех крещеных ни в коей мере не вступает в противоречие с иерархическим священством (1 Пет. 2. 9). Ибо оба эти священства следует понимать исходя из Таинства Крещения: оба они берут свое начало в Том же Духе Святом. Они служат решению таких общих задач, как пробуждение и передача веры, молитва и дела милосердия.
Однако <особое> священство не может быть выведено непосредственно из <царственного>, ибо иерархическое служение установлено Самим Христом, Который дает особое поручение и полномочия отдельным людям управлять Церковью как преемникам апостолов. Поэтому духовное священство передается в обеих Церквах лишь путем особого рукоположения. Согласие было достигнуто также в вопросе о необходимости епископского служения для управления Церковью. Правда, это осуществляется в обеих Церквах различным образом и под разными названиями. К числу по-прежнему сохранившихся расхождений в понимании священства принадлежит вопрос о допустимости женского священства.
Продолжение диалога
Подытоживая, следует отметить, что в ходе собеседований наши Церкви добились значительного богословского сближения. Это вселило в нас надежду на широкое взаимопонимание. И хотя мы еще не дошли до цели, приобретенное умение открыто говорить друг с другом является большим достижением. Прежде всего, как я считаю, мы смогли полюбить друг друга как Церкви, которые Бог призвал к единству, поэтому руководство Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви в Германии приняло решение о продолжении диалога.
Все еще открытыми - как уже было сказано выше - остались такие вопросы, как значение апостольского преемства и таинственный характер рукоположения (без разрешения этого вопроса не может быть почвы для взаимного признания Таинств и церковного священства); понимание единства и святости Церкви; критерии для истинного толкования Священного Писания и авторитета Вселенских Соборов. Кроме того, наши Церкви должны поделиться друг с другом опытом, накопленным ими в ходе истории вплоть до наших дней. Лишь таким образом они смогут лучше понять причины ощущаемой ими отчужденности в богословии и благочестии. Нашим Церквам еще есть чему поучиться друг у друга. Не в последнюю очередь будущий диалог должен быть посвящен вопросу, как Церкви могут помочь друг другу справиться с нынешним духовным и культурным кризисом, как они могут свидетельствовать свою веру в Триединого Бога и оказывать помощь людям в удовлетворении их личных и социальных нужд.