Смекни!
smekni.com

Стояние Святой Руси (стр. 3 из 3)

В 1793 г. Ушаков получил чин вице-адмирала. В 1798 г., по просьбе западных держав, возглавил поход русской черноморской эскадры в Средиземное море для участия в войне против Франции. В начале 1799 г. русские десанты освободили от французов греческие Ионические о-ва — Чериго, Занте, Кефалонию, Санта-Мавро. Штурмом была взята неприступная крепость на о. Корфу. Ушаков основал на Ионических о-вах греческую православную Республику Семи Островов. Весной 1799 г. эскадра Ушакова начала изгнание французов из южной Италии. Русские десанты участвовали в овладении Неаполем, Римом и др. городами Италии. Австрия и Англия неоднократно нарушили свои союзнические обязательства перед Россией. Поэтому эскадра Ушакова была отозвана императором Павлом I из Средиземного моря и осенью 1800 г. вернулась в Севастополь.

Александр I, вступивший на престол в 1801 г., не признал и не оценил великих заслуг русского адмирала. В 1802 г. Ушаков был назначен на третьестепенные должности главного командира Балтийского гребного флота, давно устаревшего, и начальника флотских команд в Петербурге, ведавшего скромным морским хозяйством столицы. В 1807 г. Ушакова по болезни уволили в отставку. Ушаков проживал в своем небольшом тамбовском имении. Во время Отечественной войны 1812 г. тамбовское дворянство избрало его предводителем ополчения Тамбовской губернии, но, будучи тяжело больным, Ушаков не принял эту должность. По завещанию Ушакова его похоронили в Санаксарском монастыре. В 2001 г. канонизирован Русской Православной Церковью в чине праведного воина, непобедимого Адмирала Флота Российского. Дни памяти: 23 июля (5 августа) и 2 (15) октября.

Деятельность именно этих православных подвижников и мыслителей заложила прочный фундамент для расцвета русской религиозной философии и русской православной духовности в XIX веке. Но главное, что в жизни святителя Митрофана Воронежского, святителя Арсения Мациевича, Ксении Петербургской, святителя Тихона Задонского, преподобного Паисия Величковского и их учеников, в духовной жизни русского общества сохранились и продолжились идеалы Святой Руси, казалось бы, навсегда утраченные в годы господства светской культуры.

Итак, XVIII столетие в духовном смысле оказалось сумбурным и противоречивым. В народе и в Церкви в душах и сердцах людей продолжала жить и освящать каждый день бытия Святая Русь, продолжала сохранять свою силу вера православная, а духовное стояние в борьбе со злом русских подвижников неизменно вызывало искренний отклик в народном сознании. Но в образованных кругах общества, в высшем свете гораздо большее влияние приобрело светское миропонимание, нашедшее свое выражение в распространении научных знаний и просветительской идеологии, которые, волей неволей вступали в противоречие с традиционной русской религиозностью, даже пытались потеснить и Церковь, и саму православную веру. Своеобразным пиком, вершиной светского миропонимания стала… масонская мистика, захватившая умы пока еще немногих, но очень влиятельных деятелей отечественной истории, ибо масонский каббалистический оккультизм почитался как самое "передовое", самое "прогрессивное" направление тогдашней светской философской мысли. Это увлечение масонством показывало и сущность всего светского миропонимания, как псевдорелигии человекобожия.

И к началу XIX в. русская духовная жизнь, которая и должна была искать смысл бытия России на земле, оказалась расколотой. И этот раскол был глубже и коварнее, нежели Раскол XVII века. Тогда, сто лет назад Раскол произошел внутри церковного сознания, разные стороны инако понимали сущность православной веры и принципы церковной обрядности. Однако и "никониане", и старообрядцы в сердце своем оставались православными людьми и не ставили под сомнение ни вероучительные догматы, ни само значение Церкви в российской жизни. Более того, каждая из сторон старалась доказать, что именно она является наибольшей ревнительницей православия.

Идейные же и религиозные новшества XVIII века начали разбивать, расстраивать, смущать людей, ибо поставили под сомнение и бытие Церкви, и, главное, истинность православного вероучения. Духовный раскол XVIII столетия — это борьба не внутри одного вероучения, а начало противостояния разных религиозных сознаний: традиционной православной веры и светского миропонимания. Именно поэтому этот раскол был глубже Раскола вековой давности. Но поэтому же он был и коварнее, ведь адепты светского миропонимания или не осознавали, или же намеренно скрывали религиозную сущность своего мировоззрения, как это делали, к примеру, масоны. Однако задача формулировалась именно в такой плоскости — светское миропонимание должно было вытеснить традиционную русскую религиозность.

XVIII век принес России тяжелейший духовный надрыв. И в дальнейшем, к сожалению, "края" этого надрыва будут все больше и больше расходиться, а на месте единого русского сознания будет все более и более углубляться зияющая рана.