Таким образом, литургический канон УЛЦ содержит такие общецерковные принципы: крещение младенцев; брак священников; причастие под обоими видами; реальное, а не символическое (как у кальвинистов и радикальных протестантов) присутствие Христа во время Евхаристии; право на ее осуществление лишь рукоположенными служителями; понимание крещения как таинства, которое “является истинным орудием благодати"; почитание исповеди и отпущение грехов священником (упраздненное у кальвинистов и радикальных протестантов); родной язык богослужения; соответствующий внешний, с использованием элементов византийской архитектуры, и внутренний вид культовых сооружений, сохранение алтаря, созерцание распятого Христа и образов, которые “являются не олицетворением Христа и святых, но указанием на спасение”; почитание православных праздников; проведение покаянных богослужений с поклонами и т. п.
Из брошюры “Українська християнська скарбниця. Що кожна людина повинна знати про таїнство Хрищення” (Тернополь, 1994) узнаем, что для проведения этого торжественного обряда необходимо использование специальных символов. Знак Креста во лбу является признаком принадлежности Богу. Крест, выведенный оливковым маслом (помазание), символизирует дары Священного Духа, а свечка при крещении – Христа; ее можно вновь зажечь на годовщину таинства или во время молитвы. Хоругви помогают выражать радость и благодарность за дары Божьи при крещении.
Интересно, что своим творчеством УЛЦ не противоречит принятой в мировом лютеранстве практике объединения нового догмата с установившимся обрядом, который многими своими элементами соответствует и католицизму, и православию. А вот то, что отличает обрядовую практику этих двух церквей, украинские лютеране оценивают сквозь призму своей классики. Поэтому, например, в выборе креста, умеренном убранстве храмовых помещений, отношении к иконам (а значит и к решениям седьмого Вселенского собора) или, например, к такому специфическому элементу, как эпиклеза (призывание Святого Духа во время Евхаристии), УЛЦ ближе к католицизму. Эти элементы имеют выход в доктринальную сферу, а в лютеранстве она исторически связана с католицизмом. Вместе с тем по своему календарю и быту УЛЦ – очень близка к православию.
Такое наслоение различных христианских традиций создает удивительно оригинальный, не похожий на весь протестантский мир тип личности. Украинский лютеранин любит музыку, но для него орган (который немцы называют “четвертым принципиальным предметом” – наряду с алтарем, крестильной купелью и пюпитром евангелического богослужения) не заслоняет церковное пение. Он неравнодушен к народному творчеству и, к удивлению других протестантов, с увлечением принимает участие в церковных конкурсах на лучшую писанку. Он ревностно служит Господу своей повседневной жизнью и в туристических поездках с удовольствием посещает монастыри. А молодые прихожане и семинаристы вместе с монахами проводят летние школы в Почаеве или в Свято-Успенской Уневской греко-католической лавре, слушая лекции православных и греко-католических богословов. Украинский лютеранин наряду с церковными и государственными праздниками (а также церковно-государственными – например, праздником крещения Руси-Украины, Днем памяти павших и народных мучеников, Воскресеньем праотцов) отмечает дни христианских святителей (первомученика Степана, Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла, Андрея Первозванного, святого Николая). А к ним добавляет и своих: “блаженной памяти пастыря” (которого журнал “Стяг” называет Отцом церкви) Теодора Ярчука (день Священного Теодора) и Мартина Лютера. Важной датой для украинских лютеран является и праздник обновления церкви (День Реформации). “Церковный Год с всеми его праздниками и церковными практиками – это часть нашей жизни... Пред нами являются геройские подвиги и добродетели святых, мучеников и праведников. Здесь мы возрастаем в вере, переживаем дни духовной радости, грусти, счастья, раскаяния и прощения. Церковный Год – это также большая духовная практика, на протяжении которой мы учимся бояться и любить Бога так, чтобы свято блюсти Его Заповеди и установления...”.
Как видим, речь идет не просто о механическом объединении того, что на первый взгляд несоединимо – протестантизма, ревностного в исследовании Библии и провозглашении вести о спасении, и православия, с его особым отношением к свече, иконе, крестному знамению как символам невидимого духовного бытия. Здесь виден поиск протестантами своего места в православной традиции и осмысление себя сквозь призму той христианской культуры, с которой их церковь соединила сама историческая судьба. Этот синтез рождает новую модель мировоззрения. Поэтому, будучи генетически связанной с немецким и американским лютеранством, УЛЦ, однако, стремится найти собственную мировоззренческую позицию и свои приоритеты в общественной жизни.
УЛЦ весьма прицельно взяла курс на создание национальной церкви, определив ее главную цель – пробуждение духовности и национального сознания украинцев. Такой роли не берет на себя ни одна протестантская конфессия в Украине, держась обычно нейтралитета относительно политики и национальной идеи. Поэтому общественные лозунги украинских лютеран – “...не чувствуйте себя сиротами, “пришельцами”, “чужаками”, а укорененными на родной украинской земле Словом Божьим детьми небесного Отца, которым небезразлично будущее своего народа, его судьба, путь, жизненный выбор, вера” или: “Проповедуй Евангелие так, будто Оно лично обращено к украинскому народу: “Ибо так Бог возлюбил “Украину”, что отдал Сына Своего Единородного, дабы “если Украина” уверует в Него, не погибла, но имела жизнь вечную” (“Стяг”) – диссонируют не только с позицией радикальных протестантов, но и немецких лютеран. Для первых – это политическая вовлеченность, выходящая за границы Евангелия, для вторых – превалирование внецерковных интересов над церковными, при котором, учитывая канонически-территориальные требования Православной церкви, возможны обвинения в прозелитизме. Обозревая лютеранскую жизнь в Украине, д-р Ахим Райс определяет УЛЦ как “очень ориентированную на миссионерскую деятельность”.
Казалось бы, синтетическая платформа УЛЦ должна делать ее проповедь высоко эффективной. Она “стучит в сердца” протестанта, православного и католика; интересна для разных социально-демографических групп, созвучна переживаниям галицийца, связанного с западной культурой, и жителя восточных областей, воспитанного в православной ментальности. Но количественные показатели церкви пока что не свидетельствуют о подобной перспективе. Украинец, воспринимающий Церковь не столько как мистическое тело, сколько социальный организм, скорее пойдет в православие или греко-католицизм. Украинец, оценивающий свою земную жизнь исключительно через Евангелие, отрекаясь от всего, что вне божественной заповеди, потянется, вероятно, к баптизму. Поэтому едва ли не главной проблемой УЛЦ все еще остается самоосмысление. Оно означает не только создание оригинального лица, а и поиск более глубинных корней в отечественной истории и культуре. Корней, которые далеки от немецкого и американского лютеранства, однако являются определяющими для украинского. Без них УЛЦ будет оставаться и для западного, и для восточного христианского мира некоей экзотикой.
Список литературы
Гейгер Ф. Беседа о лютеранской Церкви с православными христианами.
Аугсбургске виросповидання / Перекл. В. Горпинчука. – Тернопиль, 1995.
Служебник для українських євангельських громад Авгсбурзького Виросповидання. – Станиславив, 1933. – Перевид. Тернопиль, 1998.
Стяг. – 1996–2001.
Немецкий канал. – 1997.