Виктория Любащенко
Украинские лютеране мечтают о восстановлении своей церкви. Возвращение на Родину они связывают не только с ее возрождением, но и с более широким – национальным, культурно-образовательным, межконфессиональным – включением в общественную и духовную жизнь страны. Сориентированная на местное население, его культуру, язык, традиции, современная Украинская лютеранская церковь (УЛЦ) стремится воссоздать лозунг своих пионеров: “Через Реформацию – украинизация!”, ибо “настоящая Церковь является прямой преемницей Украинской евангельской лютеранской Церкви”. Учитывая историческую склонность Украины к синтезу религиозной и национальной идей, этот лозунг в период развития ее государственности способен вызвать определенные симпатии, а следовательно – расширить ареал присутствия самого лютеранства, выведя его в конце концов за рамки “немецкой веры” и сделав полноценным элементом отечественного бытия.
Новый этап истории УЛЦ настал в начале 90-х, когда в Украину приехал пастор Ярослав Шепелявец. Выходец из украинской евангельской семьи, поставленный на священническое служение Висконсинским лютеранским синодом США, энергичный миссионер, он развернул в Украине активную работу. Его усилиями в страну были завезены тысячи экземпляров Библии, сотни единиц оргтехники в школы и институты, издано несколько учебников, профинансировано лечение детей, а также обучение врачей, фермеров и военных за границей; организованы передвижная “клиника на колесах” и благотворительный центр “Лютеране за жизнь” в Украине. Эта активная деятельность была оценена украинской общественностью. В 1997 г. Шепелявец, к тому времени уже епископ восстановленной УЛЦ, был удостоен премии им. Ивана Огиенко, а в 1999 г. глава Украинской православной церкви Киевский патриархат наградил епископа Ярослава вместе с другими лидерами протестантских сообществ орденом Священного Владимира. УЛЦ стала членом Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций и Библейского общества Украины. Однако на фоне бурной филантропии собственно религиозная практика церкви, имевшей незначительное количество общин и верующих, определенное время оставалась в тени.
Сегодня лицо УЛЦ становится все более выразительным, ее внутренняя жизнь – более упорядоченной и системной. В 2000 г. УЛЦ имела 15 зарегистрированных и 8 фактически действующих общин, или миссионных станций, – то есть тех, которые находятся в стадии формирования своих структур. Общее количество верующих – до 1,5 тыс. Восстановив практику в Западной Украине, сегодня УЛЦ, как и большинство церквей страны, постепенно продвигается в центрально-восточный регион. Самые большие общины – по 200=300 человек действуют в Киеве, Тернополе, Севастополе, меньшие – на востоке и юге страны. Это определило церковную структуру сообщества разделенного на три епархии – Киевскую, Галицийскую и Таврическую. Епископат (религиозный центр) УЛЦ находится в Киеве. За 1997=2001 гг. церкви удалось возвратить и отреставрировать несколько бывших культовых сооружений, но главное внимание она уделяет строительству новых. Уже установлены кресты на месте будущих храмов – кафедрального собора в Киеве и церкви Христа Спасителя в Севастополе.
УЛЦ построена по синодальному (промежуточному между епископальным и конгрегациональным) принципу, которого придерживается большинство лютеранских церквей мира. Так, согласно “Внутренним правилам Епископата Украинской лютеранской Церкви” высшим ее органом является собор, в период между соборами действует синод, в состав которого входят епископ и его заместитель, секретарь, казначей, а также пастыри общин и по одному представителю мирян от них. С церковью сотрудничает ряд международных филантропических организаций, в частности, кроме уже упомянутых, благотворительный фонд “Мысли о вере”, оказывающий помощь в издательской деятельности, подготовке радиопередач, налаживании образовательного процесса.
Культурно-образовательная деятельность церкви довольно заметна. Даже беглое знакомство с количеством и богословским уровнем книг, переведенных на украинский и опубликованных издательским комитетом УЛЦ при поддержке Фонда “Лютеранское наследие” за последние 5–6 лет, поражает. Кроме конфессиональной классики (труды Лютера, довоенных и современных богословов, символическая литература), переиздаются также произведения пионеров украинского лютеранского движения. На фоне немногочисленной популярной литературы других протестантских церквей издательская активность маленькой УЛЦ способна сделать ее одним из ведущих религиозных сообществ страны в формировании своего конфессионального наследия. Усилиями комитета упорядочиваются и довоенные издания церкви. Уже восстановлен журнал “Стяг”, с помощью миссии “Конкордия” (Сент-Луис) издается четырехъязычный журнал “Добрая весть”; его украинский вариант также готовит УЛЦ.
Достаточно серьезными, рассчитанными на дальнюю перспективу выглядят образовательные планы церкви. В 1994 г. она основала богословскую семинарию им. Св. Софии в Тернополе, где готовят будущих церковнослужителей и богословов, специалистов по доктринальному, историческому и практическому богословию. Ее программа рассчитана на 4 года стационарного обучения. К абитуриентам предъявляются высокие требования: общее высшее образование, знание одного-двух иностранных языков, свободное чтение Библии на древнееврейском и греческом. Семинаристы, которых не более 20 человек, проходят обязательную летнюю практику в церквах, где планируют свое служение. В конце обучения они готовят “интегративный исследовательский проект” по определенной богословской теме, а также по истории региона будущей работы. Выпускник семинарии получает диплом бакалавра или магистра богословия. В случае неуспеваемости семинарист должен заниматься по индивидуальной программе. Упор делается на качество образования, его соответствие мировым стандартам конфессионального богословия. Еще одна существенная черта семинарии, выделяющая ее из ряда других протестантских духовных школ, – особое внимание к украинскому языку, истории и культуре, украиноведческая направленность многих предметов, то есть целенаправленная подготовка душпастырей для Украины. Почти стопроцентная комплектация иностранными преподавателями (их рекрутируют главным образом из семинарии “Конкордия” Миссурийского синода) не мешает этому учебному заведению максимально приблизиться к потребностям национального образования. Интересно, что и пасторов-иностранцев, которых приглашает УЛЦ, также настраивают на изучение украинского языка и как можно более быструю адаптацию к местным условиям.
В 2000 г. новым главой церкви избран недавний выпускник богословской семинарии им. Св. Софии Вячеслав Горпинчук. Завоевав авторитет у мирян и молодых священников (преимущественно вчерашних семинаристов) собиранием материалов по истории церкви, редактированием лютеранской периодики, переводом и публикованием конфессионального наследия, Горпинчук довольно быстро достиг высшей церковной должности: в 1999 г. его избрали пастором, а через год – уже епископом.
Руководство УЛЦ с новой энергией взялось за налаживание международных контактов, стремясь более тесно сотрудничать со Всемирной лютеранской конфессиональной конференцией, а также стать наблюдателем во Всемирной лютеранской федерации. Тем не менее последняя все еще приглядывается к украинской церкви, столь непривычной на фоне мирового лютеранского движения.
Как известно, немецкое лютеранство в соответствии с церковной традицией оставило в употреблении немало католических элементов, особенно в литургии. “Созданная Лютером форма богослужения есть, в сущности, немецкий перевод латинской мессы” (Ф. Гейгер). Во всем мире лютеране, как и немцы в Украине, воссоздают западный обряд. Однако украинские лютеране с самого начала обратились к православному обряду и юлианскому календарю. Почему? Первое, что приходит на ум, – греко-католическое происхождение основателей церкви. И это действительно одна из причин, обусловивших ее оригинальное лицо. Однако не следует забывать, что немало лидеров других протестантских течений в Западной Украине также вышли из греко-католической среды, но их разрыв с “верой отцов” оказался окончательным. Поэтому есть, вероятно, и другие причины.
Украинская лютеранская церковь своим существованием обязана не только Германии (Теодору Цеклеру, Тюбингену, Обществу им. Густава Адольфа, Обществу Мартина Лютера в Эрлангене). Учреждение украинских общин было бы невозможно без лютеранского движения в Северной Америке. В начале ХХ ст. американское и канадское лютеранство уже сформировалось как довольно отличная от своей немецкой матрицы и вполне самодостаточная конфессиональная среда. С одной стороны, она утратила первичный национальный нерв церкви, обратив проповедь ко всем народам Нового Света, поэтому лютеранство в США и Канаде существует как ряд региональных синодов, которые, помимо различных межцерковных союзов, имеют статус поместных, независимых в своей внутренней жизни. С другой стороны, этот налет конгрегационности, нетипичный для религиозной жизни Германии, “снимается” неукоснительным сбережением в заокеанском лютеранстве основоположных доктринальных принципов. При наличии определенных мировоззренческих отличий, лютеранские синоды США и Канады в большинстве своем консервативны в учении и практике и критически воспринимают либерализм в Германии. Собственно, с этой среды и началось восстановление украинского лютеранского движения: на первых порах в лагерях для перемещенных лиц, со временем – в диаспоре усилиями небольшой группы верующих во главе с пастором Михаилом Тимчуком, которому удалось выжить после 1939 г. Сохранению Украинской лютеранской церкви помогало также Объединение евангельских церквей Северной Америки, созданное в начале ХХ ст. украинскими протестантами. Сегодня восстановленная на Родине церковь поддерживает тесные контакты с влиятельными религиозными организациями США – Миссурийским и Висконсинским синодами, придерживающимися ортодоксии.