Смекни!
smekni.com

Пробуждение в православной церкви (стр. 1 из 4)

Пастор Олег Пронин, Кохтла-Ярве, Эстония

Русская Православная Церковь на протяжении уже тысячи лет, занимает важное и значимое место в жизни, формировании мировоззрения, культуры и истории русского народа. Священник Александр Борисов так охарактеризовал её влияние: “Именно Русская Православная Церковь, в каком бы состоянии она не находилась, самим фактором своего существования является для подавляющего большинства нашего народа символом, знаком присутствия Бога в мире…

Просто Бог избрал именно такой путь для нашего народа, именно Православие оказалось тем христианским вероисповеданием, которое нашло отклик в душе нашего народа, именно через него была принесена нам Евангельская весть”[1]. Наше общество пережило интеллектуальные изменения, но духовный кризис продолжает пагубно влиять на его градацию. Реформы и преобразования сегодня в православной церкви могут стать той силой, которая сможет направить общество на путь выхода из духовного кризиса, конструктивно влиять на развитие церковно-государственных отношений, изменить свой взгляд на протестантский мир в русском обществе. Другой вопрос, готова ли сегодня православная церковь встать на путь реформ и преобразований?[1] Священник Александр Борисов. Побелевшие нивы, размышления о русской православной церкви. Лига-Фолиант издательское предприятие Путь. Москва 1994. стр 17

В то же самое время, протестантизм, существующий сегодня в России, так же переживает состояние застоя, и нуждается в обновлении. Часто, западные модели пробуждения, которые евангельские верующие пытаются воплощать в жизни церкви, не работают, по причине того, что являются оторванными от контекста русской культуры, истории, и религиозного опыта. Это уход от веками накапливаемого духовного богатства русской религиозной мысли, и противопоставление ей так называемого западного евангелия.

Православная Церковь в современной России соприкасается с разными социальными проблемами общества, корни которых нисходят к бездуховной “технокультуре”, упадке общественной нравственности, проявления откровенного аморализма, распада исторически - культурных традиций. Не смотря на то, что на смену эпохи атеизма пришло, наконец-то понимание обществом необходимости восстановить свою причастность к духовному наследию христианских традиций, урон, который понесла наша культура из-за того, что целый пласт ее оказался на многие десятилетия вычеркнут из реального процесса духовной жизни, к сожалению, даёт знать о себе разнообразием оккультных практик на территории государства. В данных условиях, религия и Церковь с полным правом могут претендовать на роль хранителя исторического наследия и нравственных устоев. Однако, стоит отметить, что зачастую костное мышление титульной церкви становилось причиной, препятствующей людям малознакомым с церковной традицией, приобщаться вере, в силу причин разрыва между традицией и духом современности. Впрочем, эта проблема неоднократно встречается в истории, и имеет отношение к самым разным деноминациям. Но стоит особенно отметить, что Русь получила Евангелие на родном языке на 4 века раньше Англии, на 5 веков раньше Чехии, на б веков раньше Германии. Этот факт должен быть оценен Русским народом по достоинству.

С того момента, как просветители Кирилл и Мефодий, родом из Моравии, принесли на Русь Евангелие, то Дух евангелия - оправдание и спасение по благодати через Божие Слово, находился в постоянном конфликте с умозаключениями людей, полагавшихся на вес человеческой традиции и избегавших любого упоминания о изменении устоев церкви.

Столетиями РПЦ избегала всякого реформирования. Хотя попытки инициирования реформ всё же находили своё место в истории развития церкви. За несколько веков до появления трудов Мартина Лютера, Кальвина и Цвингли - вождей реформации в Европе, первый русский митрополит Илларион, 1051 г. написал работу «Слово о законе и благодати». В основе его работы лежало то, что «любой человек может быть причастником Божества», «благодать приносит спасение». Также очень примечательно, что митрополит имел определенную позицию по отношению к византийской церкви. Его утверждение было учительным: «Вера - от Бога, а не от греков!». Здесь как бы противопоставление - вера отцов или вера Божия.[1] Позже, в 12м веке, митрополит из схимников Климент Смолятич и епископ Кирилл Туровский, современники и единомышленники князя Владимира Мономаха, утверждали, что для спасения необходимо возрождение от Слова Божьего, так же и сам Владимир Мономах, в своём «Поучении»[2], убеждал держаться здравомыслия в вере. Кирилл Туровский, в свое работе «Слово о расслабленном»[3] особенно подчёркивает роль веры и разума в Богопознаии отца и мира. С этого времени, в развитии православной церкви наблюдается конфликт между мистическим и рационалистическим направлениями в богословии. Придерживающиеся мистического направления, делали особое ударение на созерцательность, безмолвие, самоуглубление, выступали за отдаление от Запада, и препятствовали широкому распространению Библии среди народа. Иосиф Волоцкой (1504 г.), защитник мистицизма, утверждал: «Библия плодит ереси». И всех несогласных с его позицией требовал сжигать на кострах. Рационалисты обращали внимание на роль разума в познании Бога, призывали обратиться от традиций к первоначальному откровению, были против обрядоверия, церковной иерархии, учили о свободной воле, о том, что Библия есть источник всякого истинного знания. Разрешался конфликт по-разному, иногда это были репрессии и откровенные экзекуции в отношении несогласных с учением православной церкви, (1370 - 1376 год, Новгород дьяконы Карп и Никита) иногда отделение от неё разных групп (поповцы и беспоповцы). Официальная церковь строжайше блюла и хранила традиции и учение, жестко подавляла любые покушения на реформы и обновление своих уставов и канонов.

Особого внимания заслуживает движение, возникшее в православной церкви в начале 20 века. Прежде всего, исторически и богословски оно ближе всех стоит по отношению к нашей эпохе, и во многом в данном движении прослеживается выражение евангельского духа, взятый курс на сближение с обществом и готовность к диалогу с простым народом. На его основе в РПЦ, можно увидеть определённые закономерности, актуальность которых имеет большое значение сегодня. Обновленчество - как попытка реформирования РПЦ силами, зародившимися в русском православном обществе, даёт возможность извлечь уроки, которые помогут решить конфликт отношения протестантизма с русской культурой и историей.

В начале XX века, в русской православной церкви, возникает реформаторское движение, направленное на внесение преобразований в наиболее консервативные устои и положения церкви. Обновленческое движение уже по своей сути является уникальным, поскольку образовалось в среде русского Богоискательства, и несло в себе покушение на исторический и культурный опыт, веками накапливаемый русской православной традицией. Можно ли назвать обновленческое движение начала XX века русской реформацией? В определённом смысле – да, поскольку оно было устремлено на борьбу с консервативным традиционализмом внутри самой церкви. Обновленчество как выражение русской реформации воплотило в себе слова Иисуса Христа из евангелия от (Матфея 9:17) «…но вино молодое вливают в новые мехи…». Оно было направлено на изменение форм служения церкви, которые продолжали основываться на устаревших способах выражения “абсолютных и непререкаемых истин веры”, и далеко не соответствовали духу времени и современному уровню развития общественного сознания. Под «новыми мехами» обновленчество подразумевало, прежде всего, возвращение церкви к первоначальным истокам евангельской вести, к чистоте христианства первых веков, посредством очищения православия от наслоения царизма и обрядоверия. Далее обновленчество указало православной церкви на проблему инкультурации, предложив её решение в реформировании обрядов, литургии и культуры церкви. Обновленчество попыталось внести в православную церковь посыл к умеренному рациональному мышлению, способности отделять главное от второстепенного. Во всех преобразованиях обновленческое движение учитывало культурный, исторический и религиозный опыт православия, и опиралось на него.

Обновленческое движение, возникнувшее в начале XX века, в РПЦ, уже своим появлением охарактеризовало общее состояние церкви, как нуждающейся в немедленных реформах административного и богословского характера. Новизна, устремившая к себе и пастырей и пасомых, хоть и не была чётко сформулирована и структуризирована, являлась сильным контрастом застойной атмосфере Русской православной церкви начала 20 века. Зарождающиеся глобальные перемены в Российской империи, духовные поиски русской интеллигенции, и неспособность священства, стать на них ответом, стали сильным фактором влияния, мотивом для маргинально настроенных слоёв клира и мирян, к реформированию всего института церкви. Обновленчество не носило в себе сектантский характер, подобно тому, как на протяжении веков, в Русской православной церкви возникали различные движения, вырывающие из соборной среды под предлогом богословских разномыслий, целые группы людей. Обновленчество, изначально так же не ставило своей целью, создание отдельной структуры, некоей автономной церкви, со своей иерархией и догматикой. К сожалению впоследствии, получив политическую окраску, движение изменило первоначальным идеалам, и стало орудием в руках государственных структур, направленным на внесение раскола в РПЦ.

Но изначально, это была попытка, осуществления массовых канонических реформ церкви, реформ которые бы опирались на авторитет собора и иерархов. Обновленцы, стремясь реформировать православную церковь, в то же самое время, основывали свои идеи на традиционном культурно-историческом фундаменте православия, призывая не к революционным переменам в среде церкви, но, указывая на то, что развитие церкви, предполагает эволюционный процесс, посредством которого церковь сможет реформировать своё служение, что бы принять вызов современного общества. Обновленчество в православии стало голосом, предупреждающим общество о вероятных кризисах, готовых обрушиться на царскую Россию, если духовность страны по прежнему будет вырождаться, рушась под натиском идей социализма и атеизма. К великому сожалению, этот голос так и не был услышан, а вялые попытки видимых изменений в церкви, Обновленческое движение, весьма либерально относилось к евангельским христианам, но никогда не смешивало себя с ними. Первый период, это обновленчество 1905г. и второй период, это советское обновленчество, возникнувшее в 1922г.