Смекни!
smekni.com

Джайнизм (стр. 1 из 2)

Джайнизм – одно из основных религиозно-философских учений Индии, возникшее в 6 в. до н. э. Основателем Д. считается странствующий проповедник Вардхамана, которому впоследствии были даны имена Махавиры («великого героя») и Джины («победителя») – отсюда название учения.

В ходе своего развития Д. разделился на ряд сект, из которых наиболее значительные: секта дигамбаров, т. е. обнажённых (буквально – «одетых странами света»), и секта шветамбаров («одетых в белое»). Ядро религиозно-философской литературы Д. – джайнский канон (в основе которого лежат так называемые Джайна-сутры). Среди неканонической литературы наибольший интерес представляют сочинения Умашрати (1 в. до н. э.) и Сиддхасены Диракара (6 в. н. э.). Д., как и параллельный ему буддизм, явился реакцией на ритуализм и абстрактную спекулятивность брахманизма. Д. отверг авторитет Вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст).

Учение о дживах, или живых существах, и свойственных им двух видах бытия – бытии несовершенном и бытии совершенном, является основой Д. В состоянии несовершенного бытия джива, сущность которого заключается в вечной, обладающей сознанием душе, находится в соединении с «материей», образующей тело дживы. Тело, оплетая душу, повергает дживу в состояние страдания, которое и служит отличительным признаком несовершенного бытия. В зависимости от соотношения духовного и телесного элементов эти дживы образуют своеобразную лестницу: на низшей её ступени располагаются дживы, представляющие формы, в которые выливается существование неорганических веществ и растений. На более высокой ступени пребывают дживы, имеющие форму животных, людей, богов. (Т. о., бог в Д. – только одна из форм несовершенного бытия дживы.) Капля росы, человек, бог – ступени единой системы принципиально одинаковых видов бытия, характеризующегося отягощённостью материей. Вверху иерархии джив находятся «освобождённые» дживы, для которых не существует материальных уз и даже духовных условий, ограничивающих их существование, и они способны полностью управлять собственным бытием. Освобождения могут достичь только дживы, получившие форму человеческого существа. Такие дживы называются Титханкары; они являются в мир с известной периодичностью. Вардхамана считается последним из них в данную эру (двадцать четвёртым).

Основным путём к «освобождению» Д. считает аскетизм. Аскетические принципы Д. предусматривают активное истребление телесного элемента (конкретные правила джайнского аскетизма включают в себя, помимо отказа от одежды, строгого поста и прочее, всевозможные мучения и истязания). Наряду с подавлением телесного начала правила джайнского поведения требуют неуклонного соблюдения принципа ахимсы, заключающегося в отказе от причинения малейшего вреда любому живому существу. Подчёркивание преимущественного и, в частности, нравственного значения аскетизма и строжайшее соблюдение аскетического образа жизни, предусматривающего тщательную разработку правил этого поведения, отличают Д. не только от буддизма, но и от всех др. систем Индии, также подчёркивающих важность аскетизма. Практическая часть Д. включает определённую обрядность, которая, вопреки принципиальному со стороны Д. отрицанию ритуальности, выработалась под влиянием потребностей «массового» почитания (храмовое почитание Титханкаров, публичная исповедь, чтение джайнских текстов и др.).

Д., в отличие от буддизма, строго онтологичен – имеет учение о бытии; душа (джива) и «недуша» (аджива), включающая материальное, признаются в качестве равноправных, вечно существующих начал – субстанций. Т. о., Д., в отличие от брахманизма, дуалистичен (см. Дуализм). Наряду с дживами и адживами, представляющими две основные сущности (таттвы) онтологии Д., существуют ещё 5 таттв, исчерпывающих все возможные виды отношений и взаимосвязи дживы и адживы. Каждая из 7 таттв определённым образом классифицируется и иерархически членится. В частности, материя делится на тонкую (кармическую), представляющую нечто вроде «силы», и грубую, ощущаемую органами чувств и делимую на атомы (ану).

Не вышедший за пределы Индии Д. сохранил здесь своё влияние. В начале 70-х гг. в Индии (главным образом в Гуджарате и Раджастхане) насчитывалось несколько миллионов его приверженцев, в основном принадлежащих к торговым и ремесленным кастам (соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, т.к. вспашка земли влечёт за собой убийство живых существ). Джайны (торговцы и ростовщики) представляют в современной Индии значительную финансовую и экономическую силу. Последователи Д. имеют несколько десятков институтов и колледжей и ряд журналов.

Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; с. 240–89; Glasenapp Н., Der Jainismus. Eine indische Erlösungsreligion, B., 1925; Champat Rai Jain, The practical Dharma, Allahabad, 1929; Schubring W., Die Lehre der Jainas. Nach den alten Quellen dargestellt, B., 1935; Thomas P., Hindu religion, customs and manners, Bombay, [1948].

В. П. Лучина.

«Большая Российская энциклопедия»

***

Джайнизм – одна из наиболее известных религий Индии. Обычно считается, что джайнизм возник в VI веке до н.э., однако есть основания полагать, что корни этой религии древнее.

Джайнизм возник на северо-востоке Индии, в областях добрахманистско-ведийской культуры, а затем распространился по всей Индии, никогда не выходя за ее пределы. Название религии происходит от имени пророка Джины, (известного также как Вардхамана и Махавира) почитаемого в качестве основателя религии. В основу философии джайнизма легла Триратна – учение Джины, состоящее из трех «правильных» основ бытия: правильного видения, правильного знания и правильного поведения. Первым систематизатором джайнизма является Умашвати.

В джайнизме четко прослеживается конфликт с кастовой системой, связанной с брахманизмом. По джайнизму, достичь спасения может каждый человек, независимо от сословия и кастовой принадлежности.

Джайнизм, как и одинаковый с ним по направленности буддизм, в центр своей доктрины поставил проблему бытия личности. В отличие от буддизма, джайнизм отличает меньшая внутренняя цельность, более тесная связь с отвергаемым брахманизмом, обусловившая в нем присутствие черт догматизма и ритуализма.

В основе джайнизма лежит утверждение определяющего значения двух вечных, несотворенных и неразрушимых субстанций (таттв): дживы и адживы, выступающей в качестве пудгалы, акаши, времени, дхармы и адхармы. В зависимости от степени связанности с адживой, джива, определяющая процесс взаимодействия между сущностями, предстает в двух формах бытия: совершенном и несовершенном. В состоянии несовершенного бытия джива, находясь в соединении с материей, теряет свои потенциальные качества и повергается в состояние страдания; в состоянии совершенного бытия, освобождаясь от материи и оказавшись способной управлять своим бытием, джива переходит в состояние блаженства – состояние нирваны или мокши.

Джайнизм исходит из идеи реинкарнации дживы в любой одухотворенной среде. Реинкарнация происходит под влиянием кармического тела, появившегося в результате предыдущих реинкарнаций. Достигший озарения джайн стремится замедлить этот процесс посредством постоянного воздействия (самвара), что предполагает постоянное соблюдение ряда духовных, словесных и физических запретов.

Соответственно двум видам бытия дживы джайнизм признает познание несовершенное – непосредственное и опосредованное, и совершенное – интуитивное, доступное только освобожденному от уз материи.

Решающую роль в переходе бытия из несовершенного состояния в совершенное играет этическое воспитание личности. В отличие от буддизма джайнизм настаивает на обязательности жестких нравственных норм. Следствием этого является подчеркнутое различие между религиозной и светской моралью.

Джайнский священнослужитель обязан исполнять пять Великих махаврат (зароков):

не убивать,

не лгать,

не воровать,

не иметь сексуальных отношений,

не собирать ценности бренного мира.

Характерной особенностью джайнизма является тщательная разработка правил и внешних форм аскетического поведения и требование строжайшего их соблюдения, в частности, принципа ахинсы. Соблюдение этого принципа ограничивает приверженцев джайнизма в основном торговыми и ремесленными кругами.

В отличие от брахманизма, джайнизм дуалистичен. В основе этого дуализма лежит одновременно отрицание (как в буддизме) неизменного начала и признание (как в брахманизме) этого начала. В результате это приводит к признанию диалектичности существующей реальности, ее способности делаться разумной, поскольку движущей причиной этого превращения признана нравственная активность человеческой личности, что подчеркивается крайним аскетизмом. В конечном итоге джайнизм, как и буддизм, утверждает имманентность божественного человеку при признании равенства всего существующего.

Этический дуализм джайнизма не только разрешает, но и рекомендует самоубийство посредством поста (саллекхана). При этом пренебрежение к собственной жизни уравновешивается с трогательной заботой по отношению к другим живым существам. Джайны практикуют строжайшее вегетарианство, вплоть до стерилизации воды.

Признавая в целом адекватность познания предмету, джайнизм одновременно утверждает относительность познания, возможность множества точек зрения, с помошью которых может рассматриваться реальность. С этим связан метод джайнизма – сьядвада.

В соответствии с легендой, в конце жизни Джина передал управление сообществом джайнов одиннадцати ученикам-ганадхарам, во главе которых стоял Гаутама Индрабхути. В 79 г. н.э. сообщество джайнов раскололось на сторонников либеральной (шветамбары) и консервативной (дигамбары) традиции.

С места своего зарождения (северо-восток Индии, Магадха, нынешний Бихар) джайнизм распространился на юг и восток Индии. На конец XX века количество приверженцев джайнизма – около 3 миллионов человек. Современное движение джайнизма является воплощением интеллектуальности и экономической грамотности, что обеспечивает ему заметное место в экономической и социальной жизни Индии.