О шаманах говорят разное: большинство людей их боится, многие считают шарлатанами, ученые пытаются измерить их энергетическое поле различными (и вполне научными) методами. Традиционная медицина, в свою очередь, заимствует приемы шаманских практик для работы в области психиатрии.
СЕГОДНЯШНИЕ шаманы живут и в городах, носят обычную одежду. Только, в отличие от нас, они не растеряли свою связь с природой. Можно доверять или не доверять шаману, но странное дело - советы, которые дает читателям «АиФ на Енисее» белый шаман из Хакасии Татьяна КОБЕЖИКОВА, лишены напускного мистицизма. Если абстрагироваться от того, что перед нами - шаман, получатся очень простые, но, к сожалению, многими из нас давно позабытые истины.
Запретная тема
ЕЕ ПРИГЛАШАЮТ вызывать дождь и лечить людей. В ее фотоальбоме - Кама Гинкас и Борис Гребенщиков, другие легко узнаваемые лица. Татьяна Кобежикова родилась в семье сельских учителей. Шаманизм был запретной темой, «опиумом для народа».
За такой «опиум» расстреляли в годы репрессий деда Татьяны Кобежиковой. Он не был шаманом, но народных целителей, врачевавших травами, костоправивших без институтских дипломов, вырезали за «шарлатанство». О том, что в семье родился шаман, учителя Кобежиковы поняли сразу. Просвещение просвещением, но есть еще корни - знание и память, которые передаются из поколения в поколение. Но какие могли быть шаманы в советское время? Родись Татьяна в наши дни, ее, возможно, назвали бы ребенком с необычными, экстрасенсорными способностями. Тогда же подавить ее природу, спрятать ее от самой себя означало спасти девочку от неприятностей. Природа все же взяла свое.
- Татьяна Васильевна, шаманами рождаются или становятся?
- Скорее всего, все-таки рождаются, а потом, с годами, только набирают силу. Моя бабушка была шаманом. Другие обстоятельства тоже указывали на то, что родился новый шаман: и лишняя косточка у меня имелась, и родилась я в пути. Родители долгое время от меня это скрывали. Не рассказывали мне о духах, считали, что мне эти знания - только во вред. Но я и росла-то не так, как все. Еще совсем ребенком уходила одна в горы. Бродила без страха по тайге. Вставала ни свет ни заря, до того как выгонят коров. Так рано сбегала из дома, чтобы порыбачить на речке: если кто увидит, что ухожу, могут запретить. Оставалась на берегу целые сутки. Ничего не боялась. В детстве легко могла предсказать перемены в погоде, знала, когда кто умрет. Все это пугало моих родителей. Они не хотели, чтобы это во мне прорастало.
- Предположим, рождение шамана было предопределено природой, она дает какие-то способности вроде предвидения. Но откуда в таком случае знания?
- Что-то пришло само, многому научили. Дядя моего отца, Никита Егорович Чустеев, показывал мне травы, водил по тайге. Я очень благодарна Семену Прокопьевичу Кадышеву, который также учил меня использовать силу трав. Эти два человека в большой степени объяснили мой мир. А потребность помогать людям была у меня всегда. Для шамана, набирающего силу, это все равно что практика для врача.
«Прислушайтесь к себе!»
- ПОЧЕМУ, несмотря на то, что к шаману едва ли не каждый день приходят за помощью, его продолжают бояться?
- Страх у людей вызывает то, что им непонятно, чего они не могут объяснить набором знаний. Простой пример из жизни. Едем на машине, я говорю: «Закрывайте окна!» и сама быстро-быстро поднимаю стекло. А сзади сидящие только смеются: «Да ну тебя! Такая жара!» Через секунду въезжаем в невесть откуда взявшуюся лужу, все с ног до головы в грязи, только я «уцелела». Или вот еще случай: летели мы со знакомой из Новосибирска. Она встречала там Новый год у дочери, я гостила у друзей. Рейс задержали. Не знаю почему, но я решила обменять билет и лететь из другого аэропорта, что, кстати, было не очень удобно. А знакомая настаивала на том, чтобы переночевать и лететь прежним рейсом. В результате на следующий день задержали и мой самолет. А первый - взлетел и упал. Высота была небольшая, но многие получили травмы, в том числе и моя знакомая. Подобные вещи трудно поддаются анализу.
- Правда, что интуицией наделены не только шаманы, но и каждый человек, просто нужно развивать это качество?
- Да, это так. Нужно больше работать над своим «шестым чувством», а вернее, больше доверять ему. Заметьте, люди, живущие на природе, вне города, более интуитивны. У моего народа, хакасов, очень тонкая интуиция. Наша беда в том, что мы все слишком любим анализировать. Ведь у каждого из нас бывают внезапные ощущения тоски, тревоги. Кому не приходилось говорить: «у меня дурное предчувствие»или» что-то мне подсказывает, этого делать не нужно» ? Но есть анализ. Мы закрываем интуицию и начинаем просчитывать. Мозг тормозит первобытные инстинкты. Шаман слушает себя. Я помимо этого еще работаю с бубном - совершаю путешествия в мир духов.
Все краски ауры
- ГОВОРЯТ, все люди наделены «плохой» и «хорошей» энергией. Она - материальна...
- Да, конечно! Я сама принимала участие в экспериментах по изучению воздействия энергии. На конгрессе по народной медицине мы даже просматривали через компьютер состояние духов. Сгустки энергии были видны на мониторе цветными пятнами. Шаман вступает в контакт с миром духов, и в это время специальные приборы фиксируют изменения энергетиче-ского поля.
- Если «сгустки энергии» видны даже компьютеру, то шаману, наверное, и подавно?
- Аура человека видна практически всегда. Если у человека какие-то нарушения в организме, она меняет цвет, приобретает темноватый оттенок. Если человек находится в состоянии гнева - видны темные крапинки, если в ровном состоянии - полупрозрачные, серебристые тона.
- Вы можете издали определить, что человек болен, знаете, что ждет его впереди? Неужели у вас никогда не возникало соблазна подойти и предупредить его о грядущих неприятностях? Может быть, это кому-то могло помочь?
- Раньше я это делала, а теперь - нет. Люди только пугаются, да и со временем я поняла, что это неправильно - делать такие предупреждения. Есть моральный кодекс шамана: пока не попросили - не помогай. Бывает, когда не помогаешь, человек сам, без твоей помощи добивается многого, даже большего, чем если бы ты его предупредил.
«Вызываю дождь»
- В РАЗГАР американских военных действий в Ираке тувинские шаманы собирались провести массовое камлание и таким образом помочь миру. Вам приходилось участвовать в подобных акциях?
- Меня не раз приглашали в Туву вызывать дождь. Я провожу обряд, если в регионе происходит мор животных. Так было в Ширинском районе, когда случился всплеск бешенства среди лисиц. Я просила духов восстановить равновесие в природе.
- В наших городах многие новые дома строятся на древних могильниках. Правда ли, что это наносит вред человеку?
- Здания, построенные на захоронениях, оказывают на жителей некромантиче-ское воздействие. То есть мир мертвых влияет на мир живых. Во время ритуала погребения проводится «кодирование» места, на котором стоит могильник. Устанавливается покой, который никто не должен нарушить. А когда вскрывают могильник, потревоженные духи освобождаются и начинают в свою очередь тревожить людей: вытягивают из них силу, устраивают конфликтные ситуации. Разбуженным нужна подпитка. Подобных зданий в Абакане много. Неблагополучны с точки зрения энергетики угол улиц Кирова и Щетинкина, где сейчас казино и девятиэтажки, и дом, где находится центральная аптека. Гостиница «Абакан» и Дом радио стоят на высохшем озере. Потревожены духи воды, и они дают о себе знать. В хакасских деревнях, прежде чем построить дом, раньше всегда приглашали шамана. А сейчас такое понятие, как «экология жилища», почти утрачено. Будет ли дом счастливым, зависит от многих факторов: направления дороги, течения реки, влияния гор… Не случайно хакасские юрты всегда ставились входом на восток: в течение дня солнце освещало всю юрту. Сверху, со стороны солнца шла божественная энергия.
А наш новый молодежный центр построили входом на юг. Юг - это противостояние окружающему миру. Запад - дорога мертвых, а вот восток - начало жизни, солнечного пути. В итоге, я думаю, в только что отстроенном здании будет много конфликтов.
Тайна Кошкулакской пещеры
- КАК вы относитесь к рассказам о Кошкулакской пещере? Многим ее посетителям являются кошмарные видения, и, что интересно, абсолютно разные люди свидетельствуют об одном и том же: они якобы видели шамана.
- Кошкулакская пещера считается родовой пещерой Чустеевых, Кобежиковых, Обдиных, Коковых. Сейчас туда приходят с шумными экскурсиями, отсюда все неприятности. Когда-то неподалеку от этой пещеры был похоронен шаман. Люди нарушили его покой, и поэтому его дух стал все чаще являться в последние годы. Пещера - это вход в чрево земли-матери. А мы пользуемся ее силой неправильно. Там можно совершить обряд перерождения: представить себя маленькой-маленькой яйцеклеткой, а затем попытаться «родиться» другим человеком, с теми качествами, какие вы хотели бы иметь, а все негативное оставить в «старой жизни». Разумеется, это нужно делать одному, а лучше - с помощью шамана. В эту пещеру нельзя идти с плохими мыслями, страхами. Она вернет вам ваши же чувства: каждый видит и ощущает в ней именно то, из чего состоит сам.
- Что вы посоветуете читателям «АиФ на Енисее»?
- Больше веры в себя. Мысль материальна. Никогда нельзя говорить себе и другим: «Ничего не получится». Начинайте любое дело с уверенности, иначе дух сомнения будет питаться вашими силами. Не думайте о плохом, и оно, плохое, обойдет вас стороной.
Черное и белое
СУЩЕСТВУЮТ «белые» и «черные» шаманы. Считается, что «белый» шаман работает с духами верхнего мира, а «черный» шаман обращается к демоническим существам нижнего. Соответственно в народе бытует мнение, что «черные» шаманы чинят зло, наводят мор и порчу. Татьяна Кобежикова считает такое деление довольно условным: каждый шаман апеллирует к духам как верхнего, так и нижнего мира. А будет ли он «черным» или «белым» - зависит от его человеческих качеств.