.
Кумин Александр Михайлович
"Понятие практика не следует превращать в заклинание". Т. И. Ойзерман
Современное человечество, вступая в третье тысячелетие от рождества Христова, в основном, по-прежнему занято обыденными делами. Люди едят, рожают, выкармливают и воспитывают потомство, которое вновь будет: есть, рожать, выкармливать и воспитывать потомство. Потребность в воспроизводстве себе подобных за 2000 лет не изменилась. (Но и за миллиарды лет предшествующей эволюции у сложных "устойчиво-неравновесных" молекулярных систем не было другой задачи.) И хотя с тех пор, как Адам и Ева произвели на свет "первых человеков" стабильность воспроизводства их рода сильно возросла, но и до сих пор она не достигла 100% надежности. Люди "привязаны притяжением" к своей космической "колыбели", их жизнь пока полностью зависит от судьбы планеты Земля. Однако случайные артефакты или законы космической эволюции когда-нибудь непременно уничтожат и Землю, и Солнце. Но уже в недалеком будущем на Земле закончатся не возобновляемые природные ресурсы, а непрерывное увеличение населения даже сегодня приводит к локальным вооруженным конфликтам. Поэтому, чтобы избежать преждевременной гибели, человечество, в первую очередь, и объединенными усилиями должно повысить уровень сознания людей.
Человеческий род завладел почти всей Землей за счет способности создавать, копировать и совершенствовать рукотворные конструкции и коллективные отношения. Благодаря удачной случайной и целенаправленной деятельности отдельных особей и весь род человеческий постоянно получает более высокую стабильность выживания. Но ни совершенствование социальных отношений, ни научно-техническая революция и огромные информационные возможности ХХI века до сих пор так и не изменили логику человеческого мышления, которая и сегодня остается на уровне эготрофической рассудочности. Однако в последнее время примитивный эгоцентризм (Ego-Sapiens-Centrum) все чаще становится тормозом для дальнейшего развития всего человечества.
Рассудок - это исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах стандартной схемы. В быту его называют здравым смыслом. Логика рассудка – дискретна (1; 0) эгоцентрична и обращает основное внимание на внешнюю форму, а не на внутреннее содержание. Функции рассудка: распознавание (детектирование - выявление, классификация объектов и их движений), запоминание и осознание воздействий, а также возбуждение движения во имя выживания данного организма. Поэтому до сих пор трофика и репродукция по-прежнему составляют основные потребности рассудительных людей.
Все знания, а также построенные с их помощью конструкции и системы, на протяжении многих веков создавались "умелыми" людьми благодаря их рассудочной деятельности. ХХ век в этом смысле не исключение, и он был, в основном, веком потребления, расчленения и исчисления. И ХХI век ничем не будет отличаться от предыдущего века до тех пор, пока существующие ресурсы планеты будут удовлетворять потребности и все возрастающие желания эгоистически рассудительных людей.
Однако если до ХХ века утилизация людьми не возобновляемых ресурсов планеты шла низкими темпами из-за их небольшой численности и ограниченных возможностей, то научно-техническая революция ХХ века привела к высоким темпам потребления "благ" многократно увеличившимся населением. Возросшие потребности людей и конечность ресурсов планеты приводит к ожесточенной борьбе за право пользования природной “кладовой”. Эту борьбу выигрывают наиболее активные, но при этом лучше организованные и технически оснащенные группы людей, государства или корпорации. А из-за варварского разграбления не возобновляемых запасов планеты перспектива их полного уничтожения стала необратимой! Поэтому дальновидные страны и предпринимают превентивные меры по отдалению кризиса за счет резервирования и накопления сырьевых запасов на своей территории. Но, при существующих темпах роста населения планеты, наступление кризиса не может быть остановлено только этим способом. Поэтому дополнительно скрытно финансируются и проводятся мероприятия, направленные на сокращение потребления "благ" в "третьих" странах, на развязывание войн и сокращение населения в тех же "третьих" странах!
Однако истинно гуманным разрешением кризиса для населения всей планеты может стать только путь объективной рационализации общественных отношений, а самое главное – необходимо ускорить переход мышления людей с уровня эгоцентрической рассудочности на уровень разумности, построенной на адекватном понимании объективных процессов движения материи.
Разум – это более высокий уровень познания, он предполагает творческое оперирование опытными данными и сознательное исследование их природы, скрытой от непосредственного восприятия. Только идя по этому пути, мышление может постичь противоречивую сущность бытия, истинные законы движения и превращения материи и достичь адекватного кодирования материальных процессов в субъективной логике абстрактных понятий, а затем перекодировать новые понятия знаками.
Как сказал М. Борн: "Человеческий ум может проникать в тайны природы с помощью мышления вследствие гармонии между законами мышления и законами природы". Отсутствие такой гармонии - расхождение законов мышления с законами бытия закрывает путь к истине, введет к заблуждениям, а из-за них - к кризисам и катастрофам. Только рациональное мышление, которое непротиворечиво обобщает все разнообразие эмпирических фактов, может соответствовать действительности, а для этого необходимо овладеть очень большим объемом объективного знания!
Но разве сегодня люди не обладают именно таким знанием и соответствующим ему уровнем мышления? Действительно, все известные законы природы проверены в опытах, а технические системы, созданные на базе этого знания, прекрасно работают. Ученые убеждают, что наука, начиная с Галилея и Ньютона, рассталась со схоластическими заблуждениями средневековых идеалистов, т. к. ее законы добыты опытным путем и подтверждены практической деятельностью. Поэтому "нормальные" люди и не сомневаются в истинности знаний, передаваемых из поколения в поколение. Однако сегодня появилось много фактов и “еретиков”, которые все же находят основания для сомнения в истинности некоторых знаний.
Например, В. Гудков в статье "Братья по разуму - считают ли они нас таковыми?" (Газета "НВ" №5, 00 г.) дает однозначный, аргументированный шестью пунктами, ответ - нет, космические цивилизации за разумных существ нас не признают! "С такими дикарями, как мы, никто связываться не хочет, наблюдать - наблюдают, а контакты, апеллирующие к разуму, ни кто демонстрировать не хочет". С Гудковым можно согласиться, но только наполовину - в том, что мы - пока еще дикари! Другой автор - В. Жвирблис в статье "Физика как предмет веры" (журнал "Эксперт" №23 1999 г.) делает следующее резюме: "Вот главный научный итог ХХ столетия. Оказавшись веком расчленителей и потребителей, он окончательно добил классическую физику, не предложив взамен ничего, кроме веры. В светлое будущее или в Бога, кому как нравится". Но, кто или что такое Бог, Жвирблис не определяет! О. Молчан в статье "Мы не знаем, в каком мире живем" (журнал "ТМ" №9, 98 г.) пишет: "Возникает мысль, что структуры эти (устойчиво-неравновесные, авт.) формируются и живут не по законам физики, химии, биологии и т. д., а по всеобщим универсальным математическим законам. ... Конечно это не более чем предположение, основанное на осознании того факта, что мы еще далеки от понимания "принципов" природных процессов и не знаем, в каком мире живем!" Значит, наши знания сегодня соответствуют только определению рассудочности, а не разума! Р. Денешев в статье "Интеллектуальная ... дубинка" (журнал "Свет" №7, 00 г.) пишет: "И как знать, быть может, на рубежах следующих веков потомки будут с интересом анализировать мучительный процесс перехода сегодняшнего Homo ego-sapiens (человека эгоцентрично мыслящего) в Homo noo-sapiens (человека разумно мыслящего)". Возможно, потомкам и будет, что анализировать, если сегодня действительно начнется этот "мучительный процесс", а затем – он еще и успешно завершиться.
Но пути развития человечества все, в том числе и ученые, видят "каждый по-своему". Например, академик РАН Ю. Осипов считает, что предотвратить глобальную катастрофу, к которой вплотную подошло человечество на рубеже тысячелетий, сможет только союз науки с христианством - "он поможет преодолеть экологический и нравственно-этический кризис, который переживает современная цивилизация". В. Фортов полагает, что "исследования российских ученых будут гораздо более продуктивны, если они откроют "Библию" не как предмет для критики, а как некий ориентир в научных поисках". Можно привести высказывания на эту тему и лихого "познавателя" М. Веллера (см. роман "Все о Жизни" в интернете, в библиотеке Мошкова) и других известных писателей, но сам факт появления людей, которые чувствуют не полноценность существующего знания и искренне ищут истину, "дорогого стоит".
Подвести итог высказываниям не стандартно мыслящих людей можно словами Г. Гивишвили из статьи "Сверхсильный антропный принцип" (журнал “ВФ” №2, 00 г.): "Парадокс в том, что правы, по-своему, обе стороны (отстаивающие слабый и сильный "антропный" принцип, авт.), поскольку третьего не дано: либо надприродный Бог, либо Природный человек обязаны поддерживать бытие мира". Действительно, “вера - это обязанность, основанием которой является только вечность”. Но и к такому выводу следует добавить одну "маленькую" деталь – обязанности Бога "Природный" человек сможет выполнять только после того, как его вера станет объективно истинной и он поймет алгоритм построения материи из материи! А если не постигнет истину и не станет разумным? И чем же, в конце концов, определяется и подтверждается достижение людьми уровня разумности или сегодняшняя их не разумность?