Элементарное введение в догматы
По своему содержанию это сочинение, посвященное Дамаскиным Иоанну, епископу лаодикийскому, совпадает с первой частью "Источника знания", именно, "Философские главы". Только предмет рассуждения здесь очерчен более выразительно. Для характеристики сочинения достаточно кратко указать его содержание. Соответственно учению отцов Церкви, понятия: природа, сущность, тождественны; равно и понятия: ипостась, личность, индивидуум, как и понятия: различие, свойство, особенность. — Божество есть премирное бытие. Каждый род творений, например ангелы, образует одну природу. Субстанция есть общее, личность — индивидуальное. Различие или свойство есть то, благодаря чему субстанции, роды, личности отличаются друг от друга. Акциденции бывают то отделимые, то неотделимые. Последние это — те, которые характеризуют индивидуальное бытие. Индивидуумы принадлежат к одной и той же субстанции, роду и виду или различным. Род распадается на виды. Высший род не есть вид какого- либо другого рода, потому что он есть высочайший. Равным образом и низший вид не имеет уже под собой другого вида. Высшее родовое понятие есть понятие о субстанции. Это последнее распадается на понятия о телесном и бестелесном. Три божественные личности суть индивидуумы, в отношении к которым родовым понятиям является премирное и непостижимое Божество. Затем следуют определения понятий: energeia, pathos, thelesis.
О двух волях во Христе
Это творение направлено Иоанном Даиаскиным против монофелитов. Где существует две природы, там существует и две воли. Природа, соответственно учению отцов, есть общее и невидимое. Ипостась есть индивидуальное бытие, которое для себя существует, — сущность с ее акциденциями, для себя существующая, отличная от других ипостасей. Природа есть общее, а ипостась, это та же природа — только в ее индивидуальном бытии. Во Христе и после соединения пребывают две природы. Между свойствами божественной природы Христа находится также и божественная воля. К свойствам Его человеческой природы принадлежит также и человеческая воля. Во Христе таким образом — две воли. Что Он владел человеческой волей, на это указывает факт Его укрепления чрез ангелов и чувство оставленности на кресте. После смерти ни тело Его, ни душа, находившаяся в аду, не были отделены от Божества. Если Бог воспринимает две природы, то вместе с тем он должен воспринять также и две воли. Скажут: воля есть дело личности. Нет, способность воли есть дело естества; ее же употребление, это — дело личности. Если бы способность воли была делом личности, то Сын имел бы другую волю по сравнению с Отцом. Что принадлежит природе, то не нуждается в научении. Так как нет ни одного человека без воли, то ясно, что воля принадлежит к природе. Чрез разум и свободу мы носим образ Бога в себе, и этот образ был воспринят Христом. Не Божественной энергией ел и ходил Христос, хотя Божественная воля помогала человеческой в ее деятельности. Так учат Евангелия, Апостолы и святые отцы. В доказательство этой мысли составитель приводит ряд мест из Писания, которые говорят о человеческой природе Христа. Выражением человеческой души Христа была, например, печаль. Свойством Его человеческой природы служила также воля. Как только человек, Христос не мог искупить; как только Бог, Он не мог человечески действовать. Поэтому Божеское и человеческое действование воли в Нем объединены. Божеская воля действует чрез посредство человеческой; человеческая воля служит Божественной.
Первое место среди всех произведений св. Иоанна Дамаскина, бесспорно, принадлежит "Точному изложению православной веры". За это говорит, между прочим, и то, что, именно, это творение прежде других появилось в переводе на латинский язык — при папе Евгении III (1144—1153). За это говорит и то, что на славянский язык оно было переведено:
а) еще в Х-м веке — Иоанном экзархом болгарским,
б) в XVII-м — Епифанием славинецким,
в) в XVII-м — преосвященным Амвросием, архиепископом московским.
Об этом же свидетельствует и тот факт, что в течение Х1Х-го века на русском языке появилось два полных перевода "Точного изложения православной веры" и третий не законченный. Редакция журналов "Христианское Чтение" и "Церковный Вестник", решив издать в течение ряда лет полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина, полагала, что каждая строка драгоценных произведений стойкого и мужественного борца за православие должна сделаться понятной и близкой русскому народу.