Сагарда А. И.
I. Данные о жизни св. Иоанна Дамаскина
Источниками жизнеописания Иоанна Дамаскина до недавнего времени служили:
1) греческое житие св. Иоанна, составленное патриархом иерусалимским Иоанном на основании более древнего арабского жития;
2) житие св. Иоанна, написанное первоначально на греческом языке, но до нашего времени дошедшее только в латинском переводе;
3) творения самого Дамаскина, в которых по местам встречаются указания на некоторые обстоятельства его жизни;
4) сообщения церковных писателей и особенно летописцев Феофана, Кедрина, Зонары.
В 1897-м году А. Пападопуло-Керамевс издал два греческих текста жития Иоанна Дамаскина, из которых первое озаглавлено: "Житие преподобных и богоносных отец наших Косьмы и Иоанна Дамаскина песнопевцев", а второе имеет такое надписание: "Житие преподобных и богоносных отец наших и самобратьев, и пчел Церкви Божией Иоанна Дамаскина и Косьмы, изложенное святейшим архиепископом иерусалимским Иоанном Меркурополом". Вследствие близкого по содержанию и языку родства второго, опубликованного Пападопуло-Керамевсом, жития с ранее известным греческим житием Иоанна Дамаскина, является в высшей степени вероятным, что автором этого последнего жизнеописания является не Иоанн VI, современник Никифора Фоки, т. е. из второй половины Х-го века, как утверждали ранее, а Иоанн Меркуропол, занимавший патриарший престол в Иерусалиме от 1156 по 1166 г.
В конце 1912 года в печати появился арабский текст жития св. Иоанна Дамаскина, опубликованный К. Башой на основании трех рукописей: из Хомса, хаматской и ватиканской. Автором арабского жития является монах Михаил, попавший в плен к румскому сельджукиду Сулейману-ибн-Кутулмишу при взятии последним Антиохии в 1084 г. Следовательно, житие относится к концу ХII-го века и, несомненно, является тем арабским житием, на основании которого составлено греческое житие Иоанна Дамаскина, принадлежащее, по нашему мнению, Иоанну Меркурополу.
Данные о жизни Иоанна Дамаскина, которые можно извлечь из этих как ранее известных, так и опубликованных только в последнее время источников, довольно скудные.
Св. Иоанн Дамаскин родился в конце седьмого века, в Дамаске, главном городе Сирии, от родителей знаменитых древностью рода и христианским благочестием. Отец Иоанна, Ибн-Серджун (Сергий) Мансур, исправлял при дамасском калифе должность главного логофета. был очень близок к калифу и употреблял свое влияние при дворе ко благу Церкви Христовой.
Когда у него родился сын Иоанн, он поспешил сделать его, по выражению автора греческого жизнеописания, сыном света чрез возрождение от духовной матери, т. е. чрез крещение, и в дальнейшем заботился о том, чтобы сделать его добрым христианином. Более всего отец Иоанна желал найти для своего сына опытного и благочестивого учителя и нашел такого в лице пленного инока, калабрийца Косьмы, который имел обширные и разнообразные сведения. Этому иноку Сергий поручил воспитание и родного сына Иоанна, и сводного его брата, Косьмы, родом из Иерусалима. Успехи воспитанников скоро оправдали доверие благочестивого мужа к иноку.
"При превосходстве своей природы и при ревности своей воли, Иоанн был словно орел, летающий в небе, как будто у него были крылья. Его же духовный брат и соученик Косьма был подобен кораблю, окрыленному парусами, или торговому судну, плывущему по воде, когда дует попутный ветер и тихо веет в его корму. Так, благодаря превосходству их дарований и ревности, они в короткое время овладели всем труднейшим знанием, как грамматикой, так и диалектикой и искусством доказательств. В нравственной же философии они успели настолько, что не только украсили свой ум ее изучением, но и смирили душевные страсти. И подобно тому, как орел смотрит на солнце, так и они пристальным взором взирали на основы природы.
Арифметические пропорции они усвоили также хорошо, как какие-нибудь Пифагоры или Диофанты, а геометрические доказательства ими были настолько изучены, что они могли показаться какими то Эвклидами или подобными ему. В музыкальном искусстве они достигли такого совершенства, какое сведующие люди находят в созданных ими божественных песнопениях. Что касается астрономии, то, хотя Иоанн, сообразуясь с ограниченным познанием простых людей, и мало писал о расстоянии, фигурах и пропорциях расстояний, однако, каков был он в знаниях этого рода, его писания ясно показывают. Таков же был, несомненно, и Косьма. Но речь о нем я предоставляю другим, — ибо Иоанн — предмет наших похвал".
Окончив воспитание вверенных ему юношей, инок удалился в лавру св. Саввы, где и жил, согласно своему желанию и избранию, до самой смерти. Между тем умер и Сергий Мансур, и его сын Иоанн сделался наследником имения своего отца, и скоро стал ближайшим советником калифа, и был поставлен в большей должности, нежели его родитель.
Среди государственных занятий Иоанн находил время для написания ряда догматических и догматико-полемических творений.
Уже во время пребывания в Дамаске св. Иоанн вступил в борьбу за православие с монофизитами и написал против них довольно пространное рассуждение от лица Петра, архиепископа дамасского.
В Дамаске же, можно полагать, св. Иоанн написал и свое краткое сочинение "О правом образе мышления", заключающее в себе изложение православной веры.
Между тем в 726 г. явился новый враг Церкви, — иконоборство. Мир Церкви был нарушен на долгое время, и нарушителем его явился император Лев Исаврянин.
Слух о новой ереси распространился до отдаленных пределов римской империи, и скоро ревнители чистоты православного учения возвысили голос в защиту истины: и между ними прежде всего св. Иоанн Дамаскин, который в иконоборстве видел лжеучение, противное самому существу христианства.
"Нам, всегда чувствующим свое недостоинство, прилично было бы молчать и исповедывать Богу грехи свои, — так начинает св. Иоанн свое первое защитительное слово против отвергающих святые иконы. Но так как все хорошо в свое время; я же вижу, что Церковь, которую Бог построил на основании апостол и пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу (Ефес. II, 20), бросается как бы морскою бурею с вздымающимися друг над другом волнами, волнуется несноснейшим напором лукавых духов; и хитон Христа, свыше сотканный, который осмелились разделить сыны нечестивых, разделяется, и тело Его, которое есть слово Божие и издавна принятое церковное предание, рассекается на различные части, то я счел, что неблагоразумно молчать и налагать оковы на язык, взирая на угрозу, говорящую: не усумнится, не благоволит душа моя в нем (Авв. II, 4), и: если увидишь меч грядущ и не будеши глаголати брату твоему, крове его от руки твоея взыщу (Иез. XXXIII, 6). Итак, побуждаемый нестерпимым страхом, я решил говорить. высоту царей не полагая выше истины, ибо слышал богоотца Давида, говорящего: глаголах пред цари и нестыдяхся (Пс. СХVIII, 46). Даже более побуждался к тому, чтобы говорить, тем, что слово царя способно к обольщению подданных, потому что издавна немного таких, которые пренебрегли бы повелениями царей, зная, что над земным царем есть небесное царство и что законы обладают царями".
Между тем волнение умов в народе все более и более распространялось.
В 730 г. император Лев обнародовал указ, которым совершенно воспрещалось писать иконы и покланяться им и повелевалось все священные изображения в храмах и в частных домах истреблять.
Такие жестокие меры против иконопочитания вызвали защитников истины на новые подвиги. Св. Иоанн Дамаскин написал новое слово — второе — против иконоборцев к клиру и народу константинопольскому. Вероятно, немного лет спустя св. Иоанн написал и третье слово о том же предмете. По своему содержанию и даже по внешнему построению, оно совершенно сходно с первыми двумя, и особенно со вторым.
Жизнеописания Иоанна Дамаскина повествуют, что император Лев не оставил без отмщения своего обличителя. Не имея возможности действовать против св. Иоанна открыто, он прибег к хитрости и клевете. Император Лев известил дамасского калифа, будто Иоанн хочет изменою передать Дамаск в руки греков. Письмо, которым Иоанн якобы извещал императора о своем намерении, Лев послал в Дамаск, вместе с своим письмом, в котором утверждал, что не хочет воспользоваться изменою. Калиф поверил и дал повеление отсечь мнимому преступнику правую руку, которая писала изменнические письма. Повеление было исполнено. Отсеченная рука повешена на площади.
Когда гнев калифа несколько успокоился, Иоанн упросил его дать ему отсеченную руку для погребения и, получив ее, повергся с пламенной молитвой пред иконою Богоматери.
"Владычице, Пресвятая Матерь, родившая Бога моего!
Ради божественных икон отсечена моя правая рука.
Ты знаешь причину, по которой возъярился Лев;
Поспеши скоро и исцели руку мою.
Десница Вышнего, которая от Тебя восприняла плоть,
Совершает многие силы чрез Твое предстательство.
Пусть Он, по Твоим молитвам, исцелит теперь десницу мою эту,
Дабы она даруемые Тобою песнопения в честь Твою и Воплотившегося от Тебя
Написала в стройных созвучиях, Богородице,
И соделалась пособницей православного богослужения
Ибо, как Матерь Божия, Ты можешь сделать, что Тебе угодно".
Произнося со слезами эти слова, Иоанн заснул и видит во сне святую икону Богоматери, которая смотрит на него милостивыми и светлыми очами и говорит: "Вот рука твоя стала здоровой, не медли более, но сделай ее тростью книжника скорописца (Пс. ХLIV, 2), как ты сейчас обещал мне. Когда Иоанн проснулся и ощупал свою отрубленную руку, то увидел, что она исцелена.
После этого Иоанн раздал свое имение бедным и родственникам и, — несмотря на то, что калиф, убедившись, благодаря чуду, в невиновности праведника, просил его остаться, удалился в лавру св. Саввы близ Иерусалима, — чтобы здесь всецело посвятить себя Богу.
Факты из жизни Иоанна Дамаскина за время его пребывания в лавре св. Саввы рисуют пред нами трогательный образ отшельника, проникнутого духом евангельской простоты и смирения.