Смекни!
smekni.com

Понятия светскости и веротерпимости. Принципы регулирования отношений Государства и Церкви в сфере образования (стр. 2 из 4)

Церковь сформулировала свою Концепцию образовательной деятельности уже в 1990 году (подготовлена Отделом внешних сношений Церкви, которым руководит митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и одобрена Синодом 31 декабря 1990 года.(опубликована в Журнале Московской Патриархии за 1991,№8). Концепция охватывала не только проблемы вероучительного образования, или катехизации, но и более широкую проблему духовного просвещения. "...Наши соотечественники более семидесяти с лишним лет не имели никакого религиозного образования, поскольку религиозные книги находились в спецхранах и получить их было невозможно. Полное отсутствие религиозных знаний на фоне поиска мировоззренческой альтернативы ...рухнувшему идеологическому атеизму ...привело к незащищенности по отношению к любой религиозной проповеди...Именно эта ситуация привела...к безудержному росту увлечения оккультизмом, теософией, магией, оккультизмом...Ужасно, когда нет никакой борьбы, никакого сравнения, никаких знаний, а человек избирает первый попавшийся путь только потому, что он с кем-то встретился и за этим кем-то пошел. Сей соблазн надо предотвратить, и именно через образование. Мы должны поднять планку религиозного образования нашего народа, мы должны сделать наших соотечественников более просвещенными в области религии, перестать быть в этой области дикарями...".( митр. Кирилл - из выступления на третьих Рождественских чтениях).

Общественный резонанс возрождения церкви и церковной жизни уже вполне проявился в образовательной сфере. Далеко не все, но многие из принявших крещение начали вникать в содержание вероучения, раскрывающее суть того духовного пути, начало которому полагает крещение. Кто-то пошел по этому пути, все глубже и глубже входя в Церковь. Кто эти люди? - это российские граждане - и укоренение их в церкви, освоение начал веры остро поставило перед ними вопрос о мировоззренческом самоопределении их детей: ведь образовательная система наших школ мировоззренчески отнюдь не нейтральна. Образовательные программы - форма очень инерционная - если говорить о реально выполнимых программах, поскольку выполнимость их связана с вопросом подготовки соответствующих кадров. Весь культурологический и гуманитарный блок образовательных программ России - как школьных, так и вузовских (в том числе в педагогических вузах) еще в полной мере несет в себе наследие атеистической эпохи - из программ полностью удалены все генетические связи норм и ценностей культуры с содержанием веры, лежащей в ее основании . Здесь следует заметить, что эта связь совсем не обязательно должна быть достоянием каждого индивидуального самосознания - человек может сознавать себя неверующим, но нравственные нормы будут оставаться для него абсолютными. Однако в пространстве культуры такая связь должна быть налицо, государственное насилие, разрывающее ее, недопустимо. Для нового поколения откроется действительная свобода мировоззренческого выбора, при условии если соответствующее образовательное содержание вернется в школьные программы. Навязать веру невозможно, в богословском понимании вера - дар, в философском - деяние свободы. Но необходимо представить становящемуся самосознанию образ веры, не изолировать от него этот образ.

Это понимают многие: среди российских граждан начал оформляться социальный запрос на целостное православно ориентированное образование, причем такое, которое вбирало бы в себя, а не отрицало содержание светского научного образования. С другой стороны, обозначилось стихийное образовательное и самообразовательное движение на разных уровнях педагогического сообщества - учителя и педагоги системы непрерывного педагогического образования - стали самостоятельно изучать начала православной веры, осваивать огромное поле новых источников по отечественной культуре, доныне недоступных , и обнаруживать с очевидностью православные начала во всех ее проявлениях - литературных, общественных исторических, стали создавать авторские курсы, преподавать детям в меру своего понимания. Очертания проблемы духовно-нравственного образования в современной российской школе выступали сначала как отдельные вопросы о его содержании, формах, целях, принципах,. .методах, методиках. Ныне уже вполне оформился большой общий вопрос о системе духовно-нравственного образования в российской школе, или проще, об идеалах педагогической деятельности.

К процессу самостоятельного осмысления духовно-нравственных основ жизни присоединилась активная проповедь западных миссионеров в школах. Они предлагали готовые пакеты учебных материалов, обучение, книги. Это было быстро воспринято русскими педагогами в школах, однако во многом переосмыслено и переделано. На уровне сердечного чувства русскому педагогу недостает в этих материалах какого-то особого, характерного для православия, сочетания глубины веры с широтой культурного охвата, знакомого каждому из нас - его сохранила история и устремленность родной культуры.

Захватил школу и поток оккультной, мистической, парапсихологической и биоэнергетической литературой, сеансами колдунов и целителей как явных, так и тайных, в таком изобилии заполняющих ныне информационное пространство России. В рамках движения альтернативного образования в качестве возможных образовательных инициатив были предложены целостные системы духовного образования . Самая известная из них - вальдорфская педагогика.

Учителя безусловно все это воспринимали,во что-то окунались с головой, что-то серьезно изучали, с чем-то слегка знакомились, часто создавали собственный доморощенный синтез и своими средствами превращали его в духовно-мировоззренческую составляющую образовательного процесса в школе.

Органы методического руководства, наблюдая за этим,что-то запрещали, что-то позволяли, часто руководствуясь такими же доморощенными соображениями, но по долгу службы, слишком жестко определившей их выбор только между "да" и "нет", в отличие от учителей, которым позволены оттенки, предпочитали иногда по старой привычке запрещать на всякий случай , иногда, в духе новых установок, позволять все что угодно. Но и позволяя и запрещая, в силу неотъемлемой разумности каждого человеческого существа, методисты задавали себе и ставили перед другими вопрос о правомочности и содержательности таких курсов, об их научности и проработанности, о соответствии их идеи, формы и содержания духу уважения к личной свободе ученика и духу самого преподаваемого учения.

Все более заявляла о себе необходимость конкретной и содержательной позиции государства по проблеме религиозного образования и духовного просвещения в школе И в той мере, в какой запрос проявлялся и определялся во всех его противоречиях, недомолвках, недопониманиях и взаимных открытиях, - в той же мере формировалась некая линия взаимодействия органов государственного управления и церковных органов управления по вопросу духовного просвещения в России .Противоречит ли такое взаимодействие тезису Конституции РФ об отдалении Церкви от государства в РФ? Это сложный вопрос. По опыту решения подобных проблем скажем - для кого-то противоречит. Для кого-то нет. В традиционной российской парадигме "закон как дышло...", и судят у нас часто как в известной побасенке: "не по закону, а по справедливости...". Это очень сложный процесс , включающий в себя множество сторон : и освоение веры сердцем и разумом, и переосмысление педагогических принципов, и правовые аспекты проблемы. Не следует, однако забывать, что истоки права - духовно-нравственны. Если нет определенности в духовно-нравственной сфере- нет определенности и в правовой. И наоборот. Достигая духовно-нравственной определенности человек может отстоять свои права и настоять на них. По результатам пятых Рождественских чтений в Москве в год тысячелетия русской школы определенно можно сказать - православная педагогическая общественность России достигла определенности духовно-нравственных принципов, исходя из которой может настаивать на необходимости преподавания основ православия в государственной школе. Исходя из образовательной концепции Церкви - для того, чтобы обеспечить образовательные условия мировоззренческого выбора каждому российскому гражданину, вступающему на поприще общественной жизни. Для того, чтобы обеспечить непрерывность культурной традиции Отечества.

И здесь важно подчеркнуть - речь идет не о том, чтобы государство предоставило организационным структурам Церкви возможность вести образовательную деятельность в государственных образовательных учреждениях, а о взаимодействии организационных структур государственного и церковного управления в сфере образования с целью обеспечить условия реализации уже вполне определившейся общественной образовательной инициативы, по своему источнику православной. То, что требуется сейчас от государственных органов - отнестись к ней беспристрастно, то есть по Далю, веротерпимо.

Культурные и образовательные возможности богословского знания в светской образовательной системе России

Понятие светского богословского образования для современного российского идеологического сознания может показаться противоречием в определении. Для церковного сознания это определение означает - богословское образование для мирян, то есть богословское образование, предназначенное для тех, кто хочет его получить, и при этом не связывает получение такого образования с принятием сана. - Богословское образование как составляющая светского образования - вполне осмысленное определение для европейской культуры и образования: эта традиция существует там уже не одно столетие: достаточно указать на такие имена как Шеллинг, Гегель, Гердерлин - все трое получили именно такое образование. Теологические факультеты существуют и ныне в старейших уважаемых университетах Европы. Возможно ли светское богословие в России? Недавно утвержден государственный образовательный стандарт по специальности "теология" - как стандарт университетского образования. Структура университетского образования - та замыкающая, которая в конечном итоге определяет состав возможностей и невозможностей для образования общего среднего. Очевидно, что перспектива включения в спектр этих возможностей целостного богословского знания, подкрепленная светскими кадрами, решает многие проблемы в регулировании нового типа отношений между государством и Церковью в сфере образования. Но очевидно также, что в перспективе этой мы сталкиваемся с серьезными затруднениями; основанием их являются принципиально иные мировоззренческие начала , положенные в основание образовательной системы школ - и дело не в том, что они "светские" - именно светскости-то им и не достает.