Смекни!
smekni.com

Понятия светскости и веротерпимости. Принципы регулирования отношений Государства и Церкви в сфере образования (стр. 4 из 4)

Почему мы не сочли возможным ограничиваться только религиоведческим стандартом? Именно потому, что оно задает только ряд связей в ткани культуры, не достигая той глубины, существенной для образования, которая охватывается понятием "классичности". У теологического знания другие первоисточники и другая методология. Это отражают государственные стандарты. Стандарт религиоведения включает изучение феноменологии и философии религии, но не предусматривает изучения первоисточников вероучений и систем богословского знания - последнее как раз заложено в стандарт "теология". Однако гос. стандарт "теология" задает необходимость освоения еще и таких знаний, которые, как предполагается , помогут специалисту самостоятельно установить связи богословского и светского знания. Удачно ли это сделано в стандарте - другой вопрос, но идея может быть понята так.Интересующийся читатель может сам внимательно проанализировать и сравнить стандарты (в Приложении мы даем модули ДН - общепрофессиональных дисциплин по специальностям "теология" и "религиоведение" и расшифровки некоторых учебных программ).

Может ли богословское знание рассматриваться как светское? По своему источнику - нет. Но по содержанию оно - необходимый элемент светской культуры. И это знание, которое может присутствовать в системе светского образования согласно со статьей 9 закона "О свободе вероисповедания",- будучи построено из дисциплин, позволяющих вступить в отношение познания к религии и не сопровождающееся отправлением религиозного культа. Зачем оно? В чем могла бы быть роль богословского знания в системе светской образованности? Эта роль двойная, мировоззренческая и методологическая. Дело в том, что классическая европейская философия не существует и методологически не осваивается вне этого знания, - и генетически и логически она накрепко связана с ним. Стоит хотя бы вспомнить, что практически все ведущие философы Нового времени имели базовое теологическое образование. Утрата этой связи самым прискорбным образом сказывается на философской методологии. Тоталитаризм атеистической идеологии- отнюдь не случайность и не злоупотребление: это неизбежное последствие утраты философией сознания своих границ. Богословское знание эти границы удерживает - и этот вопрос не из ряда вопросов о духовной инквизиции, но из ряда вопросов о дисциплине мышления. Обратим внимание и вот на какую деталь: те новые религиозные культы , которые называют тоталитарными и о применимости к которым этого термина спорят, - не имеют развитой системы богословского знания. Они имеют только культ. Это не случайно - ведь знание освобождает. Религия же христианская, православная и католическая, есть служение слова, - и без богословского знания не завершена. Что такое богословие и чем оно отличается от религиоведения по своей сущности? Богословие - это знание о Боге, оформленное и переданное в слове. Богословие покоится на идее о том, что основанием своим это знание имеет Откровение и духовный опыт, порождаемый жизнью в вере. Но это знание не иррациональное - оно не сводится только к переживанию состояний - оно может быть оформлено словом и постигнуто разумом, - и в том постижении определяются границы разумного познания как такового, границы, за пределами которых начинается область созерцания, чувства, веры, которые не могут быть целиком исчерпаны разумом. Но и обратно - богословское знание стремится распространить область разумного познания и различения как можно дальше на область опыта и переживания. Богословское знание защищает от чрезмерного увлечения как узким рационализмом, так и чрезмерным иррационализмом переживания состояний - а как страдает ныне от этих крайностей наша культура и образование!

Светскость государственного образования не будет нарушена, если богословское знание не будет переходить границы только знания, но оно будет выполнять свою функцию дисциплины мышления, только если соблюдет свой статус именно знания, а не просто популярных сведений. Как это может быть реализовано практически? Среди непременных организационно-педагогических условий нам видятся следующие:

1. в школе богословское знание должно входить составной органической частью в культурологический и гуманитарный модуль образовательных программ;

2. связь религиозного культа и богословского знания должна быть явно показана детям, но вопрос об участии в культе должен решаться не в школе, а в семье;

3. различие между религиозной проповедью как частью богослужения и религиозной беседой как педагогическим методом освоения богословского знания должно быть осознано в деталях , тонко и тщательно проработано теоретически и методически;

4. Подготовка светских педагогов по направлению "теология" должно вестись в непосредственном контакте с живой традицией богословия церковного (исходя из понимания этого обстоятельства СПб университет педагогического мастерства заключил соответствующий договор о сотрудничестве с СПб духовной академией).

Таковы наши исходные реалии. В какие формы отольется процесс, покажет только практика.