Захарченко М.В.
Общественная жизнь России меняется стремительно. Какими должны стать новые отношения Церкви и государства? Что означает конкретно, во всех правовых ситуациях конституционное разделение Церкви и государства? Молчаливое неприятие - или диалог, основанный на понимании происходящих изменений? Всегда ли диалог равен "клерикализации", о которой много говорят? Хочу привести слова Патриарха Алексия Второго, сказанные на педагогических чтениях в Москве: "Церковь от государства отделить можно, но ее нельзя отделить от общества". В другом ракурсе осветила проблему участница чтений В. М. Якименко: "Государство от церкви отделить можно; сердце и душу от жизни - нельзя."
В нашем законодательстве появились два новых принципа, определяющих основания этих новых отношений, которые должны сложиться - светскость и веротерпимость.
Светскость и веротерпимость - новые понятия в нашей общественно-государственной жизни. На научном и философском уровне они мало проработаны - так, к примеру, в советском энциклопедическом и философском энциклопедическом словарях издания 1982 и 1983 года мы не найдем разъяснения этих понятий.
В толковом словаре Ожегова (издание 1993 года) дано толкование:веротерпимость - терпимость к чужой религии, признание ее права на существование, светский - два значения:
1. Отвечающий понятиям и требованиям света. Принадлежащий к свету ( свет в данном значении - в дворянском обществе - избранный круг, высшее общество ) и 2. Не церковный, мирской, гражданский, противопол. Духовный. Пример словоупотребления: светское образование.
Интересно соотнести это со значениями прошлого века, данными в словаре Даля. Светский - несколько значений: 1.земной,мирской, суетный; 2.гражданский; 3. Светская власть - в противоположность духовной, светское духовенство - в противоположность монашеству, светские утехи - шумные, чувственные, светский человек - посетитель обществ, сборищ, увеселений, ловкий приемами, сведущий в гостиных обычаях. Светскость - обходительность, людскость, привычка и умение обращаться в свете, с людьми.
Веротерпимость - свобода иноверцам исповедовать свою веру, беспристрастное отношение всякого человека к последователям другого исповедания. Веротерпимое государство - не стесняющее иноверцев в отправлении обрядов.
Предоставляя материал толкования анализу читателя, позволим себе сделать некоторые выводы. Понятие веротерпимый укоренено в старом языке как понятие отношения с позиции осознанной веры к исповеданию иной религии, что полностью соответствует смыслу классического понятия веротерпимости, как оно укоренено в европейской культуре: исходно состояние веры - содержание исповедания веры может быть различно. Именно так складывались основания политики веротерпимости в национальных государствах Европы, граждане которых следовали разным конфессиям. "Мы верим в Бога" - эти слова как ежедневное напоминание об основании общественного согласия и ныне надписаны на долларовой купюре. В современном семантическом поле русского языка отсутствует именно значения позиции осознанной веры : отношение к вере заменено отношением к религии, - и это изменение действительно выражает реалии современного идеологического сознания. Но вера шире чем религия - исповедание веры охватывает не только религиозный культ, но и быт, и мир ценностей и культурных норм, и область творчества: и в этой сфере веротерпимости в современной России явно не достает. Новое семантическое поле отражает новизну ситуации в отношении проблемы веротерпимости: теперь основание общественного согласия должно отыскиваться между позициями веры и отсутствия веры; - это уже иная, неклассическая задача.
Стоит указать на утраченное в семантическом слое современного языка значение беспристрастности человека к человеку, отмеченное у Даля, - значение исконное в православном этическом сознании русского народа, воспитанного на евангельских притчах , среди которых есть притча о милосердном самарянине - иноверце, оказавшем помощь иноверцу. Что касается понятия светский, здесь важно отметить устойчивость противоположения понятию духовный - и в современном, и в старом русском языке, а также отнесенность его прежде всего к коммуникативной , досуговой сфере человеческого бытия , по коренным русским этическим понятиям ,- сфере бытия частичного : вспомним проблему света и светских отношений в русской классике - Пушкин, Толстой. В пределы понятия светский - как понятия русского языка - не входит ни сфера трудовой жизни человека, ни область "божества и вдохновенья": творческого усилия, устремления к свершению. В объем понятия "светскости" понятие "гражданственности входит только частично, только стороной противоположения церковности: духовное содержание гражданственности остается вне охвата понятия "светскость". Не побоимся отдать себе отчет в том, что эта непроработанность весьма сильно сказывается при осмыслении концептуального слоя нашей образовательной реальности. Если мы совсем и полностью исключаем реалии духовной жизни - труда, творчества, активности - из образовательной сферы , то о чем, кроме самого элементарного обучения, можем мы говорить? Тут может быть два пути - либо отказываться от понятия светскости и находить другое, либо браться за серьезную концептуальную, научно-философскую и правовую его проработку.
Сфера образования оказывается самой первой и самой важной , где отношения государства и Церкви должны строиться заново, строиться вдумчиво и серьезно, очень конкретно и многообразно, - той сферой, где никакие простые и прямолинейные решения не сработают.
По своему характеру православная вера такова, что исповедующие ее не могут быть равнодушны и безразличны к культуре, образованию общества, гражданами которого они являются. Православная вера ориентирует на активное общественное деяние, на созидание жизнеутверждающего, осмысленного бытия человека в мире. По данным социологических опросов, более трети учителей определяют себя как верующих. Иные из них не могут дать отчета о содержании своей веры, но уже сложилась значимое педагогическое сообщество,способное сформулировать православные образовательные инициативы. Инициативы эти по источнику своему являются вероисповедальными, религиозными, но на общественно-правовом уровне носят характер культурной общественной инициативы,- и заслуживают к себе отношения со стороны органов государственного управления по меньшей мере беспристрастного. Ведь не могут же отвергаться нравственные заповеди "не убий", "не укради", "не прелюбодействуй" лишь на том основании, что они по своему источнику религиозны. В конечном счете столь ценимые в европейской культуре идеи личной свободы, уважения к человеку на основе самоценности человеческого существования имеют своим источником содержание христианской веры. Данный тезис может оспариваться - он и оспаривается в тех или иных гуманитарных школах, прежде всего, в марксисткой, - однако эти школы всегда приходят в конечном итоге к относительности этих ценностей. Если же эти ценности признаются абсолютно - о генетических их истоках забывать нельзя. Источник разграничения "светского" и "религиозного" находится никак не в сфере правового регулирования, а в глубине самосознания личности и самосознания народа. Потому и религиозные законодательства разных государств так различны: Многие государства Европы законодательно определяют приоритет своих традиционных исторических религий, осознавая их жизненность и ценность. Европейские народы осознают и необходимость общей народной защиты жизнеутверждающих основ своей общественной жизни средствами государственной власти, источником которой в их понимании является народная воля, выражаемая не только посредством демократических механизмов власти ( голосования, референдумы, работа представительных органов власти, средства массовой информации), но и посредством естественноисторических механизмов власти, каковы народное мироощущение, народные ценности и предания, образ жизни, уклад, законы общественного мнения, далеко не всегда совпадающие с законами функционирования средств массовой информации.
Взаимодействие Церкви и государства, которое носит характер поддержки общественной и общественно-педагогической образовательной инициативы не может быть игнорируемо и тем более запрещаемо в рамках современного законодательства.
Процесс формирования таких отношений уже идет.Одна из форм взаимодействия - ставшие уже традиционными международные педагогические рождественские чтения. Они проводятся на основе совместного организационного участия Министерства образования России и Отдела религиозного образования Московской Патриархии, начиная с 1993 года. В 1997 - году - год тысячелетия русской школы - прошли уже Пятые чтения. Представляя собою своеобразный результат теперь уже шести лет активной просветительско-образовательной деятельности Церкви, опыта взаимодействия Церкви с государственными органами управления, со структурами науки, образования, с педагогической общественностью, Пятые рождественские чтения обозначили новый этап взаимоотношений православной Церкви и государства в сфере российского образования .На этом этапе определенно встает вопрос о формах взаимодействия государства и Церкви в системе образования государственного.
Как это возможно в рамках действующего законодательства? Ведь деятельность организационных структур Церкви запрещена статьей 1 Закона об образовании. Да, ныне действующим законодательством запрещено отправление религиозного культа и подготовка его служителей в государственных учебных заведениях. Но запрещено только это. "Преподавание религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений" ( ст.9 Закона о свободе вероисповеданий ). Кроме того , "преподавание вероучений, а также религиозное воспитание, может осуществляться...факультативно по желанию граждан представителями религиозных объединений с зарегистрированным уставом в любых дошкольных и учебных заведениях и организациях" (там же). "В любых" - значит, и в государственных!