События 11 сентября 2001 года выявили неотложную необходимость преодоления, как мусульманами, так и немусульманскими народами конфронтации и разделяющих их барьеров. Исламский и западный мир имеют общую историю, судьбы их переплелись, начиная с распространения ислама в Ⅶ веке н.э. Средневековая европейская цивилизация произрастала в тени, отброшенной могущественными исламскими империями, а исламский мир вступал в современный период развития в тени европейских держав. Этические системы мировых религий удивительным образом соприкасаются, и на этой общей почве должно быть воздвигнуто будущее.
Отпечаток, наложенный исламской культурой на современную геополитическую карту мира, огромен. Оставаясь по большей части в пределах Африки и Евразии, господство ислама простирается от Атлантики до Тихого океана, охватывая при этом и богатейшие и беднейшие страны мира, самые плодородные и многонаселенные вкупе с самыми разоренными и бедствующими.
Процесс модернизации, начавшийся в первой половине ⅩⅨ века и выразившийся в ⅩⅩ столетии в создании системы национальных государств в рамках международных экономических отношений, являет собой глобальную структуру чрезвычайно подвижного свойства, которая уже вышла за первоначальные пределы. Практически во всех странах мира теперь присутствует мусульманское сообщество, поэтому нельзя более провести границу между "Территорией ислама" и "Территорией войны".
Традиционный шариат, положения которого разрабатывались в ходе триумфальной экспансии ислама, не предусматривал вероятности постоянного наличия мусульманских общин на неисламских территориях. Ныне эти общины сталкиваются с трудными проблемами. Как истому мусульманину выполнять требования гражданского законодательства, которые входят в противоречие с шариатом? Могут ли мусульмане участвовать в политических движениях? Имеет ли приверженность к исламу приоритет в отношении с лояльностью к государству? Должны ли мусульмане ассимилироваться среди подавляющей части населения или же оставаться отдельным сословием? Где пролегают границы терпимости в отношении остального сообщества? Впервые многие из таких вопросов возникли при зарождении светских режимов в самом мусульманском обществе, но в ходе событий 11 сентября 2001 г. и их последствий европейские и американские мусульмане ощутили их крайнюю остроту. Ведь надо учесть, как долго проживали в США и планировали свои деяния мусульманские террористы, захватившие четыре авиалайнера и обрушившие их на Центр международной торговли в Нью-Йорке и Пентагон.
Не существует сомнения в том, что мусульмане всего мира продолжат формулировать свой отклик на вызов глобализации изнутри своего исторического наследия, бывшего столь созидательным и живым в прошлом.
Ислам сегодня. Глобализация ислама.
Население земного шара составляет в наши дни примерно 5,7 млрд. человек, мусульман из них приблизительно одна пятая, то есть 1,7 млрд. В мире существует 44 государства, где большинство населения составляют мусульмане. Последние образуют пространство от атлантического побережья Африки до берегов Средиземного моря, включая Ближний Восток, до Ирана, Афганистана и границ Пакистана с Индией, далее к северу до Казахстана – самой северной мусульманской страны.
Рядом с Индией, где мусульманское меньшинство составляет 120 млн. человек, находится Бангладеш со 127 млн. мусульман. Южнее, где Индийский океан граничит с Тихим, пребывает Индонезия с 200-миллионным мусульманским населением. Значительное мусульманское меньшинство проживает на Филиппинах. Ныне ислам распространяется в Африке к югу от Сахары; процесс этот начался еще в Средние века и ускорился в ⅩⅨ—ⅩⅩ вв. Теперь эту африканскую территорию населяет примерно одна пятая часть мусульман планеты. С Ⅷ в. мусульманской зоной становится Северная Африка, и примерно в тот же период начинается непрерывное распространение мусульманства в Восточной Африке. Много мусульман числится в Китае – официально объявленное китайскими властями количество в 17 млн. человек.
В Европе мусульман 5-6 млн. человек и 7-8 млн. в Америке. Британские мусульмане с индо-пакистанскими корнями внесли большой социально-экономический вклад в развитие послевоенной Великобритании. Турецкие рабочие в значительной мере способствовали возрождению Германии после войны, некоторые из них осели там, на постоянное жительство, сохраняя контакты со своей родиной, а иные возвращаются в Турцию. Многие мусульманские рабочие во Франции, преимущественно из государств Северной Африки, сохраняют всякого рода тесные связи со страной своего происхождения.
Умножились случаи перехода в эту религию представителей других конфессий. В Германии, к примеру, где мусульманская община насчитывает 3,7 млн. членов, ислам приняли 100 тыс. немцев. Во Франции, где проживают 2,5 миллиона почитателей пророка Мухаммеда, на долю коренных французов приходится 500 тысяч.
В годы после Второй мировой войны Европа и Америка становятся многокультурными сообществами. В большинстве европейских и американских государств возникают буддистские, индуистские, сикхские и мусульманские общины. Академические историки начинают приобщаться к внезападным культурам; процветает мировая история; возникают сотни новых научных публикаций, посвященных проблемам восточных языков и культур. В 1926 году вышло первое издание классического академического труда – "Энциклопедия ислама" в четырех солидных томах; второе издание, пока незавершенное, уже насчитывает десять больших книг. Еще более обширной станет "Иранская энциклопедия".
Практически в каждом крупном европейском университете трудятся ученые мусульмане самого разного происхождения, занимаясь преподаванием и исследованиями во всех сферах науки. Студентов обоего пола из стран мусульманского мира можно обнаружить в любом из крупнейших университетов Европы и Америки. В мусульманском мире также есть превосходные университеты, и везде образование рассматривается как высший государственный приоритет.
Выход арабских стран на мировую политическую арену обусловлен особым геополитическим положением стран мусульманского мир
Сущность ислама.
Ислам – самая молодая из мировых религий. Возник в начале Ⅶ в. в Аравии. По имени его основателя Мухаммеда ислам часто называют магометанством или мусульманством. Ислам – строго монотеистическая религия и отрицает христианский догмат о Троице. Священная книга мусульман – Коран (от арабского "читать") - книга откровений.
Вскоре после появления ислам распался на шиизм и суннизм.
Шииты (более ортодоксальные, их меньшинство) признают имамами-халифами лишь Алидов (потомков халифа Али и его жены Фатимы – дочери Мухаммеда).
Сунниты наряду с Кораном признают Сунну (священное придание, записанное со слов родственников и сподвижников Мухаммеда) и при решении вопроса о высшей мусульманской власти (имаме-халифе) опираются на "согласие всей общины". С другой стороны сунниты не менее ортодоксальны, поскольку, в противоположность шиитам, отрицают наличие у человека свободной воли. Недавняя война Ирана и Ирака была в значительной степени войной шиитов (Иран) и суннитов.
Теоретически все аспекты жизни мусульман, как в общественном, так и в личном смысле подлежат управлению божественного закона. Шариат представляет собой систему божественного законодательства, которому подлежат дела религиозного свойства, а также юридического характера (коммерческие контракты, супружеские отношения, разводы и дела наследства). Над соблюдением шариата надзирает кади. Кади обязан обучаться шариату в признанном учреждении; назначает его правитель.
Джихад ("борьба", "усилие") не является одним из "столпов" ислама, хотя в нем усматривается одна из важнейших мусульманских обязанностей. Он делится на Большой и Малый джихад.
Большой джихад – это борьба со злом, в которую вовлечены все мусульмане в течение всей своей жизни, и это особо и традиционно подчеркивается.
Малый джихад – "законная война" и, в отличие от Большого джихада, скорее коллективное, нежели персональное деяние.
Религиозная власть в исламском обществе основана на Коране и сунне. Здесь нет иерархической церковной организации и ничего подобного священному клиру, т.к. отсутствует таинство (причастие). Супружеские отношения регулируются контрактом (договором). Мечети представляют собой место поклонения, но не освященную землю.
Влияние ислама на демографию.
Коран специально адресуется к мужчинам и женщинам, и женщины, как и мужчины, ответственны перед Богом за свои деяния. Однако в законодательном отношении они понижены в правах. Мусульманину можно жениться на не мусульманке, но их дети должны воспитываться в мусульманской вере; мусульманка не может выйти замуж за не мусульманина. По поводу замужества составляется контракт, освященный шариатом. Шариат вслед за Кораном порицает развод, однако допускает его неизбежность в качестве крайней меры. Известны строки Корана, которыми устанавливается право на битье непокорной супруги.
Многие установки ислама направлены на поддержание высокой рождаемости. Дети считаются одним из величайших благодеяний Аллаха; бездетность жены важнейшая причина для развода или для того, чтобы взять другую жену. Разрешаются браки несовершеннолетних (девочек – по достижении полового созревания, юношей – с 15 лет). Браки считаются обязательными; разведенные и вдовы быстро вступают в новый брак. Традиционных ограничений брачно-половых отношений у мусульман сравнительно мало. Ислам закреплял приниженное положение женщин, навязывал им затворничество, свел брак к купле-продаже невесты. Однако многодетные матери пользуются почетом и уважением. Аборты запрещены исламом. Первая мусульманская конференция по планированию семьи (Рабат, 1971 г.) одобрила использование противозачаточных средств. Почти во всех мусульманских странах были приняты законы о запрещении многоженства и браков несовершеннолетних.