Смекни!
smekni.com

Социокультурные предпосылки распространения масонских идей в России в XVIII веке (стр. 2 из 3)

Таким образом закладывается основа для дальнейшего просвещения нации.

При проведении этих новшеств в жизнь реформатор постоянно обращается к западному опыту, поскольку иначе было бы невозможно такими быстрыми темпами форсировать развитие нашей страны, поставить её в один ряд с европейскими державами. В это время и берёт своё начало традиция использования западных образцов. Правда, это не было бездумным заимствованием, нельзя сказать, что «честью и достоинством россиян сделалось подражание» [14] в полном смысле этого слова. Бралась лишь форма, получавшая в России новое наполнение, соответствующее своеобразию общественного развития. Кроме того, реформы Петра I привели к тому, что «преобразованная культура стала отчётливо государственной, выполняя… определённые государственные функции по обслуживанию потребностей власти самодержца» [15], что обусловило стремление передовой общественности второй половины XVIII века найти иную сферу для самовыражения, независимую от желаний власти. Начинания Петра были продолжены при его преемниках.

В 30-50-е годы появляются закрытые дворянские военно – учебные заведения (в частности, в 1731 году был основан Сухопутный шляхетский кадетский корпус), складывается система дворянского сословного образования [16].

Наблюдаются важные сдвиги в литературе, искусстве, науке. Были основаны первый университет, Академия художеств.

Сухопутный шляхетский корпус и Московский университет сыграли важную роль в развитии мысли: первый может быть обозначен как «рассадник культуры дворянской аристократии» [17], сыгравший «важную роль в развитии дворянского самосознания на основе европейских представлений о социальной роли благородного сословия» [18], второй стал центром формирования передовой общественности и плацдармом для деятельности масонов в 80-е годы XVIII века.

Меры, предпринятые в сфере образования в первой половине XVIII века, приводят к тому, что в России появляется слой высокообразованных дворян и происходит дальнейшее развитие российской общественной мысли, которая формулирует новые вопросы и, не находя ответов, вновь обращается к западным образцам. Ко времени правления Елизаветы Петровны относится увлечение всем французским, в том числе и идеями французских просветителей, получивших широкое хождение в России при Екатерине II, которая считала себя их ученицей. Двор при Екатерине не только «обычаями» и «внешностью» напоминал парижское общество [19], но «каждый русский, читающий по французски, носил книгу в своём кармане, словно молитвенник или катехизис. Особы высшего круга не только бредили Вольтером и божились не иначе как его именем. Прочитав его, они считали себя обладателями знаний самобытных и всесторонних…» [20] Европейские просветители постепенно завоёвывали авторитет в русском обществе 60-70-х годов. Мысли об общественном договоре, разделении властей, главенстве закона и гарантии политических свобод граждан со стороны просвещённых монархов будоражили умы общественности. «Наказ» Екатерины вселил в сердца передовых мыслителей надежду на воплощение в действительность новых идеалов. Но, как известно, «Наказ» так и остался рекомендацией к действию. Идеи, предложенные в нём императрицей, не были в полной мере восприняты делегатами Уложенной комиссии, деятельность которой зашла в тупик из-за возникших споров и консервативности её участников. Впоследствии и сама императрица отказалась от них. Мысли французских просветителей о свободе и равенстве оказались радикальными для дворян, которые в основном отличались консервативными взглядами. В своих «либеральных» воззрениях они не доходили до отмены крепостного права, существование которого входило в явное противоречие с идеями просвещения.

Идеология французских просветителей привела многих «вольтерианцев» в масонские ложи. Первый русский гроссмейстер, основатель масонской системы И.П. Елагин «прилепился к писателям безбожным…». Буланже, Даржанс, Вольтер, Руссо, Гельвеций стали на какое-то время его «учителями и проповедниками» [21]. Известный масон И.В. Лопухин до вступления в ложу «охотно читывал Вольтеровы насмешки над религиею, Руссовы опровержения и прочие подобные сочинения» [22]. Н.И. Новиков принимал участие в переводе трудов энциклопедистов. Но в определённый момент все они оказались на распутье между верой и безверием, официальной церковностью и «вольнодумством». Не найдя искомой опоры в первой и разочаровавшись в последнем, они выбрали третий путь – масонство.

Далеко не все идеи французских просветителей находили сторонников в русском обществе. Особенно болезненно воспринимались выпады Вольтера в адрес церкви. В этом сказалась глубокая религиозность русских людей. Некоторые исследователи указывают на то, что распространению масонства в России рассматриваемого периода много способствовал идеологический кризис и как его составляющая – кризис церковности, начавшийся ещё в XVII веке [23]. Церковная реформа, проведённая в России в XVIII веке, лишила православную церковь её прежнего исключительного влияния на общество. Превращение священнослужителей в «чиновников в рясах», несомненно, привело к утрате ими былого авторитета. А провозглашённая Петром I и Екатериной II веротерпимость привела к всё возрастающему влиянию западных идей на русское общество.

Следует также отметить, что людей верующих и придерживающихся строгой морали ужасали господствующие нравы.

Иностранные и русские мемуаристы оставили свои впечатления о современном им обществе. Согласно свидетельству Г.С. Винского, в это время «нравы начинали умягчаться, но с тем вместе и распута становилась виднее», «была приметна роскошь», и корыстолюбие «со всем своим пламенем…имело всю свою деятельность» [24]. Кроме того, он отмечает невежество дворян, которые не только не стыдятся его, но «почитают своим правом. Человек со сведениями не только не уважается, но, можно сказать, некоторым образом обегается… Хотя и будет он терпим, но в доверенности не будет никогда» [25]. Е.Р. Дашкова в своих «Записках» также отмечает, что «придворная атмосфера губительна для честных людей» и «правду при дворе говорить опасно» [26]. Причём подобное впечатление двор оставлял не только у русских. Ш. Массон, француз на русской службе, указывает также, что «в России при дворе и особенно у сановников часто преуспевает самый наглый, бесчестный… Человек здравомыслящий, с благородной душой и развитым умом, не понравится при дворе» [27]. Повсеместно процветали пьянство, разврат. Это было характерно не только для столицы, но и для провинции. Так, Г. Добрынин повествует о том, каким забавам предавалась «подпора отечества» в Могилёве [28].

Положение усугублялось тем, что и «вера начинала слабеть…Чему виною можно поставить теснейшее сообщение с иностранцами и начавшие выходить в свет сочинения Вольтера, Ж.Ж. Руссо и других, которые читались с крайней жадностью» [29].

В данной обстановке некоторые священнослужители также оказывались не на высоте, были подвержены пагубным привычкам, что можно видеть из записок Г. Добрынина. В частности, им были не чужды «обеды и вечеринки с хором певчих до бела-света», злоупотребление спиртным доходило до того, что «телесные их лица потеряли образ свой и подобие» [30], к этому добавлялась страсть к подаркам, а также жестокость в отношении других лиц.

Пытливый ум и истинная вера не могли претендовать на симпатии и понимание при дворе. Это приводило к поиску новых форм для воплощения нравственных запросов и выплеска нереализованной религиозности. Поэтому не случайно взоры многих образованных людей обращались в сторону масонства, предлагавшего универсальные идеи: братство, гуманность, нравственное самоусовершенствование, которые можно было трактовать достаточно широко.

Таким образом, начиная со времени петровских преобразований, складываются условия для проникновения и распространения масонских идей в русском обществе. Реформы в сфере просвещения приводят к повышению образовательного уровня российского дворянства, а дарование свободы от обязательной службы в 1762 году способствует созданию «мира дворянской усадьбы», вследствие чего возрастают нравственные потребности, возникает общественная мысль, ищущая сферы для самовыражения независимо от власти. Распространение идей европейских просветителей приводит к поиску альтернативы, позволяющей реализовать религиозные чувства, а господствующие нравы побуждают к бегству в узкий круг единомышленников. Для некоторых выдающихся людей это становится поводом для вступления в масонские ложи. В результате происходит увеличение числа масонских мастерских в 70-80-е годы XVIII века, и деятельность Вольных Каменщиков достигает небывалого размаха, что позволяет говорить о расцвете масонства в указанный период.

Список литературы

1. См. об этом: Брачёв В.С. Масоны и власть в России (XVIII – первая четверть XIX в.). СПб., 2000. С. 223; Верба И.А. Масонство в России//Школа. 2001. No1(40). С. 37; Лотарева Д.Д Масонство в системе русской культуры второй половины XVIII – первой четверти XIX в.//Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 1995. No6. С. 41; Lennhoff, Eugen. Die Freimaurer. – Geschichte. – Wesen. Wirken und Geheimnis der koeniglichen Kunst. Wien. 1932. S. 162; Schleufer, Karl. Freimaurer in Russland. Von Peter dem Grossen bis Lenin//Eleusis. 1958. No4. S. 165.

2. Сведения, относящиеся к истории русского франкмасонства, извлечённые из Архива Собственной Его Императорского величества Канцелярии, изданные под ред. Н. Дубровина в 1902 г.//Масонство или великое царственное искусство братства Вольных Каменщиков как культуроисповедание. СПб., 1911. С. 75.

3. Нащокин В.А. Записки В.А. Нащокина//РА. 1883. Кн. 2. Тетрадь 4. С.300.

4. Ешевский С.В. Сочинения по русской истории. М., 1900. С. 189.

5. Иванина Н.С. К истории масонства в России (перевод с немецкой рукописи)//РС. 1882. Т.35 (сент.). С. 533.