А.В. Еремин
Рубеж ХХ-ХХI в. стал для Русской Православной Церкви эпохальным временем. 10 лет существования в условиях свободы и демократии позволили ей вновь занять одно из определяющих мест в жизни российского общества. К голосу РПЦ прислушиваются миллионы россиян, авторитет первых церковных иерархов порой ставится даже выше, чем авторитет известных политиков. Однако Церковь вынуждена учитывать современное состояние российского общества, которое за 70 лет гонений на религию стало преимущественно секулярным. Да и путь, выбранный россиянами, - гражданское общество, с развитой инициативой (что необходимо для нормальной демократии), требует от нее по-новому взглянуть на состояние современного социума. РПЦ воспринимается как влиятельный социальный институт, следовательно, она должна существовать по законам гражданского общества, в новых для нее условиях - независимости от государства.
Уже в конце 80-х годов РПЦ встала перед необходимостью формирования своей социальной концепции, которая явилась бы своеобразной "конституцией" ее существования в новой России. За всю свою многовековую историю Церковь никогда не была далека от общества, а ее социальное служение во многом определяло жизнь людей. Поэтому у РПЦ существует развитая традиция в освещении социальных проблем. Можно даже сказать, что у нее давно сложилась своя доктрина видения государства, общества, человека, культурно - исторического процесса. Она отражена в трудах известных и почитаемых богословов, в соборных решениях, церковных документах и составляет в целом религиозную традицию, следование которой есть задача Церкви. Достаточно назвать решения
Вселенских Соборов, "Слово о Законе и благодати" митрополита Иллариона (11 в.), идеи единения и праведности Сергия Радонежского (14 в.), труды Нила Сор-ского о "нестяжательстве", старца Фило-фея и его письма Василию III ( формирование идеи "Москва- третий Рим" (16 в.), деятельность митрополита Филарета (Дроздова) (19 в.), Игнатия Брянчанино-ва, Иоанна Крондштадского. Огромный вклад в православное понимание государства и общества внесли известнейшие русские религиозные философы: В.С. Соловьев, В.В. Розанов, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин и др. В начале XX века ряд важнейших социальных проблем того времени рассматривал Собор 1917-1918 гг. Однако сформулированной, оформленной документально, официальной концепции РПЦ не имела.
В отличие от православия католицизм имеет богатую традицию формулирования и изменения своей социальной доктрины. Западная Церковь уже со времен эпохи возрождения пыталась приспособиться к усиливающейся секуляризации общества. Да и более рациональная религиозная традиция позволяла ей легко "подстраиваться" под бурные изменения социума и идти вслед за модерном. Быстрыми темпами социально - политическая доктрина католицизма развивается с понтификата Папы Льва ХIII (1878-1903). Принято считать, что ее формирование следует связывать с публикацией 15 мая 1891 г. Энциклики, которая предлагала всем верующим найти пути и способы преодоления всех противоречий се-кулярного и религиозного видения действительности. Социальная доктрина католицизма постоянно эволюционировала, в ней появлялись новые акценты. Так, XX век поставил перед Католической Церковью новый ряд вопросов, и она не замедлила на них ответить. II Ватиканский Собор (1962-1965) сформулировал новую социальную доктрину, которая базируется не только на учениях мыслителей прошлых веков (Августина, Фомы Аквинского), но и на идеях современных религиозных философов: Жака Марите-на, Тейяра де Шардена и др. Западные религиоведы недалеки и от данных современных наук, что ставит их на одну ступень с развитием мирового прогресса, который вступил в стадию постмодернизма.
Отношение РПЦ к обновлению сво-го уклада, следование изменяющемуся миру - краеугольные вопросы для Православной Церкви. Ведь сохранение традиции, "воцерковление" верующих, "жизнь во Христе" - смысл существования православия. А подвергнуть себя нарушению концептуальных основ своего бытия оно не может, ибо, с точки зрения православных богословов, - это гибель. Однако, как уже было сказано, Церковь всегда оценивала изменения в обществе. Теоретическая работа по определению своего места в социуме на разных этапах истории велась постоянно. Поэтому для РПЦ не составляет трудности правильно оценить окружающий мир, так как она сама постоянно в нем пребывает. Однако она несколько веков существовала под покровительством и надзором государства, и это приводило к тому, что ее часто воспринимали как государственную структуру. Возможности и, главное, необходимости в формировании, подготовке и написании своей концепции у РПЦ не было.
Однако новое время требовало от Церкви переосмысления действительности и определения своего места в секу-лярном мире. И дело тут совсем не в нарушении традиции и в обновлении, а в концептуальном выражении своей миссии в государстве и социуме, по законам современного гражданского общества. И такое событие произошло. В августе 2000 г. состоялся Юбилейный Архиерейский Собор, на котором была принят исторический документ - "Основы социальной концепции Русской Православной Церк-
ви ". В своем докладе участникам Собора митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, возглавлявший группу по подготовке документа, отметил: "…мы поняли: в условиях колоссальных исторических перемен, которые произошли в нашем обществе, да и в мире в целом в конце второго тысячелетия, мы не можем ограничиваться отдельными заявлениями по злободневным вопросам. Необходима долгосрочная программа общественного служения Церкви, опирающаяся на православное богословское осмысление положения Церкви в плюралистическом секулярном обществе. Общество, к которому принадлежит большинство нашей Церкви, не определяется более идеологией государственного атеизма, как в предшествовавшие десятилетия, но отнюдь не является и однородно православным, как это было на протяжении долгих веков - большей части второго тысячелетия" [1].
Официально к написанию этого документа РПЦ приступила в декабре 1994 года, после решения Архиерейского Собора. Священный Синод создал рабочую группу для подготовки документа, который затем предполагалось представить на обсуждение Собора. 11 октября 1996 года и 17 октября 1997 года Священный Синод Русской Православной Церкви одобрил представленные методы работы группы и утвердил ее состав. В группу вошли 26 человек: архиереи, профессора Духовных школ, сотрудники Синодальных отделов. С 1997 года группа начала регулярно собираться. Проекты также рассылались иногородним членам группы для внесения поправок, если они не могли присутствовать на заседаниях. Всю основную организационную работу взял на себя Отдел внешних церковных сношений (после Юбилейного Архиерейского Собора - связей) Московского Патриархата, который возглавляет митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Как отметил в своем докладе участникам Собора митрополит Кирилл, состоялось около 30 заседаний рабочей группы. Они проходили " в атмосфере конструктивной творческой дискуссии" [2].
19 июля 2000 года священный Синод одобрил проект, который получил название "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви".
Сама попытка написать такой документ - это стремление "объять необъятное", а потому в названии документа содержится слово "основы". Концепция должна была стать, по мысли ее авторов, всеобъемлющей. Однако это задача, не выполнимая в принципе, а потому главной целью. наряду с освещением важнейших проблем, было стремление авторов познакомить священников и мирян с теми методами, с помощью которых можно решать многие проблемы. Социальная концепция непременно будет дополняться и развиваться, так как принцип совершенствования - один из основных методологических постулатов документа, несмотря на то, что цель работы создатели концепции видели в том, "чтобы подготовить базовый документ, рассчитанный не на два года, но по крайней мере на ближайшие десятилетия" [3]. На эту особенность документа обратил внимание и митрополит Кирилл: "По мере изменения государственной и общественной жизни, по мере появления в этой области новых проблем, требующих церковной оценки, социальное учение Церкви будет, несомненно, развиваться и совершенствоваться, почему наш документ и именуется Основами" [4].
В документе, однако, рассматривается широкий круг проблем, которые нашли свое выражение в разделах: Церковь и нация; Церковь и государство; христианская этика и светское право; Церковь и политика; труд и его плоды; собственность; война и мир; преступность, наказание, исправление; вопросы личной, семейной и общественной нравственности; здоровье личности и народа; проблемы биоэтики; Церковь и проблемы экологии; светские культура, наука, образование; Церковь и светские средства массовой информации; международные отношения; проблемы глобализации и секуляризации.
Выделим ряд особенностей документа. Одной из основных особенностей концепции является ее объединяющий и консолидирующий характер. Церковь призывает к диалогу всех людей независимо от их мировоззрения, ратует за сотрудничество людей в различных сферах - от сохранения культурного наследия, природной среды до защиты нравственности. Церковь стремится содействовать государству в решении важнейших социальных задач. Такое стремление продиктовано традицией многовекового участия Церкви в консолидации, мобилизации людей в трудные исторические периоды, утверждении самобытных духовных ценностей, основанных на православном мировоззрении, в котором основными являются идеи справедливости, любви к ближнему, готовности помочь слабому, верховенства нравственных норм. Помимо указанной особенности, необходимо выделить еще несколько методологических положений. На наш взгляд, можно проанализировать методологические постулаты, которые предложил директор Исследовательского центра "Религия в современном обществе" ИКСИ РАН М.П. Мчедлов.