Перевезенцев С. В.
Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (1439–1515) — игумен основанного им монастыря Успения Богородицы (Иосифо-Волоколамский монастырь), крупный церковный деятель, публицист, основатель "иосифлянства".
Происходил из дворян Волоколамского уезда. В двадцать лет принял монашеский постриг в Боровском монастыре. Монашеский постриг приняли три его родных брата и два племянника, а двое из них стали епископами. После смерти основателя Боровской обители Пафнутия, в течение двух лет был игуменом. В 1479 году Иосиф вместе с несколькими иноками покинул Боровскую обитель и основал общежительский монастырь Успения Богородицы на Волоке Ламском, в 113 верстах от Москвы. Позднее эта обитель стала широко известна по имени своего основателя, как Иосифо-Волоколамский монастырь.
На рубеже XV–XVI вв. принимал активное участие в религиозно-политической борьбе. Иосиф Волоцкий возглавил теоретическую и практическую борьбу с ересью "жидовствующих". Основные принципы борьбы с еретичеством он изложил в главном сочинении своей жизни, известном под названием "Просветитель". Первые главы "Просветителя" были написаны еще в 90-е гг. XV в., а последние — незадолго до смерти. Впрочем, А.И. Плигузов считает Иосифа Волоцкого автором лишь 12-ти глав "Просветителя", а 13–16-е главы приписывают его ученикам и последователям. "Просветитель" был одной из самых популярных книг в XV–XVII вв. (известно более 100 списков).
В 1504 г. по его инициативе состоялся церковный собор, который приговорил к сожжению в срубе четырех еретиков, в том числе Ивана Волка Курицына, брата Федора Курицына.
В 1507 г. Иосиф Волоцкий вступил в конфликт с князем Федором Борисовичем Волоцким, на землях которого располагался монастырь. Князь посягнул на монастырское имущество, после чего Иосиф заявил о переходе монастыря под власть великого князя Василия III Ивановича. Новгородский архиепископ Серапион, которому монастырь подчинялся в церковном отношении, поддержал волоцкого князя и отлучил Иосифа от Церкви. Но за него вступился митрополит Симон, лишивший сана новгородского владыку.
В начале 10-х гг. XV в. разгорелась полемика между Иосифом Волоцким и "нестяжателем" Вассианом Патрикеевым. Причиной полемики стали многообразные вопросы церковной жизни: отношение к еретикам, отношение к Ветхому Завету, вопросы церковного землевладения и др. Спор был решен государем, — Василий III занял сторону Вассиана и запретил Иосифу письменную полемику с ним.
Иосиф Волоцкий скончался 9 сентября 1515 г. и похоронен в Иосифо-Волоколамском монастыре. Канонизирован в 1591 г. Дни памяти — 9 (22) сентября, 18 (31) октября.
Все мировоззрение преподобного Иосифа определялось идеей социального служения и призвания Церкви, как организующего начала человеческого общежития. Своими главными задачами он видел укрепление духовно-политического значения Церкви и превращение ее в решающую общественную силу в целях утверждения в русском обществе церковно-православных идеалов. Поэтому, в отличие от многих других монашествующих, — и предшественников, и современников, — он не "бежал от мира", а, наоборот, активно участвовал в церковно-политической жизни, оказывая влияние не только на церковную, но и на светскую политику.
Впрочем, причинами столь активной жизненной позиции Иосифа Волоцкого можно считать и внешние обстоятельства — широкое распространение еретических учений и серьезные споры о сущности веры в богословской и мирской среде, некоторый упадок авторитета Церкви и усиление авторитета светской власти. Все это и побуждало волоколамского игумена к активным действиям.
Духовные истоки мировоззрения Иосифа Волоцкого восходят к синайским и египетским подвижникам IV–VII вв. Воспитанный в духе иноческого подвижничества, он был полностью проникнут верой в то, что Христос — это "Истинна и Любовь". Поэтому Христос "всех приводить от нечестиа въ благочестие не ратью, ни оружиемь, ни водою потопляа, ни огнемь жегы, но кротостию и тръпениемъ и смирением, и милосердиемь и любовью".
Однако люди, забывшие о Христе, "прельщены дьяволом". И потому человеческое существо, отягощенное многочисленными и греховными страстями, не может само по себе от этих грехов избавиться, ибо бессильно перед дьявольскими искушениями. Единственное средство для изменения человеческой природы и общества — страх Божий. "Имей ключ — Божественный страхъ: тъ да отврьзае уста твоа, тъ да затворяе", — утверждал преподобный Иосиф. Развивая эту тему, он писал: "Преж въплощениа Христова страха ради Божиа и правды ради, нынеже всякъ бояися Бога и творяи правду, приятень Ему есть на крещение… Немощно убо есть прийти на крещение неимущему страха Божиа и не творящему правды". Больше того, если человек только дал обет принять крещение, "тогда и страх Божий имееть и правду творит, отрекает бо ся от сатаны и всех делъ его, и обещается Христу и всемъ святымъ Его и бывать бояися Бога и творяи правду".
Как можно видеть, в понимание Иосифа Волоцкого именно страх Божий оказывается единственной побудительной причиной, направляющей человека к спасению, как главной цели человеческой жизни. По сути дела, Иосиф Волоцкий в буквальном смысле понимал древнюю библейскую истину: "Начало мудрости — страх Господний". Причем, Иосиф Волоцкий акцентировал внимание именно на страхе Божием, — он и только он способен привести и человека, и все общество к покаянию, очистить их от скверны.
Представление о Церкви как о мощном орудии, организующем общество на христианских началах, и идея страха Божиего, как главного средства Церкви, и стали краеугольными камнями всего учения, созданного Иосифом Волоцким, позднее прозванного "иосифлянством". Это учение находило свою реализацию в деятельности Иосифа Волоцкого, в которой можно выделить несколько направлений, связанных, естественно, между собой единой целью и едиными мировоззренческими установками.
Одно из главных направлений деятельности Иосифа Волоцкого — устройство монастырской жизни. Ведь именно монастыри он считал оплотом распространения истинного христианского благочиния. В своем монастыре он установил самый строгий общежительский устав, какого не было ни в одной другой русской обители. Идея "соборного спасения" была главной в этом уставе. Аскетическая строгость в монашеской жизни, послушание без рассуждения, беспрекословное соблюдение церковной обрядности и соборная молитва — вот основные пути для настоящего устройства монашества, по убеждению преподобного Иосифа.
Согласно уставу, жизнь иноков была регламентирована до мельчайших подробностей. Все они были обязаны каждодневно трудиться, ибо праздность почиталась грехом. При этом они не имели никакой личной собственности, даже икон, а средства к существованию получали из общей казны. Очень важно, что принцип "общежития" совпадал с принципом "личного нестяжания". Иосиф Волоцкий не просто настаивает на "личном нестяжание" иноков, но превращает этот принцип в важнейший в своей обители. По его убеждению, монах, живущий в общежительном монастыре, не должен даже употреблять слов "твое" и "мое" или "сего" и "оного". Если же этот принцип не соблюдается, то "не подобает сиа общая житиа нарицати, но разбойничскаа съборища и святокрадениа и всякого лукавьства и злобы исполнена".
Правда, позднее, с расширением числа иноков, с появлением в их среде богатых и знатных пострижеников, он был вынужден поделить братию на три разряда, причем от одних требовал ограничиться единственной сменой обуви и одежды, а другим позволял иметь две смены, шубейку и даже особное питание.
В целом же, Иосиф Волоцкий выше всего ставил внешний порядок и послушание, а не внутреннее убеждение, ибо полагал путь от внешнего к внутреннему единственно возможным путем к Богу. "Преже о телеснем благообразии и благочинии попецемся, потом же и внутренем хранении и внимании", — писал Иосиф Волоцкий.
Еще одно направление деятельности Иосифа Волоцкого — борьба с еретиками, особенно, с ересью "жидовствующих". Стоит напомнить, что центром распространения ересей был Новгород, хотя множество сторонников ереси "жидовствующих" оказалось и в Москве, причем, в самых высших кругах. Среди них — митрополит Зосима и многие другие новгородские и московские священники, а из светских лиц — Федор Курицын, дьяк Посольского приказа и фактический руководитель внешнеполитической деятельности Руси при государе Иване III и его брат Иван Волк Курицын (ум. в 1504 г.). Одно время благоволил к еретикам и сам великий князь Иван III.
Однако это не остановило преподобного Иосифа, и он приложил все усилия к искоренению еретиков, встав во главе этого процесса и в теоретическом отношении, и на практике. Основные принципы борьбы с еретичеством он изложил в главном сочинении своей жизни, поначалу называвшимся "Книга на еретиков", а позднее известном под названием "Просветитель".
Вооруженный идеей страха Божиего и стремящийся к очищению общества от скверны, Иосиф Волоцкий выступал за самое жестокое обращение с еретиками. Даже покаявшихся еретиков он подозревал в обмане и считал их недостойными снисхождение. Единственный исход для таких — заточение в темницу. Еще более жестоко он призывал обращаться с упорствующими еретиками, которых называл "отступниками" — эти заслуживают лишь смерти. Больше того лютой казни заслуживают даже те православные, которые не сообщили о еретиках властям: "Се убо явъствено есть, яко не точию осужати подобаетъ, но и казнем лютымъ предавати, и не точию еретики и отступъники, но аще и правоверии будутъ сами, и уведавше же еретики или отступъники, и не предадятъ судиямъ, конечную муку подъимутъ".
Распространение еретичества Иосиф Волоцкий рассматривал не просто как отступничество от христианства, но и как огромную беду, опасность для самой Руси. По его убеждению Русское государство, не погибнувшее в ожидавшемся конце света, только-только стало приобретать благочестие и преисполняться благодатью, как именно еретики стали покушаться на благочестие Руси: "Христе милостивый, отнели же солнце благочестиа начя сияти в Российской земли. Възвеяша бо пагубнии жидовстии тлетворънии ветри, хотяще разбити душевъный наш корабль, и потопити богатство благочестиа слаными водами скорбей". Следовательно, опасность еретичества заключалась именно в этом — они могли погубить уже сложившееся духовное единство Руси, становящуюся постепенно избранным Господом государством.