3. Почитание чудотворных икон в Византии было так велико (особенно после эпохи иконоборства), что наряду с храмами, освященными во имя Спасителя, Богородицы, святого или праздника стали основывать церкви в честь чудотворных икон. В Древней Руси икона также нередко становилась "основательницей" храма. В честь большинства чудотворных икон построены монастыри, храмы или, по крайней мере, приделы в храмах или же часовни. По всему лицу земли российской рассеяны богородичные монастыри в честь чудотворных икон: Абалацкий, Ахтырский, Боголюбский, Владимирский, Донской, Знаменский, Иверский, Казанский, Корсунский, Смоленский, Тихвинский, Толгский, Седмиезерный. Этот список можно значительно расширить; кроме того в честь одной иконы нередко воздвигнуто несколько монастырей. Например, в честь чудотворной иконы Знамения Божией Матери в России было перед революцией четыре мужских и три женских монастыря. Или обратимся к храмам. По нашим подсчетам только в Москве на 1998 год в честь чудотворных икон действует 76 церквей.
Богослужебная функция. Эта функция иконы проявляется в двух аспектах: 1) икона в богослужении и 2) богослужение как икона.
1. Икона рождается в новозаветной Церкви, в храме, в богослужении, и только в Литургии она получает всю присущую ей духовную глубину и вселенскую полноту, только в ней икона живет живой и двуединой небесно-земной жизнью, только в Литургии она исполняет свое предназначение и свышнее призвание, только в ней она обретает синергийное единство с небесными первообразами и соборное единство с другими церковными образами, другими видами искусства. Часто праздничной иконой становится прославленная чудотворная икона. В данном случае сам праздник и икона праздника совпадают. Все богослужение совершается в честь иконы, покоящейся на специальном аналое. Икона не просто изображает праздник или напоминает о нем, но сама является объектом празднования. И в этом богослужебная функция иконы проявляет себя особенно наглядно.
2. Второй аспект этой функции состоит в том, что само богослужение можно рассматривать как икону, как образ. В Православии иконичны как богослужебные циклы (годовой, седмичный, суточный), так и каждая Литургия и отдельные богослужения. Весь годичный богослужебный цикл – это икона всемирной истории от сотворения мира до Страшного Суда.9
Антропологическая функция. Христианская антропология основывается на сотворении человека по образу и подобию Божию (Быт.1:26). Слово "икона" встречается уже в первой главе Священного Писания: "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему..." (Быт.1:26). В Новом Завете слово "икона" неоднократно употребляется по отношению к воплотившемуся Слову. Согласно апостолу Павлу, Господь Иисус Христос "есть образ Бога невидимаго" ( Кол.1:15; ср.1Кор.11:7; 2Кор.4:4). Нельзя не обратить внимания на особенности "богословия образа" у святого Апостола. Если Адам сотворен только "по" образу Бога Отца, то Христос Сам есть этот Образ Бога невидимого. Адам, следовательно, сотворен по предвечному Первообразу – Сыну Божию Иисусу Христу.
Образ Божий, к очищению которого должен стремится человек, конкретно проявляется в теле и в лике, и иконописец, пишущий святого, призван изобразить иконолик, а не лицо, духовное иконотело, а не тело физическое, написать просветленную иконоплоть, а не дебелую земную плоть. Это призвание и поныне остается сверхздачей для любого иконописца.
Богословская функция. Эта функция обобщает и фокусирует в себе предыдущие функции, прежде всего догматическую, вероучительную, познавательную, богослужебную и антропологическую. В процессе развития иконопочитания и теории образа понятие "икона" становится важнейшим богословским термином, и в этом мы видим еще одну важную, если не важнейшую, функцию иконы. По мнению некоторых немецких ученых уже с IV века в византийском богословии "логос-теология" сменяется "икон-теологией" – богословием церковного образа, в частности, иконы. К этому утверждению следует отнестись осторожно (особенно к датировке), но то, что богословие образа заняло заметное место в византийском богословии еще в доиконоборческую эпоху, невозможно отрицать. Богословие первых веков христоцентрично и логосно, главным объектом догматических споров являлось Второе Лицо Пресвятой Троицы – воплотившийся Логос, Богочеловек Иисус Христос. Со временем же в христианском богословии все большее значение получает проблема церковного образа, иконы. И тут в центре также остается Иисус Христос, но уже не только как воплотившийся Логос, но как Образ Бога невидимого (2Кор.4:4; ср. Кол.1:15).
Богословская функция иконы помогает понять, насколько универсален в Православии церковный образ, насколько важна икона и в богословии, и в Боговедении, и в мировидении, и в богослужении, и в церковном искусстве, насколько глубок производный от слова "икона" термин "иконичность". Неиконичное – предмет, явление, событие, действие – Православие как бы "выталкивает" из себя как инородное, даже чужеродное тело. И это не простой традиционализм или консерватизм, не забота о формальной вероисповедной чистоте, но стремление к чистоте онтологичной. Все, что не иконично, не онтологично, т.е. синергийно не связано с Богом, не имеет первообраза в Царстве Небесном, все это нечисто метафизически, греховно и, главное, разрушительно для иконичного, в итоге – для всего православного, христианского. Неиконичное не восходит само, а потому не способно и возводить к Первообразу. Поэтому, в некотором смысле мы можем говорить о паниконичности православного богословия, православного богослужения, православного мировосприятия и православного искусства.10
Историческая функция. Сказания о прославленных чудотворных иконах – Владимирской, Смоленской, Знамение, Тихвинской, Казанской, Феодоровской, Донской, Иверской икон Божией Матери – тесно связаны с историей русской Церкви, с историей Руси, русского государства. "Как и прежде, – пишет иеромонах Филадельф, – ограждают Русскую землю чудотворные иконы Божией Матери. Тихвинская икона хранит и благословляет северные пределы. Иверская икона – южные. Почаевская и Смоленская ограждают землю Русскую с запада. На востоке до края земли сияет лучами благодати, ограждая российские земли, Казанская икона Божией Матери. А в центре России сияет образ Божией Матери Владимирской, написанной евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовало Святое Семейство". Чудотворные иконы не только ограждают, но и освящают страну, освящают ее историю, поэтому, может быть, точнее было бы говорить о священно-исторической функции.
В свое время Д.С. Лихачев тонко заметил, что "летопись времен Андрея Боголюбского… строилась как цепь чудес Богоматери". Но даже поверхностное изучение летописных сказаний о чудотворных иконах (и упоминаний об иконах вообще – перенесение, написание, поновление, чудеса) приводит к выводу, что не только ранние летописи, но русское летописание вообще в одном из аспектов можно рассматривать как историю чудотворных икон, а сказания об иконах, в свою очередь, – как исторический и историософский источник. Бесспорно, история чудотворных икон – это история России.
Воинская функция. Историческая функция тесно связана, как это видно на примере Владимирской иконы Богородицы, с военной, с воинской. Сказания о чудотворных образах повествуют, как в течение долгих веков иконы спасали страну от порабощения, иконы защищали крепости от нашествия врагов, от нападения соседей, от междуусобиц, иконы предупреждали о грозящей военной опасности. Знаменитые древнерусские святыни брали с собой в военные походы 11; перед сражением служили перед ними молебны, а после битвы приносили благодарственные молитвы, приписывая победу не своей силе и воинской доблести, а заступничеству и покровительству чудотворных икон. Иконы спасали города и крепости от нашествий и осады. Здесь можно напомнить роль иконы Смоленской Богоматери – в защите Смоленска от врагов на протяжении многих столетий, в отношениях Смоленска с Москвой, в победе над Наполеоном; Донской иконы Богоматери – в победе на Куликовом поле, а позже в спасении Москвы от крымских татар в 1591 году в царствование Феодора Иоанновича; Тихвинской Богоматери – в неоднократных победах над шведскими войсками; Казанской – в изгнании из Кремля интервентов в Смутное время; иконы Знамения – в защите Новгорода от суздальских дружин, а позже в победе Александра Невского в битве на Неве и на Чудском озере; Почаевской – в победе над турецким войском в 1675 году; Каплуновской иконы Божией Матери в победе Петра I над шведами; Касперовской – в Крымской войне 1853-1855 годов и защите Одессы.
Напоминательная функция. В этой функции можно выделить два аспекта: 1) онтологический и 2) психологический. Об обоих видах напоминания говорили еще Отцы VII Вселенского Собора.
1. Как уже говорилось вначале, на иконе изображается ипостась Богочеловека Иисуса Христа, в которой нераздельно и неслиянно соединены два естества – Божественное и человеческое. Благодаря этому единению, икона становится двуединством образа и Первообраза. Поэтому иконные изображения, как отмечалось на Соборе, "служат напоминанием о первообразах и возводят к ним", т.е. икона вместе с напоминанием возводит ум человека к божественным первообразам, к Богу. Напоминание (или воспоминание) – носит онтологический, реальный, богочеловеческий характер.