2. Однако, было бы совсем неверно полностью отрицать наличие и психологического аспекта в этой функции. Верующие почитают иконы, говорится в материалах VII Вселенского Собора, "для напоминания себе и запоминания первообразов". Одной из важных христианских добродетелей является память о Боге. Человек должен жить, сознавая постоянное присутствие Божие. Красный угол в доме служил всегдашним напоминанием о Боге и Его святых. Он был окном в небо, окном в Царство Божие, где пребывают Господь, Матерь Божия и святые, поэтому красный угол или киот с иконами, стоявший в красном углу, называли божницей. Иконы напоминали человеку о Боге, о святых, о Царстве Небесном не только в доме, но практически повсюду. Красный угол с иконами и лампадой был в официальных учреждениях, в больницах, в магазинах, лавках, ресторанах, в тюрьмах.
Посредническая функция. В понимании иконы как посредника есть также два аспекта: 1) онтологический и 2) психологический.
1. Апостол Павел в Послании к Тимофею пишет: "Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос" (1Тим.2:5). Апостол не случайно подчеркивает в этих словах вочеловечение Христово, принятие им образа человеческого, плотского, потому что только благодаря этому Он стал Посредником. Икона же есть онтологичный образ Посредника. Антиномичное богочеловеческое двуединство иконы делает ее границей между двумя мирами – видимым и невидимым. Икона одновременно окно и дверь. Как окно икона открывает возможность Боговедения; как дверь икона является местом таинственного, но реального, можно сказать реально-мистического схождения в мир сей Христа, Богородицы или святого. Икона – это место встречи Бога и человека, это нисхождение Божие и восхождение человеческое. Здесь эта функция тесно смыкается со свидетельской, напоминательной, а также молитвенной и чудотворной функциями.
2. Другой аспект – посредничество между людьми. В Евангелии от Матфея Господь говорит: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф.18:20). Вот эту функцию посредника и как бы заместителя выполняла икона. Когда гость входил в комнату, то прежде всего искал взглядом красный угол, крестился на иконы (вместе с ним молились и хозяева) и лишь затем пришедший здоровался с присутствующими. Гостя встречали присловьем: "Честь да место – Господь над нами – садись под святые", т.е. в красный угол под иконы. Таким образом, икона становилась видимым посредником между гостем и хозяином. Предложив гостю присесть в другом месте, а не в красном углу, хозяин косвенно, но совершенно ясно выражал свое отношение к пришедшему. О нежданном, нежелательном или невоспитанном госте сложилась приводимая Далем поговорка: "Посади мужика у порога, а уж он под образа лезет".
В "Сборнике Кирши Данилова" и Соловей Будимирович, и Дюк Степанович, и Илья Муромец, и Добрыня Никитич, и Алеша Попович, и Иван Годинович, и Михайла Иванович Потук и другие богатыри, заходя в гридню князя Владимира, прежде чем поклониться ему и его супруге, не забывают помолиться на иконы. Обычно, рассказывается об этом в следующих словах:
Приходил же тут Добрыня Никитич млад,
Он молится Спасову образу,
Кланеется князю Владимеру и княгиге Апраксевне,
На все четыре стороны...
И наоборот, автор былин, не забывает отметить, что "татарин", посланный Калин-царем и вбежавший в гридню князя, "Спасову образу не молится".
Родовая, семейная функция. Икона сопровождала русского человека всю его жизнь, начиная с его появления на свет. Наречение имени новому члену семьи состоятельные люди отмечали написанием так называемой "мерной" – по росту новорожденного – иконы, на которой изображался тезоименитый святой покровитель младенца. При трудных родах роженицу клали под иконы, в доме зажигали все лампады и свечи перед иконами. Близкие молились перед иконами Богоматери, св. Анастасии-Узорешительницы, Ангела Хранителя и других особо почитаемых святых о благополучном появлении на свет и здравии матери и младенца. Кроме мерной иконы, иконы святого покровителя, имя которого носил человек, семейных людей сопровождали по жизни "благословенные" образа, т.е. иконы полученные от родителей с благословением на брак. Образами благословляли молодых несколько раз. Вначале при сговоре, т.е. после успешного сватания при предварительном договоре о приданом, затем перед венчанием и последний раз во время свадьбы на второй день, как это описывается в "Домострое". Кроме того молодые всю жизнь хранили в красном углу венчальные образа, которыми их благословлял священник во время совершения обряда венчания в церкви. Часто благословенные образа были и венчальными. Видное место занимали иконы и в росписи приданого за невестой. Роспись всегда начиналась с перечисления икон, которые родители давали за дочерью. Всегда на первом месте стояли иконы и в завещаниях, в том числе царских. Сохранившиеся документы XIV-XV веков – завещания великих князей Московских Иоанна Иоанновича, его сына св. блгв. кн. Димитрия Донского, Василия Димитриевича, – а также записи более поздних веков, завещания многих бояр, единогласно свидетельствуют об этом.
Хозяйственная функция. Нельзя не обратить внимания на то, что икона играла заметную роль в хозяйственной жизни русского народа, святой и его икона освящали труд земледельца, животновода, ремесленника, икона придавала священный смысл хозяйственной деятельности вообще; труд на благо семьи, страны становился трудом во имя Божие. Приведем только несколько примеров проявления этой функции иконы. После отела хозяка вносила теленка в дом, клала на стол в красный угол под иконы, трижды читала молитвы и лишь после этого относила на солому в угол у двери. В праздник Благовещения (25 марта) икону Богородицы ставили в кадку с зерном, предназначенным для посевной, и молились о богатом урожае. Молитве об урожае льна и овса мог быть посвящен второй день Пасхи. Тогда по селу носили запрестольный крест и икону Богородицы. Икону ставили на лен, а горсть овса сыпали ей "в глаза". Икону ставили в кадку с зерном и непосредственно перед севом.
Как известно, св. Георгий является покровителем не только земледелия, но и скотоводства. Обычно скотину выгоняли в поле первый раз в день его церковного празднования 23 апреля. В этот день все хозяева молились перед иконой великомученика и в храме (обязательно следовало поставить свечу перед иконой), и дома. После Литургии народ выходил на улицу с иконами и вставал по сторонам. Между двумя рядами икон по этой "святой иконной улице" и прогоняли скот. В других губерниях перед первым выгоном обходили двор с иконой св. Георгия, иногда шли за коровой с иконой святого покровителя до самого пастбища.
Святой апостол Петр был рыбаком и потому считается покровителем рыбного промысла. Особенные молитвы возносились ему в Петров день 29 июня – память первоверховных апостолов Петра и Павла. Поставить обычную свечку перед иконой апостола в этот день казалось мало, и в некоторых губерниях рыбаки покупали в складчину большую "мирскую свечу". 1 августа – память прпп. Зосимы и Савватия Соловецких – наступал праздник пчеловодов: пробовали мед нового сбора. По преданию именно прпп. Зосима и Савватий устроили первые пчельники на севере Руси. Иконы их стояли во всех пчельниках. "Без Бога – ни до порога, а без Зосимы-Савватия – ни до улья", – сложили поговорку пчеловоды. И такие свои святые покровители были практически у всех видов хозйяственной деятельности русского крестьянства. К помощи иконы на Руси прибегали практически во всех случаях жизни: при пожаре, эпидемии, засухе, долгой дождливой погоде, наводнении, когда не помогали молитвы, "поднимали" чудотворную икону, т.е. выносили из храма и совершали крестный ход с иконой по городу, вокруг деревни или на поле, где служили молебен перед ней.
Прикладная функция. В этой функции мы бы выделили три аспекта. Первый касается писания самой иконы как произведения живописи, второй – изготовления появившихся позже окладов и других предметов, "окружающих" икону, третий – торговли иконами.
1. Без сомнения икона вызвала к жизни целую отрасль как высокого, так и прикладного искусства. Важным и самостоятельным ремеслом считался выбор и подготовка иконных досок; этим занимались древоделы. Особым ремеслом было и приготовление левкаса – иконного грунта. Его делали из порошка мела или алебастра и мездряного, осетрового или другого рыбьего клея. Важной и ответственной частью иконного ремесла считался перевод на левкас рисунка. Этим занимался знаменщик: он снимал прориси с древних икон, он делал рисунки для новых икон, он делал новые переводы со старых, обветшавших переводов или подлинников, он переводил рисунок на залевкашенную доску. Золочение считалось также отдельной и ответственной операцией и нередко этим занимались особые мастера. Конечно, ответственнейшей частью работы всегда оставалось само писание иконы. "Доличники" писали иконные горки, палаты, воды, деревца, а "личник" писал лики, обнаженные части рук и ног. Здесь было важно искусство приготовления красок. У иконописцев была своя детально разработанная терминология. В недавно изданной книге Н.А.Замятиной собрано и прокомментировано около 700 единиц специальной лексики иконописцев, из них различные обозначения красок составляют по нашим подсчетам около 180 единиц. Особой и ответственной операцией было олифление иконы.12 Варить олифу считалось также ответственным делом. Каждый мастер имел свои секреты. Известно, что Симон Ушаков, уже будучи главой Иконописной мастерской в Оружейной палате взял на себя эту обязанность, составив свои рецепты, но, правда, скоро от этого отказался.