2. Икона дала мощный толчок для развития многих видов прикладного искусства, которые "обслуживали" икону. Появление иконостаса стало стимулом для развития искусства деревянной резьбы. Пятирядные русские иконостасы (конец XIV – начало XV веков) дали толчок для появления резьбы, все более богатой и усложненной по своему характеру и рисунку, вплоть до того, что резьба иконостасов со временем стала "подавлять" иконопись. Современные исследователи все чаще подчеркивают важнейшую роль оклада иконы, ее ризы в почитании святынь. Риза – не обязательная, но неотъемлемая (там, где она есть) часть иконы. Вспомним Есенина: Гой ты, Русь моя родная, хаты – в ризах образá... Одной из главных примет Руси у Есенина выступают заключенные в оклады-ризы иконы. Без сомнения икона дала толчок для развития и совершенствования таких видов и технических приемов ремесленного искусства как чеканка, басма, скань (филигрань), зернь, золочение, серебрение, финифть (эмаль), гравировка по серебру или меди и др. Оклады икон, как уже говорилось, часто украшали драгоценными камнями, а это связано с ювелирным искусством. Очень рано на Руси появились резные по дереву иконы. Вместе с ними получили распространение иконки резаные по камню (использовали сердолик, агат, оникс, перламутр, жадеит, ляпис-лазурь, змеевик-стеатит, жировик, кость, глинистый сланец, шифер). Широкое распространение медных икон (и в качестве нагрудных, и в качестве дорожных образов) дало толчок для совершенствования медного литья и искусства цветной финифти, которой украшали литые медные иконы. Итак, икона бесспорно сыграла свою заметную роль в развитии прикладного искусства и на этом основании мы можем говорить об особой функции иконы – прикладной.
3. К этой же функции иконы мы отнесли бы и торговлю иконами. По свидетельству "Стоглава" уже в середине XVI века на Руси были особые иконные ряды на рынках и ярмарках.13 Церковный Собор, проявляя заботу о качестве иконописания, повелел в торговых рядах собрать продающиеся там иконы "немастерского письма", выяснить, кто их писал и запретить тем иконникам писать до тех пор, пока не научатся у "добрых мастеров". Итак, иконные ряды были не только местом продажи икон, но и удобной формой контроля за качеством иконописания, хотя далеко не все иконы проходили через специализированные лавки или торговые ряды. Широкое распространение икон породило, как известно, целое сословие бродячих торговцев церковными образами – офеней. Это было действительно замкнутое сословие со своим кругом интересов, со своими обычаями, негласными законами и даже со своим языком.14 Свою опасную и не совсем удавшуюся попытку сблизиться с офенями, проникнуть в их мир в 1855 году описал замечательный этнограф С.В.Максимов.
Священно-эмоциональная функция. Икона должна укреплять веру в человеке. "Когда взираем на написанный образ Христова подобия, – писал прп. Максим Грек, – то исполняемся радости духовной, видя Его, Владыку, изображенным в том плотском виде, в каком он благоволил пожить с людьми, и от того исполняемся страха Божия и памятуем чудеса, которые Он сотворил, живя на земле". Человек есть душевно-телесное существо, он нуждается в пище не только для духа, но и для своих чувств. Материальные изображения не являются самоцелью; их духовно-символическая направленность и дает человеку эту пищу, они становятся важным средством для постижения Божественного, для возвышения к нему.
Молитвенная функция. Здесь можно выделить два аспекта: 1) молитва перед иконой и 2) молитва, молитвенный текст как вербальная икона.
1. Хотя мы и поставили ее едва ли не на последнее место, но главная функция иконы – молитвенная. Икона дает человеку онтологичное чувство реального присутствия Божия и реального Богообщения. Икона – лишь видимый образ, но образ непосредственно связанный с невидимым Первообразом, насыщенный Божественной энергией и благодатью этого небесного запредельного Первообраза. Молитвенное почитание, которое человек воздает иконе, относится не к дереву и краскам, не к произведению искусства, каким бы совершенным оно ни было, а восходит к Первообразу, к Первообразу возносится и молитва человека. "Честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу", – приводит слова свт. Василия Великого прп. Иоанн Дамаскин. Эта же цитата используется и в постановлении VII Вселенского Собора об иконопочитании.
Свою молитвенную функцию икона выполняет и в храме, и в доме, и в пути. Интересно отметить, что молитвенная функция, как и некоторые другие, в народном сознании зависит не только от качества, но и от количества икон. Скромный красный угол мог быть свидетелем просто бедности, но простым крестьянином это осознавалось как некий духовный недостаток. Например, как записано собирателями фольклора, один крестьянин новгородской губернии говорил: "Какая дома молитва, как у меня и икон-то только две". Это народное убеждение, что настоящая молитва возможна только там, где много икон, с одной стороны, приводило людей в храм (по крайней мере, по субботам и воскресеньям и в большие праздники), а с другой стороны, заставляло прилагать все усилия, чтобы обогатить красный угол, домашнюю божницу.
2. Другой аспект проблемы, как говорилось, состоит в иконичности самой молитвы, о чем подробно говорилось во второй части книги, в главе, посвященной молитве.
Чудотворная функция. Пожалуй, нет другого слова, которое так часто и так органично сочеталось бы со словом "икона", как определение "чудотворная". Первое в древнерусской литературе сказание об иконе называлось "О чудесех Пресвятыя Богородица Володимирьской иконы"; в нем еще при жизни св. блгв. кн. Андрея Боголюбского описаны первые десять чудес, совершившихся при перенесениии иконы из Вышгорода во Владимир и в самом Владимире. Наличие у иконы этой функции подтверждает и простая статистика. Приведем только некоторые характерные данные. Всего по нашим подсчетам в Православном церковном календаре упоминается 197 чудотворных икон Богородицы. По другим данным – их 468. В известной книге Е.Поселянина описывается по нашим подсчетам около 900 чудотворных икон). Следует иметь в виду, что существуют местночтимые чудотворные иконы; только в Петербургской епархии насчитывается 128 таких святынь. В Православии существуют особо любимые церковным народом чудотворные иконы. О некоторых из них кратко рассказано в разделе, посвященном священно-исторической функции иконы. Наряду с особо почитаемыми иконами, прославленными на всю страну или на весь мир, существуют чудотворные иконы, которые известны в одной епархии, но бывают и домашние, семейные чудотворные образа, о которых знают лишь владельцы этих святынь.
В определенном смысле чудотворный образ – это избранная икона, хотя здесь избранность проявляется лишь в том, что при молитве перед одними иконами чудотворения бывают чаще, чем при молитве перед другими. Потенциально же все иконы – чудотворные. Чудо от иконы – это норма, а не исключение, ведь чудо есть следствие единства образа и Первообраза в иконе. Чудеса совершаются по вере и молитве просящих и молящихся; отсутствие чудес указывает или на слабую веру молящегося перед иконой, или на какие-либо серьезные недостатки в исполнении иконы: например, догматические, вероучительные ошибки в иконографии или личная душевная и духовная нечистота иконописца, которая неизбежно находит отражение в иконе (но и эти недостатки преодолеваются искренней верой и усиленной молитвой просящего).
Икона это, пользуясь выражением св. апостола Павла, "явление духа и силы": явление духа – это реальное присутствие святого на своей иконе, а явление силы – это чудеса, которые истекают от особо прославленных чудотворных икон по вере просящих и молящихся. Трудно перечислить все описанные в литературе чудеса, совершаемые чудотворными иконами Богородицы. Они излучают нетварный фаворский свет 15, испускают благоухание 16, они мироточат 17, плачут 18, темнеют (не от времени, а в предчувствии бед и скорбей) и источают кровь 19; иконы обновляются, светлея до неузнаваемости, в предчувствии наступления новых времен 20; иконы являются людям в видении или тонком сне; они переносятся по воздуху – часто за тысячи километров в другие страны, иконы плавают по морю 21, они стоят в воздухе, но так, что их невозможно стронуть с места; иконы не горят в огне, погребенные под обломками обрушившегося храма они остаются целы и невредимы, иконы сами являют себя из-под земли, из воды, на корнях, в ветвях дерева или в его дупле 22. Иконы останавливают распространение эпидемий чумы, холеры и других самых страшных и заразных болезней; они исцеляют людей от неизлечимых недугов. Иконы наполняют радостью души людей благочестивых, но и наказывают за нераскаянные грехи. Иногда святые сходят со своей иконы и так подают помощь, иконы разговаривают с молящимися 23, осеняют их своей благодатью.
Эстетическая функция. В этой функции можно выделить два аспекта: 1) эстетика иконы и эстетическое воздействие иконы на человека и 2) икона как основа и стимул формирования новых эстетических понятий и терминов.
1. Совокупность церковных образов – храмовое искусство – не есть некий внешний вспомогательный придаток богослужения или украшение, художественное обрамление Литургии. Эстетический церковный образ относится к самой сущности богослужебного действия, без иконы, без образа Литургия не просто беднеет, – она становится не полной, не совершенной. И святой угол в доме, отданный иконам, не случайно называется "красным", т.е. красивым. Иконописные изображения своим художественным исполнением воздействуя на человека, будят в нем не только нравственные, но и эстетические чувства и эмоции; красота икон привлекает человека к созерцанию "подобно лугу, услаждает зрение и незаметно открывает душе славу Божию", как писал прп. Иоанн Дамаскин. Одним из важных следствий иконоборческих споров VII-VIII веков стало формулирование принципов церковного отношения к искусству вообще. Еще Вселенский (Трулльский – 691-692 г.) Собор в своем 100-м правиле определил церковное отношение к искусству в самом общем плане.(24) Это правило обращено ко всем христианам, но прежде всего касается верующего художника. Собор признает несовместимость лишенной благочестия живописи, с одной стороны, и иконописи, с другой. Иконописец отныне не может оставаться и светским художником, он должен сделать выбор.