Смекни!
smekni.com

Функции иконы (стр. 7 из 8)

Посредническая. Эта функция иконы также пострадала в XVII веке. В быту стало намечаться неосознанное стремление подменить моленность, намоленность домашних образов их простым количеством, а также богатством окладов, риз, что шло в ущерб молитвенному посредничеству, как онтологическому, так и духовному, психологическому.

Родовая. Семейно-наследственная функция, как ясно из предыдущего изложения, также не могла пострадать коренным образом. Иконы предков дороги благочестивым людям не их эстетическими достоинствами и даже не древностью (хотя это немаловажно), а принадлежностью к роду. Но, конечно, уже в ХХ веке после большевистской революции, вследствие целенаправленного варварского и массового уничтожения церковных и домашних икон, эта функция пришла в упадок.

Хозяйственная. До октябрьской революции хозяйственная функция иконы играла заметнейшую роль в жизни русского села. Как известно, после революции был объявлен настоящий поход против Церкви, что в значительной мере коснулось и икон. Естественно, что по причине насильственного уничтожения икон и запрета на какие-либо массовые действия с участием икон хозяйственная функция иконы также пришла в упадок.

Прикладная. В первом аспекте эта функция коренным образом меняется. Икононописание из высокого искусства, каковым оно было ранее, становится ремесленничеством. Появляются иконописные мастерские, в среде иконописцев возникает разделение труда. Качество иконописания в догматическом и эстетическом аспектах значительно снижается. Второй аспект прежде всего связан с ризой иконы. Оклад, как и золоченая резьба иконостаса, может "работать" против иконы, против живописи, против Лика. Часто так и случалось. Вначале оклады закрывали только поля иконы, затем поля и фон, позже поля, фон и одежды, наконец, в окладах стали делать только вырезы для обнаженных частей тела: ликов, рук, ног. Чувство меры нередко изменяло мастерам и заказчикам: сверкающие драгоценные оклады подавляли живописные лики, заслоняли своим блеском их красоту и молитвенный строй. Оклад со временем стал самодовлеющим видом прикладного искусства, во многом автономным, даже независимым от иконы. Вместе с тем расцветала и приносила все больший доход массовая торговля "расхожими" иконами (третий аспект).

Эмоциональная. Если иметь в виду, что эта функция обретает свою силу во взаимодействии с молитвенной, то закат русского иконописания мог изменить лишь характер эмоциональной функции (может быть, несколько обеднить ее), но не мог отменить ее совсем.

Молитвенная. Конечно, хорошо иметь икону совершенную и в догматическом, и в художественном, эстетическом смысле, такую икону, которая постоянно из красного угла призывала бы на молитву. Но это лишь благое пожелание. Массовое производство икон сильно ударило по качеству иконописания. Однако, мы знаем, что можно молиться и без иконы, можно перед иконой, но с закрытыми глазами; знаем также, что святые молились в своих келиях перед самыми незатейливыми с эстетической точки зрения образами. Итак, молитвенная функция иконы может ослабеть, но не ослабевает молитва (церковная или келейная, личная), поскольку в определенной мере она автономна по отношению к иконе.

Чудотворная. Как уже говорилось, чудотворность иконы напрямую не зависит от художественного исполнения, что было отмечено на VII Вселенском соборе. XX век дает даже не бывалые ранее случаи чудотворений от икон бумажных, литографических.

Эстетическая. Роль этой функции в иконопочитании заметно падает, начиная еще со второй половины XVI века. Разрушение своеобразной эстетики иконы идет в трех направлениях: а) через распространение икон-примитивов, вследствие массового производства "расхожих" образов, б) через проникновение в икону аллегоризма, который давал широкий простор фантазии иконописца, в) через подражание западной живописи как в композиции, так и в приемах письма, в его технике (прямая перспектива, объемная свето-теневая моделировка лиц, холст, масло и т.п.). На первом направлении разрушаются художественные достоинства иконы, на втором – чистота догматического и вероучительного содержания иконы, на третьем – совершается подмена духовной красоты физической красивостью.

В конце же XIX – начале XX века с "открытием иконы" (с расчисткой и реставрацией древних икон XII –XV веков) стремительно возросла эстетическая функция иконы, прежде всего в светском обществе, среди историков искусства и искусствоведов, богословов и философов, писателей и поэтов, но затем и в церковных кругах. Икона заняла заметное место в музеях. И здесь надо сказать, что в музее икона, вырванная из "церковного контекста", из органичной взаимосвязи с другими видами искусств, теряет многие свои функции совсем, другие же ее функции настолько приглушаются неестественным местом пребывания, что становятся неразличимы. Впрочем, музей и стремится выдвинуть на первый план именно эстетическую функцию иконы.

Литературная. Первый аспект: слово со времнем перестает восприниматься как икона. Второй: слово ка вербальный источник иконы уходит в тень; иконописец хочет сказать свое слово, а не соборное, церковное. Третий: слово со временем в некотором смысле начинает "бороться" против иконы; слово хочет, чтобы икону читали, как книгу, а не смотрели, как изображение, не нуждающееся в пространных словесных пояснениях. Четвертый: икона как невербальный текст настолько усложняется, что ее иногда становится невозможно прочитать, в то время как догматическая и вероучительная "читаемость" иконы есть важнейший признак ее истинности. Пятый: икона не может "жить" без домашней и церковной молитвы, поэтому явление каждой новой иконы сопровождается написанием тропаря, кондака и молитвы; особо почитаемым или значимым иконам составляют целую службу. Шестой: церковная поэзия со временем перестает пониматься как словесная икона. Даже наиболее краткие жанры церковной поэзии (такие как тропарь и кондак) начинают страдать длиннотами, растянутостью и повествовательностью. Они уже не вербальные иконы, а словесные описания-картины, в которых сохранилось благочестие, но есть и лишние, совсем не обязательные элементы. Седьмой: светская литература (по западному образцу) появляется в России как массовое художественное явление лишь в XVIII веке.

Характерно, что светские писатели и поэты вначале не обращают внимания на икону; лишь с XIX века, но вплоть до сегодня, литераторы используют икону в своих произведениях для достижения разных художественных целей и эффектов.

После этого краткого экскурса нельзя не заметить, что несмотря ни на какие перемены в общественной, церковной, художественной жизни всегда остаются в силе даже у не совсем каноничных по композиции и иконографии, а также слабых по техническому исполнению икон молитвенная, чудотворная, богослужебная, историческая, напоминательная, родовая и эстетическая функции, которые на этом основании можно считать главными.

В заключение уточним, что мы не ставили перед собой задачи досконально описать или проанализировать каждую функцию 35. Мы пытались лишь указать на наличие названных функций и привести наиболее характерные, на наш взгляд, примеры проявления той или иной функции. Вначале было отмечено, что тема функций иконы остается как бы без внимания иконоведов, но это не значит, что она совсем неизвестна. О догматической, познавательной, свидетельской, проповеднической, напоминательной, эмоциональной, чудотворной, эстетической функциях иконы упоминалось уже в материалах VII Вселенского Собора, что мы подтвердили рядом цитат в соответствующих разделах. Об этих же функциях писали в своих трудах прп. Иоанн Дамаскин, прп. Феодор Студит и другие защитники иконопочитания. О вероучительной, напоминательной, посреднической, родовой, исторической, военной, хозяйственной функциях говорят исторические источники, сказания об иконах, материалы поместных Соборов Русской Православной Церкви XVI-XVII веков. В XIX веке на наличие у иконы различных функций начали обращать внимание этнографы, историки, искусствоведы; эти функции стали не только называть, описывать, но и анализировать. Еще в первой половине XIX века И.М.Снегирев писал: "…Иконы в русском народе составляют не только церковную, но государственную и семейную святыню". Ниже он заметил, что "иконопись служила проводником веры и благочестия" и находилась в тесной связи "с историей художеств и жизнью народной". Как видим, здесь Снегирев говорит о таких функциях, как церковная, государственная, семейная, вероучительная, эмоциональная, эстетическая, бытовая. Большое значение в изучении различных функций иконы имели исследования И.П.Сахарова (1807-1863). Эстетическую функцию иконы в России изучали множество ученых с мировым именем от Ф.И.Буслаева и Н.П.Кондакова до современных ученых, и об этом здесь достаточно лишь упомянуть. Первооткрывателями литературной функции иконы следует назвать Ф.И.Буслаева (1818-1897) и особенно его ученика А.И.Кирпичникова (1845-1903). О значении иконы в быту можно много узнать из книг И.Е.Забелина (1820-1908) и С.В.Максимова (1831-1901). О чудотворной функции иконы написано уже немало книг как в XIX, так и в XX веках. Поэтому этот краткий экскурс в данную тему вырос не на пустом месте, он опирается на те исследования, в которых говорится о роли и значении иконы в разных областях человеческой жизни, даже если само слово "функция" не употребляется.36

Сноски:

1. Об этом подробно говорилось во 2-ой главе 1-ой части данной книги.

2. Об этом более подробно говорилось во 11-ой главе 1-ой части книги.

3. Со временем – после разделения единой Церкви на западную и восточную – эта функция иконы приобретает и еще один оттенок: икона становится свидетельницей Православия, аккумулирует в себе особенности православного вероучения и православного церковного искусства, начинает выступать как наглядный символ православного вероисповедания.