4. Об этом подробно говорилось во 2, 3 и 11-ой главах 1-ой части книги.
5. Об этом подробно говорилось в 3, 4, 6 и 9-ой главе 1-ой части книги.
6. Об этом подробно говорилось во 2-ой главе 1-ой части данной книги.
7. Этой функции целиком посвящена 6-я глава 2-ой части.
8. Об этих двух аспектах говорилось в 7-ой главе 1-ой части и 9-ой главе 2-ой части.
9. Об этом подробно говорилось во 7-ой главе 1-ой части.
10. Об этом подробно говорилось в 3, 7, 13-ой главах 1-ой части, а также в 9-ой главе 2-ой части книги.
11. Перед иконой Спасителя молился в ночь накануне убийства в своем шатре св. князь Борис с отроком Георгием Угрином. Перед походной иконой изображается Борис и на миниатюрах. Новгород-Северский князь Игорь, как сообщает Лаврентьевская летопись, в ночь перед побегом из половецкого плена также молился перед иконой и крестом и взял их с собой в дорогу.
12. Описание труда иконописцев содержится во многих работах.
13. Конечно, возникли они гораздо раньше XVI века.
14. Мы имеем в виду жаргон офеней, который дал название воровскому жаргону – "феня", "по фене ботать".
15. Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы (описано в Киево-Печерском патерике), Елецкая-Черниговская, Царевококшайская, Жировицкая, Ахтырская.
16. Елеоточивая и многие другие.
17. Писидийская (об этой иконе говорится в материалах VII Вселенского собора), Устюжское Благовещение, Толгская,
18. Знамение (Новгородская), Тихвинская-Афонская, Ильинская-Черниговская, Каплуновская, Плачущая (Сокольская-Румынская), Страстная-Плачущая (Нью-Йоркская).
19. Иверская, Закланная, Ченстоховская, Кипрская, Нечаянная Радость и др.
20. Касперовская, Серафимо-Понетаевская и около трехсот икон, обновившихся в 20-х годах ХХ века.
21. Лиддская-Римская, Иверская, Тихвинская и др.
22. Владимирская, Казанская, Курская-Коренная, Елецкая и др.
23. Скоропослушница, Югская, Смоленская-Соловецкая, Нечаянная Радость и др.
24. Об этом подробно говорилось во 2-ой главе 1-ой части книги.
25. Иногда, правда, в таких работах заметно стремление вытеснить православное богословие с иконы (назвав его идеологией) с помощью якобы незаинтересованного научного подхода; на деле же получается вольная или невольная попытка вытеснить богословие методами марксистской идеологии или научного атеизма.
26. Об этом подробно говорилось в 1-ой главе 2-ой части книги.
27. См. подробно там же.
28. О. Павел Флоренский по этому поводу утверждал, что икона есть "написанное красками Имя Божие".
29. Более подробно об этом говорилось в 1-ой главе 2-ой части книги.
30. Конечно он связан с изображением, но он необязателен, он даже не комментирует изображение, он не нужен. Он выступает как эмблема, а эмблематика чужда иконе эпохе расцвета.
31. Особенностям проявления этой функции иконы посвящена практически вся вторая часть книги (главы 2-8).
32. См.: Валерий Лепахин. Икона в изящной словесности. Валерий Лепахин. Икона в русской прозе XX века. Валерий Лепахин. Икона в русской поэзии ХХ века.
33. Причем тут могло бы быть два варианта: а) икона "побеждает" языческий характер обычая, освящает и христианизирует его и б) обычай побеждает икону, в ее почитание вносятся идолопоклоннические элементы или же она используется для ритуальных колдовских и других действий антихристианского характера.
34. См. Русская деревянная скульптура. М., 1994, табл. 83.
35. Почти каждой функции можно было бы посвятить целую книгу. И такие книги, например, о догматической, чудотворной и хозяйственной функциях, уже есть. Мы их цитировали, либо упоминали о них.
36. Подробно о функциях иконы говорится в нашей книге: Валерий Лепахин. Функции иконы.