Смекни!
smekni.com

Свидетели Иеговы в России от преследований к признанию (стр. 4 из 6)

В годы правления Н. С. Хрущева, обещавшего показать советскому народу «последнего попа», покончить с «религиозным дурманом» и построить в течение ближайших двадцати лет коммунистическое общество, антирелигиозная деятельность становилась одной из первоочередных задач партийных и советских органов. В отчетном докладе ЦК КПСС ХХII съезду партии (1961 г.) специально подчеркивалось, что «коммунистическое воспитание» предполагает борьбу с «религиозными предрассудками и суевериями». В принятом съездом Уставе КПСС в перечень обязанностей члена коммунистической партии внесена была «решительная борьба с религиозными предрассудками».

Антирелигиозная работа признавалась главным рычагом в формировании научно-материалистического мировоззрения. Построение «общества без религии», причем в самое ближайшее время, объявлялось программной целью. Наиболее полно программа атеистической деятельности партии была представлена в докладе секретаря ЦК КПСС Л. Ф. Ильичева «Очередные задачи идеологической работы партии» на пленуме ЦК КПСС в 1963 году. «Религия — главный противник научного мировоззрения внутри страны, один из самых цепких пережитков прошлого, от которого не освободились еще значительные слои населения,- говорил Ильичев. В нашей стране давно уже подрезаны социальные корни религии, но религиозные взгляды еще существуют как пережиток прошлого… У нас нет враждебных социализму классов и социальных слоев, но есть еще сознательные и несознательные носители взглядов и нравов враждебных социализму классов, есть, следовательно, люди, строй мысли и поступков которых чужды социализму, которые льют воду на мельницу врагов» .

И в последующем, в решениях и постановлениях съездов и пленумов Коммунистической партии антирелигиозная работа выдвигалась на первое место в деятельности партийных комитетов, местных Советов депутатов трудящихся, профсоюзов, комсомола и иных общественных организаций. Все это свидетельствовало о том, что политика государства в отношении религиозных объединений все более и более становится заложницей партийной идеологии, «растворяется» в партийных установках на цель, средства и предназначение «антирелигиозной работы».

Естественно, что формирующаяся «новая идеология» требовала практического закрепления в деятельности государственных органов, призванных реализовывать политику в отношении религиозных организаций. В апреле 1961 года на всесоюзных совещаниях уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви и Совета по делам религиозных культов обсуждался проект специальной Инструкции по применению законодательства о религиозных культах. Она должна была стать правовой основой государственной политики в вероисповедной сфере в новых условиях. И хотя в докладах председателей Советов В. А. Куроедова и А. А. Пузина говорилось, что Инструкция «восстанавливала ленинские принципы отношения к религии и церкви, устраняла сталинское наследие», в действительности же ее цель была в том, чтобы привлечь к «борьбе с религиозной идеологией» не только партийные комитеты, профсоюзные и комсомольские организации, но и советские органы, т. е. использовать возможности государства для решения идеологической задачи. Этому должны были способствовать, в частности, вводимые в практику деятельности органов власти такие «новшества», как: обязательная регистрация служителей культа и отстранение их от финансово-хозяйственной деятельности религиозных обществ; ужесточение порядка налогообложения в отношении церковно- и священнослужителей; ограничение по производству колокольного звона; предоставление права регистрации обществ областным (краевым) Советам депутатов трудящихся.

Одновременно в Инструкции утверждались «надзирательные и карательные» функции Советов и их уполномоченных. Перед последними ставились следующие задачи в отношении зарегистрированных религиозных организаций: «прикрыть» каналы, через которые они могли «обогащаться»; бороться с благолепием в молитвенных домах и со всеми видами благотворительности; ликвидировать паломничество к «святым местам»; контролировать совершающиеся в молитвенных домах религиозные обряды; подбирать и вводить в состав органов церковного самоуправления «нужных людей», через которых можно было оказывать влияние.

Политика властей в отношении незарегистрированных объединений была еще более жесткой. Ставилась задача-максимум — добиться прекращения их деятельности всеми возможными и невозможными средствами. Инструкция (п. 23) устанавливала перечень тех религиозных организаций, что не подлежали регистрации, и, следовательно, чья деятельность должна быть прекращена в уголовном или административном порядке. В этом перечне первыми указывались «иеговисты» .

Все это дает нам основание говорить, что на рубеже 60-х годов государство резко меняло свой курс в церковной политике, избавляясь от какого-либо «либерализма» и ориентируясь исключительно на жесткие меры. Логично было предположить, что власть объяснит верующим, религиозным организациям и их руководителям причины такой резкой смены. Но этого не произошло. Более того, после принятия в марте 1961 года Инструкции в качестве совместного акта Совета по делам Русской православной церкви и Совета по делам религиозных культов, В. А. Куроедов специально наставлял уполномоченных, как и почему они должны были сокрыть Инструкцию от тех, кого она непосредственно касалась. Он говорил: «Не следует знакомить с новой Инструкцией религиозные организации, прежде всего потому, чтобы не дать возможности церковным деятелям толковать Инструкцию как какой-то новый курс Советского государства по отношению к религии и церкви. А такого рода представления и всяческие кривотолки, безусловно, имели бы место, и они не служили бы на пользу дела. Я уж не говорю о том, что подобный факт дал бы повод иностранной прессе вызвать новую волну антисоветской клеветы и дезинформации по вопросам положения церкви в СССР» .

Тогда же в целях получения полной и максимально приближенной к действительности информации, был проведен единовременный учет всех зарегистрированных и незарегистрированных религиозных объединений. Информация собиралась по специально разработанным обоими Советами анкетам, которые заполняли местные органы власти на каждое религиозное объединение, действовавшее на их территории. Выяснилось, что в Советском Союзе на начало 1962 года всего насчитывалось 10 910 неправославных объединений. Из них 6 486 (59,5%) действовали без регистрации. Все они находились в полной зависимости от воли местных властей, которые могли «миловать», и общества, хотя и без регистрации, но действовали; но могли и «не миловать», и тогда общества тотчас разгонялись, а в отношении их руководителей применялись меры судебного и несудебного преследования.

Следует подчеркнуть, что значительная часть незарегистрированных объединений вынуждена была действовать в полулегальном состоянии не потому, что верующие не хотели их зарегистрировать. А потому, что, подавая на протяжении десятков лет заявления о регистрации, получали на них необоснованные отказы. Тем самым, «религиозное подполье» — в значительной степени дело рук самих органов власти, результат их многолетней целенаправленной политики, позволявшей, с одной стороны, рапортовать об успехах атеистической работы и сокращении числа религиозных объединений и верующих, а с другой — скрывать истинную религиозную ситуацию в стране и уходить от необходимости предпринимать шаги к ее улучшению.

Итоги единовременного учета дали и картину соотношения зарегистрированных и незарегистрированных объединений в каждом из действовавших в СССР религиозных направлений. Приводимые ниже выборочные данные свидетельствуют о том, что в целом ряде религиозных направлений число незарегистрированных (т. е., по терминологии тех лет — нелегально (подпольно) действовавших) подчас значительно превышало число зарегистрированных обществ:

Таблица № 1

Конфессии Всего обществ Зарегистрированных (в % к общему числу) Незарегистрированных (в % к общему числу)
Адвентисты 399 155 (38,8 %) 244 (61,2 %)
Буддисты 17 2 (11,7) 15 (88,3)
Иудеи 259 97 (37,4) 162 (62,6)
Баптисты 2 917 1 727 (59,5) 1 189 (40,5)
Католики 1 179 1 113 (95,5) 66 (4,5)
Лютеране 633 467 (73,7) 166 (26,3)
Молокане 130 16 (12,3) 114 (87,7)
Мусульмане 2 307 351 (15,2) 1 956 (84,8)
Старообрядцы 712 367 (51,6) 345 (48,4)

Кроме того, вне регистрации были все те объединения, что были внесены в список «запрещенных сект» (по терминологии партийно-советского руководства — «антисоветских, антигосударственных, изуверских сект»): иеговисты - 607 (обществ); адвентисты-реформисты — 49; иоанниты — 21; иннокентьевцы — 15; меннониты — 128; пятидесятники — 994; субботники — 36; хлысты — 47; чистые баптисты — 32.

В одном из отчетов уполномоченного по Иркутской области И. Т. Житова «антисоветский характер» учения Свидетелей Иеговы был преподнесен так: «Иеговисты своей проповедью презрения к Родине, Советской Армии, Государственной власти, к членам КПСС, комсомола, работникам советских и общественных организаций культивируют безродный космополитизм, необходимый империалистам в их агрессивной политике… Иеговизм, как религия, претендует на исключительное положение среди других религий. Он ставит своей задачей вытеснение всех религий, и быть единственной мировой религией. За спиной этой религии, стремящейся на мировое господство, стоит империализм, направляющий стопы своя к мировому господству, не брезгуя средствами новых мировых религий. Иеговисты выступают против христианства, ислама, точнее против Русской православной церкви, баптистов, пятидесятников, старообрядцев, католиков и других религиозных направлений» .