Смекни!
smekni.com

Свидетели Иеговы в России от преследований к признанию (стр. 6 из 6)

Но ожидания не оправдались. Реализация провозглашенного принципа свободы совести в условиях стагнации и предкризисного состояния советского общества практически буксовала, сталкиваясь с господствующим в партийно-советской элите мнением о том, что охранительные и запретительные меры и «сегодня» могут быть единственно возможными и достаточными для разрешения проблем религиозной сферы.

Вплоть до середины 80-х годов в республиках, краях и областях Советского Союза велась целенаправленная работа по прекращению деятельности незарегистрированных объединений. В ее рамках предпринимались усилия и в отношении обществ Свидетелей Иеговы. Координировал эту деятельность центральный аппарат Совета по делам религий.

Для Совета Свидетели оставались по-прежнему «антиобщественной сектой», которая «разжигает враждебные отношения к порядкам и законам социалистического общества», совершает «антиобщественные действия под прикрытием религии». Признавалось, что лучшее средство противодействия подобной деятельности — уголовные преследования. Основываясь на новации статьи 52 Конституции СССР — положении о запрещении «возбуждения вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями»,- именно председатель Совета В. А. Куроедов ставил вопрос перед Министерством юстиции об установлении ответственности за свершение этого деяния. Следует иметь в виду, что то, что с точки зрения Куроедова было противоправным деянием — на самом деле было обычной религиозной деятельностью организации, которая хотела сохранить себя и выжить в сложных для нее условиях давления и гонений.

Время от времени Совет в качестве специального вопроса выносил на свои заседания обсуждение состояния и деятельности объединений Свидетелей Иеговы в СССР. Одно из таких заседаний состоялось 29 мая 1980 года. По итогам обсуждения Совет принял постановление «О состоянии и мерах усиления работы по разоблачению и пресечению противозаконной деятельности секты Свидетелей Иеговы». В соответствии с постановлением уполномоченные Совета в республиках, краях и областях обязаны были разработать специальные планы по реализации постановления и дополнительные меры по пресечению деятельности объединений Свидетелей Иеговы. Вся работа должна была вестись в тесном контакте с местными органами власти и правоохранительными органами. Она выразилась в таких действиях, как: изъятие религиозной литературы, ликвидация печатных точек и типографий, активизация атеистической работы, актирование религиозных собраний, привлечение к административной и уголовной ответственности.

Деятельность Совета и уполномоченных регулировалась и рамками принимаемых партийных и государственных документов, относившихся к проблемам «атеистического воспитания». Упомянем такие из них: постановление ЦК КПСС «Об усилении атеистического воспитания» (22.09.1981 г.), постановление СМ РСФСР «О мерах по дальнейшему усилению работы по атеистическому воспитанию» (11.12.1981 г.).

Реальные конструктивные сдвиги в церковной политике государства произошли во второй половине 80-х годов и связаны были с политическим курсом М. С. Горбачева. Но случилось это не сразу. Первые три года так называемой «перестройки и гласности» были потеряны: боязнь резких шагов, топтание на месте — вот что было для них характерным. Горбачев не использовал благоприятной возможности для завоевания поддержки со стороны всех религиозных организаций и их членов. Это объясняется не только свойственными ему на то время ортодоксальными взглядами на религиозный вопрос, но и ожесточенной борьбой в Политбюро ЦК КПСС и в партийной элите относительно общего курса реформ.

Положение Свидетелей Иеговы во второй половине 80-х годов практически не изменилось: общества не регистрировались, действующие без регистрации группы и объединения преследовались, религиозную литературу не разрешали ни издавать, ни ввозить из-за рубежа, запрещена была и деятельность иностранных миссионеров. Более того, вплоть до 1986 года в ряде регионов Советского Союза, например, в Карельской АССР, Краснодарском крае и Калининской области РСФСР, в Донецкой области УССР проходили судебные процессы над членами объединений Свидетелей Иеговы, которые обвинялись в отказе от службы в Армии, в распространении религиозной литературы, в оргнанизации и участии в молитвенных собраниях незарегистрированных объединений.

Лишь в марте 1991 года власти наконец-то признали право Свидетелей Иеговы на легальный статус. Министерство юстиции РСФСР зарегистрировало «Управленческий центр религиозной организации Свидетелей Иеговы в СССР». С этого времени свидетели Иеговы действуют в России в качесте признаваемой законом организации.