Смекни!
smekni.com

Свидетели Иеговы в России от преследований к признанию (стр. 1 из 6)

М.И. Советов (г. Москва)

Объединение Свидетелей Иеговы — сравнительно молодая религиозная организация. Зарождение ее относится к последней трети ХIХ столетия и связано с именем Чарлза Тейза Рассела , основавшего в 1872 году в североамериканском городке Аллегейни небольшой кружок по изучению Библии. Отсюда и первое историческое наименование последователей этого учения — Исследователи Библии. В 1879 году был выпущен в свет первый номер журнала «Сионская Сторожевая башня и вестник присутствия Христа». Чуть позже, в 1881 году, было основано Общество Сионской Сторожевой башни и трактатов, официально зарегистрированное в 1884 году как некоммерческая организация. Президентом Общества был избран Ч. Рассел, занимавший этот пост до последних дней своей жизни. В начале ХХ века филиалы Общества появляются и за рубежом: в Великобритании, Германии, Австралии. С 1931 года Исследователи Библии стали именоваться Свидетелями Иеговы и это наименование сохранили до сего времени.

За свою 130-летнюю историю организация Свидетелей Иеговы из небольшого кружка единомышленников превратилась в международную организацию. Современные религиоведы определяют ее как одну из церквей позднего протестантизма. Она имеет единую организационную структуру, разработанное вероучение и культ, которые несут в себе существенные отличия от других христианских церквей. Управленческий центр располагается в Бруклине (район Нью-Йорка, США). Сегодня общества Свидетелей Иеговы действуют в 235 странах мира, объединяя в своих рядах около шести миллионов человек.

***

В России история Свидетелей Иеговы насчитывает немногим более ста лет. Начальный ее период изучен явно недостаточно: известны лишь отдельные фрагментарные сведения, выявлены единичные документальные материалы. Это вполне объяснимо, ибо и в Российской империи, и в Советском Союзе сторонники этой религиозной организации не имели легальной возможности действовать, собирать и изучать материалы о своей истории, поддерживать устойчивые официальные связи с единоверцами за рубежом.

И все же скудные и отрывочные сведения, которыми мы располагаем, позволяют утверждать, что интерес к деятельности американских групп Исследователей Библии проявился в России еще в конце 80-х годов ХIХ столетия. В журнале «Сторожевая башня» за февраль 1887 года сообщалось, что некоторое число журналов и другие публикации Общества Сторожевой Башни направлялись по почте в различные уголки Российской империи.

В 1891 году Чарлз Рассел в ходе своей миссионерской поездки в Европу побывал и в России. Он посетил Одессу, встречался с миссионерами, несущими людям библейскую весть, и стремился заинтересовать их деятельностью Общества. Правда, впечатление от поездки по России было скорее пессимистическим. «Мы не увидели в России, — говорил Рассел, — открытости или готовности к принятию истины». Еще раз Ч. Расселу довелось приехать в Россию в 1911 году. Во Львове он выступал с библейскими докладами.

Можно предполагать, что с деятельностью и учением Исследователей Библии могли познакомиться те из россиян, что по казенной ли надобности, или из личных побуждений посещали в конце ХIХ — начале ХХ века Соединенные Штаты Америки. История донесла до нас имя одного из них. Это Семион Козлицкий, выпускник православной духовной семинарии, который некоторое время жил в Америке, где и познакомился с Ч.Т. Расселом. По возвращении в Россию Семион стал горячим проповедником его идей. За что был сослан церковными властями в Восточный Казахстан, где томился до конца жизни, но так и не изменил своим новым убеждениям. Его сын разделял взгляды отца, но о его судьбе известно еще меньше, так как следы его теряются в 20-х годах ХХ века в Сибири.

Литература, издаваемая Обществом Сторожевой Башни, хотя и с перебоями и в небольшом количестве, но поступала в Россию. Свидетельство тому мы встречаем на страницах «Сторожевой башни». В декабрьском номере за 1911 год было опубликовано письмо одного из разъездных служителей Исследователей Библии в Восточной Европе. Р. Х. Олежинского, в котором сообщалось, что были напечатаны на русском языке и распространены десять тысяч экземпляров брошюры «Где находятся умершие?». Характеризуя положение дел в России, Олежинский писал: «Хотя трудностей и, правда, много, и тем не менее многие души стремятся к Богу» .

Трудно сказать, сколько было сторонников Исследователей Библии в Российской империи, были ли это отдельные личности или существовали организованные оформленные группы.

Начало Первой мировой войны в 1914 год и последовавшие вслед за этим политические события (революции в России, Германии и Австро-Венгрии) сторонники учения Исследователей Библии восприняли как исполнение предсказаний о страданиях, которые неизбежно должны были обрушиться на человечество. Первая мировая война, заявил Рассел, есть высший пункт «великой скорби», «великий знак» о приближении «конца этого мира». В год ее начала, согласно Ч. Расселу, завершится «время конца» , произойдет второе пришествие Иисуса Христа и на земле начнется «тысячелетнее царство Христа». Тогда же развернется священная война Армагеддон между Сатаной и Иеговой.

После Первой мировой войны относительно новое для Европы религиозное учение нашло много сторонников в западных районах Украины и Белоруссии, в Бессарабии и Прибалтийских государствах, в Польше, Венгрии и Румынии. При содействии американских миссионеров и активистов из Великобритании, Германии, Дании и Финляндии, группы и объединения верующих возникали в городах, но более всего — в сельских населенных пунктах. Подчас многие и многие села и деревни почти полностью состояли из сторонников Исследователей Библии.

Свержение самодержавия в Российской империи в феврале 1917 г. и последовавшие вслед за этим политические изменения создали благоприятные возможности для утверждения в России свободы совести.

Однако период религиозной свободы в России был очень кратким, и объединения Исследователей религии не успели легально проявить себя и привлечь внимание властей к своим проблемам и нуждам. Об их же положении на территории вновь образовавшейся после Октябрьской революции 1917 г. Советской России, а затем — Советского Союза, — можно было судить лишь по тем отдельным письмам, что поступали от них в Общество Сторожевой Башни. Как правило, в них содержалась просьба прислать религиозную литературу. В письме, опубликованном в Ежегоднике Свидетелей Иеговы за 1927 год, один Свидетель из России писал: «В нашем хозяйстве десять верующих, еще четверо в Кургане, пять в Шарапкино и шесть в Павловке… Нам очень нужна литература» .

Откликаясь на эти обращения, представитель Общества Джордж Янг в 1928 году посетил СССР. Будучи в Москве, он пытался добиться легализации деятельности Исследователей Библии, получить разрешение у властей на доставку религиозной литературы из-за рубежа или на ее издание в стране. В письме от 14 февраля 1929 года президенту Общества Дж. Рутерфорду Янг сообщал: «В городе Курске, что в 80 километрах к северу от Харькова, получено разрешение напечатать 15 000 буклетов »Свобода« и »Где находятся умершие?« . Он прислал даже список имен и адресов более 100 человек, живших в различных частях России, которым надлежало отправлять литературу Общества. Но власти не дали разрешения на образование и деятельность первичных объединений Исследователей Библии.

Вряд ли можно было ожидать иного исхода, ибо в коммунистической партии и государственном аппарате превалировало мнение о необходимости вести решительную борьбу с «пережитками» в сознании и поведении «советских людей», к которым, естественно, отнесена была и религия. В частности, об этом неоднократно на различных открытых и закрытых партийно-советских мероприятиях говорил И. В. Сталин. В одной из его статей второй половины 20-х годов можно было прочитать: «Мы ведем пропаганду и будем вести пропаганду против религиозных предрассудков. Законодательство страны таково, что каждый гражданин имеет право исповедовать любую религию. Это дело совести каждого. Именно поэтому и провели мы отделение церкви от государства. Но, проведя отделение церкви от государства, и провозгласив свободу вероисповедания, мы вместе с тем сохранили за каждым гражданином право бороться путем убеждения, путем пропаганды и агитации против той или иной религии, против всякой религии. Партия не может быть нейтральна в отношении религии и она ведет антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религиозных предрассудков, потому что она стоит за науку, а религиозные предрассудки идут против наук, ибо всякая религия есть нечто противоположное науке. Такие случаи, как в Америке, где осудили недавно дарвинистов, у нас невозможны потому что партия ведет политику всемерного отстаивания науки. Партия не может быть нейтральной в отношении религиозных предрассудков, и она будет вести пропаганду против этих предрассудков, потому что это есть одно из верных средств подорвать влияние реакционного духовенства, поддерживающего эксплуататорские классы и проповедующего повиновение этим классам. Партия не может быть нейтральной в отношении носителей религиозных предрассудков, в отношении реакционного духовенства, отравляющего сознание трудящихся масс. Подавили ли мы реакционное духовенство? Да, подавили. Беда только в том, что оно не вполне еще ликвидировано. Антирелигиозная пропаганда является тем средством, которое должно довести до конца дело ликвидации реакционного духовенства. Бывают случаи, что кое-кто из членов партии иногда мешает всемерному развертыванию антирелигиозной пропаганды. Если таких членов партии исключают, так это очень хорошо, ибо таким »коммунистам« не место в рядах нашей партии» .

Свидетели Иеговы продолжали оставаться вне закона, находясь под неусыпным контролем НКВД. К сожалению, архивы тех лет, благодаря которым можно было бы пролить свет на религиозную ситуацию в Советском Союзе, в большинстве своем до сих пор недоступны для исследователей, и у нас нет каких-либо достоверных сведений о деятельности Свидетелей Иеговы в СССР.