Община «Удмурт Вось« уже проявила себя участием в народно-религиозных праздниках »Гербер«. Тогда же был поставлен вопрос и о создании в столице Удмуртии Центра духовной культуры удмуртов с главным храмом — Быдзым Куала. Администрация г.Ижевска в 1994г. отвела под эти цели 9 га земли в районе парка Березовая роща. Проект получил поддержку мэра А.И.Салтыкова и главного архитектора г.Ижевска П.П.Берша. Предполагалось, что религиозный комплекс включит в себя главную молельню — Быдзым Куала (с культовым залом, духовным колледжем, библиотекой, архивом), деревянное здание 37-метровой высоты в виде шатра на 1500 прихожан с прилегающей башней в 77 метров. Другим священным местом комплекса должен был стать Керемет — заповедная лесная зона, недоступная для человека, а также священный луг (луд вось) для молений жрецов. Разумеется, ничего общего с устоявшимися культовым традициям данный неоязыческий проект не имел. Создание Великой куалы, по мнению инициаторов проекта, стало бы итогом »языческого ренессанса« в Удмуртии, удовлетворив амбиции национальной элиты. Главная молельня по своим размерам должна была превышать все действующие в республике культовые здания, символизируя приоритет язычества в конфессиональном пространстве.
Отношение к этим идеям было неоднозначное. Компетентное мнение членов Градостроительного совета заставило авторов более реально подойти к делу. На выставке «Архитектура и религия« (г. Москва, 12–16.11.96г.) макет Центра духовной культуры выделялся своей экзотикой на фоне популярных тогда вариаций в духе зодчества К.Тона.15 А со страниц республиканских газет члены общины »Удмурт Вось« активно рекламировали свой грандиозный проект и получали отклики тайных и явных единоверцев.16
Освоение будущей языческой зоны в г. Ижевске началось уже в 1996г., когда в рамках культурной программы съезда башкирских удмуртов община «Удмурт Вось« на территории Березовой рощи впервые провела »моление миром« (»мэр вось«) - ритуал дохристианской обрядности удмуртов-язычников, чтобы подтвердить статус Ижевска как столицы возрожденного народного язычества. В январе 1998г. на месте будущего Центра духовной культуры удмуртов в Березовой роще состоялось моление и обряд освящения именного Камня с участием общины »Удмурт Вось«, представителей политической и культурной элиты. Неоязычники планировали в ближайшее время воплотить свои замыслы, однако желаемой финансовой поддержки ни в самой Удмуртии, ни за ее пределами (от финно-угорских республик, Венгрии, Финляндии) так и не последовало. Но и сегодня идея строительства религиозного центра является одной из консолидирующих для исследователей язычества. Неоязычники по-прежнему надеются построить в Ижевске Великую куалу для общенациональных служений. Трудности в реализации грандиозных строительных проектов объясняются не только недостатком финансовых возможностей, но и тем, что эти идеи не имели достаточно широкой социальной базы. Традиционный уклад удмуртской деревни за сотни лет претерпел значительную трансформацию. И еще дальше от нормы »удмурт-язычник« отошли горожане, для которых язычество осталось историческим этноконфессиональным пережитком, сохранившимся на уровне мифологии, фольклора, маргинальных образов общественного сознания. Так, проводя опрос по поводу будущего строительства Великой куалы в г.Ижевске, журналисты выяснили, что никто из респондентов не понимает о чем идет речь.17 Таким образом, языческая традиция удмуртов в ее истинном, религиозном выражении, в современных условиях не имела шансов на успех. Современные исследователи справедливо отмечают, что амбициозные планы неоязычников носили несколько искусственный характер и были одной из попыток сохранения малой этнокультуры в условиях глобализации.18 Итог десятилетней деятельности первой и единственной пока религиозной общины »Удмурт Вось« также показал, что в конфессиональном пространстве республики она не способна составить серьезную конкуренцию христианским и исламским объединениям.
В иных, внерелигиозных общественных сферах, языческий фактор в переломные 80-90-е годы XX века имел более ощутимый эффект. В Удмуртии, как и в некоторых других республиках Приволжского федерального округа (Марий Эл, Чувашии) язычество стало символом национального возрождения, воплощенным в конкретные действия. Представление о языческой модели общественного процесса дает анализ высказываний С.Н.Виноградова, почетного жреца общины «Удмурт Вось«, в свое время (1994, 2000гг.) зафиксированных С.Филатовым и А.Щипковым.19 Он утверждает, что в окружающем нас мире господствуют разрушительные тоталитарные идеологии: ислам, христианство и марксизм (искаженный вариант христианства), которые в ходе исторического развития завели человечество в тупик. По убеждению С.Н.Виноградова, сам прогресс общества приведет к смене лидера мирового конфессионального пространства: народы, отказавшись от чуждого бремени христианства, вернутся к язычеству. В »Сведениях об основах вероучения« идеологи »Удмурт Вось« определили удмуртское язычество как »поклонение великим силам Космоса«. Божество Инмар в конце ХХв. стало »великой космической силой«, а солнце — »лицом космоса«, к которому обращаются во время молений.20 Эти идеи стали популярны в национальном удмуртском движении: так на открытии республиканского праздника Гербер в 2000г. президент Всеудмуртской ассоциации «Удмурт кенеш» В.К.Тубылов заявил о прямых контактах с космосом,21 (имея в виду древние языческие традиции), чем спровоцировал отдельные СМИ на критику мировоззрения удмуртской политической элиты. И хотя на съезде «Удмурт кенеш» в 1998г. религиозная община «Удмурт вось» открыто заявила о своих правах на роль официального идеолога движения, но общественно-политическая и духовно-мировоззренческая реальности были таковы, что ни молитвы Инмару, ни праздники Гербер, с каждым годом утрачивающие свою этноконфессиональную основу, ни отдельные проязыческие высказывания лидеров «Удмурт кенеш» и удмуртских политиков и так не сделали неоязычество элементом, объединяющим как своих последователей, членов национальной общины, так и удмуртское общество в целом.
Столь же поверхностным было воздействие языческого фактора и на политико-идеологическую сферу. Когда процесс суверенизации коснулся таких важных атрибутов государственности как герб и флаг национальных республик, регионы, вслед за федеральным Центром, отказались от советской символики и обратились к этноконфессиональным традициям своих народов. Разработки художника-удмурта Ю.Н.Лобанова вполне соответствовали национальной специфике и нормам геральдики. Работая в жанре этнофутуризма, тяготеющем к язычеству, автор опирался на древнюю этнокультурную символику, фольклорные традиции и исследования ведущих удмуртских ученых. Центральным элементом герба стал мифологический образ женщины-птицы, дающей жизнь и, одновременно, символ обиталища душ умерших (амулет с этим изображением использовался в языческой обрядности). В основу изображения Ю.Лобанов положил стилизованный оберег пермского «звериного стиля«, который в иной интерпретации был использован А.Неверовым для герба Республики Коми в 1994г.22 На груди птицы-тотема Ю.Лобанов поместил большой солярный знак (восьмиконечную розетку-крест, традиционный мотив орнамента многих народов), а над крылами — два малых солярных креста, воплощающих в совокупности земные и космические оберегающие силы. Такой же знак красного цвета (»толэзё«), символ Солнца, стал центральным элементом государственного флага Удмуртии.23
Жизнеспособным и многообразным было проявление языческого фактора и темы народных верований в различных областях культурного наследия удмуртского народа. Так, архитектурно-этнографический музей «Ильинка« (Завьяловский район, д.Лудорвай) - усадьба удмурта-середняка с домашней молельней и уголком хранителя рода (воршуда), был создан в 1997г. при поддержке Правительства УР и стал местом проведения показательных народных и религиозных праздников с участием официальных лиц и гостей республики. Этот комплекс демонстрирует своеобразное сочетание языческих и христианских традиций. В куале по праздникам обслуживающим персоналом (не жрецами!) совершается обряд освящения жертвенной пищи (каши, мяса), которая тут же окропляется святой водой из ближайшего православного храма. Обитатели комплекса »Ильинка« предпочитают дохристианские традиции, но при этом испытывают потребность в духовном окормлении православного священника,24 который, по понятным причинам, избегает посещать этот центр этнографической эклектики. Таким образом »Ильинка« с ее »возрожденной« куалой и театрализованной обрядностью, имитацией культа наглядно свидетельствует о реальном статусе народных удмуртских верований в городской среде. На первый план вновь выходит культурологический (внерелигиозный) аспект язычества. Потребителями указанных специфических культурных услуг становятся туристы, приезжая элита, воспринимающие все эти действа как элемент экскурсионного сервиса.
Весьма активно и своеобразно осуществляется интерпретация языческой культуры в литературно-художественном движении этнофутуристов, которое охватило практически все финно-угорские народы, но особенно ярко проявляет себя в Удмуртской Республике. Не случайно этнофутуризм стал предметом серьезных научных исследований.25
В 1990-е гг., когда в удмуртской драматургии на новом уровне разрабатывалась историко-фольклорная тематика, современную интерпретацию получили популярные удмуртские легенды в пьесах П.Захарова «Эбга« (1996г.) и Е.Загребина »Эш-Тэрек« (1997г.). Особое место в современном театральном искусстве (неформальном) имеет творчество О.Я. Александровой, которая также обращалась к языческим мотивам в спектаклях »Три свадебных напева« (1994г.) и »Тристан и Изольда« (1998г.) на сцене молодежного театра »Иднакар".26