Смекни!
smekni.com

Армия Спасения в Российской империи. 1908–1916 гг. (стр. 2 из 6)

Неосведомленность Департамента полиции, очевидно, можно объяснить характером его деятельности в 80-90-х годах XIX столетия, сосредоточенной исключительно на контроле за революционным движением. То было время контрреформ (крестьянской, земской, городской, судебной), сопутствовавших правлению Александра III, и осуществлявшихся с помощью нещадных репрессий, карательного террора в отношении всякого вольномыслия и свободолюбия. Приведем выдержку из книги известного исследователя политических процессов в России Н.А. Троицкого, характеризовавшего руководителей репрессивных органов Империи: «Правой рукой Александра III и своеобразным дополнением к нему в качестве главного вершителя реакции на правах министра внутренних дел и шефа жандармов был граф Д.А. Толстой… К борьбе с революционерами, а в особенности с террористами, до умопомрачения ненавистными и опасными, Толстой готов был свести всю внутреннюю политику правительства. Государственный секретарь А.А. Половцев 30 января 1885 г. записал в дневнике: »Его интересуют одни динамитисты и то в замыслах их против его особы«. Не страдали избытком гуманности и другие сановники, ответственные за карательную политику царизма: министр юстиции 1885–1894 гг. Н.А. Манасеин; ближайший помощник (товарищ министра внутренних дел)… И.Н. Дурново; другой товарищ министра внутренних дел, бывший директор департамента полиции, напористый, цепкий и безжалостный В.К. Плеве,… командир корпуса жандармов П.В. Оржевский…Все они были преданы интересам дворянско-крепостнической реакции и вносили в карательную политику максимум жестокости, угождая тем самым »каменносердому маньяку всея Руси«, как назвал Александра III Марк Твен» .

В поисках информации об Армии Спасения директор Департамента общих дел МВД А.Д. Арбузов 17 февраля 1911 г. обратился к генерал-губернатору Финляндии Ф.А. Зейну. В ответной обстоятельной записке Зейн информировал об истории Армии Спасения в Финляндии, основных направлениях ее современной деятельности. По его данным на территории Финляндии к 1911 г. было открыто 61 отделение (корпус) и в них насчитывалось 4185 человек (302 — офицера и кадета, 551 - унтер-офицер, 3332 - солдаты). Армия Спасения, как отмечал генерал-губернатор, «придерживается главным образом начал религиозного самосовершенствования и благотворительной помощи бедному населению и каких-либо отклонений в сторону вмешательства в общественную жизнь не замечено». Вместе с тем, Зейн склонялся к мнению «о нежелательности легализации деятельности Армии Спасения» по причине нахождения управленческого центра за границей, что лишает российские власти какого-либо контроля за его деятельностью.

Вслед за Финляндским генерал-губернатором, о нежелательности разрешения деятельности Армии Спасения в России заявили Департамент духовных дел и Департамент полиции МВД, Святейший Синод. Все они посчитали недопустимым и даже опасным регистрацию Армии Спасения, поскольку, по их мнению, это законно давало возможность иноверной и отрицательно относящейся к православию организации действовать и совращать православных; кроме того, неприемлем был сам факт деятельности на территории России иностранной религиозной организации, управляемой из центра, находящегося за пределами страны.

Вопрос о регистрации Армии Спасения выплеснулся и на страницы российской прессы. Основная часть публикаций весьма недружелюбно относилась к возможности начала деятельности Армии Спасения в России и в самом негативном свете представляла историю Армии, жизнь и деятельность ее основателя У. Бута. К примеру, автор, скрывшийся за инициалами Е.К., писал в газете «Колокол»: «Приняв за основу всего военную дисциплину, Бут принял и внешние формы военного устройства; приняв звание »генерала«, он разделил своих последователей на »солдат« и »офицеров« разных рангов, причем »солдат« обязывался безусловным повиновением «офицеру», а каждый «офицер« — старшему над ним, а над всем царит с правами автократора — Бут. Заимствовав от иезуитов и масонов (что вряд ли не одно и тоже) организацию, Бут взял оттуда и руководящий принцип: цель оправдывает средства, и дал в руководство своим подчиненным следующее правило катехизиса. В нем задается такой вопрос: Как можно завоевать массы? Ответ следует такой: заставляй их идти на наши богослужения, привлекай их, как и чем — безразлично» .

Хотя, справедливости ради, следует указать и на отдельные положительные публикации. А. Оссендовский в статье «Клич войны» последовательно отметал расхожие обвинения, выдвигавшиеся в российской прессе в адрес генерала Бута .

По предложению Столыпина вопрос об Армии Спасения был вынесен в заседание правительства. Обобщение материалов и подготовка итоговой справки были возложены на товарища министра внутренних дел С.Е. Крыжановского. Составленная им справка, оставляет двойственное впечатление. Кажется, что составитель, представляя как положительную, так и отрицательную информацию о деятельности Армии и возможных последствиях ее «вхождения» в Россию, не желал формулировать свое собственное окончательное предложение, а хотел, чтобы выбор между «за» и «против» сделали сами члены правительства в заседании Совета министров.

Окончательное рассмотрение вопроса об Армии Спасения в заседании Совета министров было намечено на 27 сентября 1911 г. Но в назначенный срок заседание правительства не состоялось. Виной тому стали трагические события, происшедшие в Киеве, где 1-го сентября в зале Городского театра было совершено покушение на премьер-министра П.А. Столыпина. Ранение оказалось смертельным и к вечеру 5 сентября 1911 г. Столыпин скончался.

Новым председателем Совета министров был назначен В.Н. Коковцов. Естественно, премьер знал о намеченном на 27 сентября заседании Совета министров, где должен был обсуждаться вопрос об Армии Спасения. Но в новых обстоятельствах он не стал брать на себя ответственность за возможное решение. Было запрошено, как, якобы, недостающее и весьма необходимое для определения в целом позиции правительства, официальное мнение вновь назначенного на пост министра внутренних дел А.А. Макарова. Тот, по ознакомлении с материалами своего ведомства, пришел к однозначному мнению о необходимости отказать в удовлетворении просьбы генерала Бута. Обоснование его позиции не было оригинальным и повторяло все то, что уже высказывалось противниками присутствия Армии Спасения в России. В частности, министр писал: «Ознакомившись с характером деятельности названного общества, я нахожу, что, хотя Армия Спасения и не представляет из себя единения чисто религиозного характера, но все же организация эта, в виду преследуемых ею целей, как, например, устройства религиозных собраний и распространение христианской литературы, несомненно, может вылиться в России в особую секту, что, безусловно, по мнению моему, нежелательно. Кроме сего, я полагал бы, что допущение деятельности этого общества, управление делами коего находится в Лондоне, является нежелательным, в виду затруднительности осуществления надзора за подобного рода организациями и отсутствия в настоящее время законов, нормирующих их деятельность».

В заседании Совета министров, состоявшемся 15 декабря 1911 г., заявление Армии Спасения о легальной деятельности в России было признано «неподлежащим удовлетворению».

Генерал Бут, еще не зная о решении Совета министров, направил 31 января 1912 г. специальное письмо на имя В. Коковцова. В нем он обращался к нему, как к человеку, с которым общался во время своего приезда в Россию в 1909 г. и который проявлял, как казалось Буту, доброжелательность по отношению к Армии Спасения. Генерал напоминал, что еще в феврале 1911 г. представители Армии Спасения в очередной раз подали заявление и устав организации, ходатайствуя о разрешении действовать на территории России. Однако никаких результатов им до сих пор не известно. Может быть, именно это письмо стало причиной того, что Совет министров в феврале 1912 г. еще раз обращался к вопросу об Армии Спасения. Но и в этот раз решение было отрицательным.

В марте 1912 г. Коковцов настоял на том, чтобы официальный ответ по обращению Армии Спасения был подготовлен министром МВД Макаровым и через российского посла в Лондоне передан Уильяму Буту. В мае 1912 г. поступило ответное послание Бута на имя министра внутренних дел А.А. Макарова. В нем генерал Бут выразил сожаление об отрицательном решении Совета министров, которое, по его мнению, было вызвано недостаточной осведомленностью русских властей о деятельности Армии Спасения. Генерал выразил надежду, что это решение не окончательно и возможен его пересмотр по мере того, как состоится «близкое знакомство с нашей деятельностью» .

Неудача, которую потерпела Армия Спасения, пытаясь добиться официального разрешения на свою деятельность в России, означала, что ей следовало отказаться от этой цели, и, прежде всего, озаботиться укреплением своего положения в Великом княжестве Финляндском и уже оттуда, если позволят обстоятельства, стремиться закрепиться в имперской столице - Санкт-Петербурге и его окрестностях. Под эти цели требовалось найти нового руководителя Армии Спасения в Финляндии. В сентябре 1912 г. генерал Бут назначил руководителем отделения Армии Спасения в Финляндии Карла Ларссона, с именем которого будет связана дальнейшая история «вхождения» Армии Спасения в Россию.

Одним из первых общественных признаний Армии Спасения за пределами Финляндии стало ее участие во Всероссийской гигиенической выставке, проведенной летом 1913 года в Санкт-Петербурге под лозунгом «Физическое и моральное здоровье нации».

В одной из комнат Финляндского павильона была развернута экспозиция об Армии Спасения. Она включала в себя образцы работ, выполненных в домах и мастерских Армии, фотографии ее социальных учреждений и социальных работников, а также предметы и оборудование детских домов и приютов, статистические данные о благотворительной деятельности. Здесь же представлена была и изданная Армией литература. В течение всего времени работы выставки в павильоне Финляндии постоянно дежурил один из офицеров Армии, который давал посетителям — жителям столицы и пригородов, делегациям из различных губерний России — необходимые пояснения о деятельности Армии.