Анализируя возрастные различия мировоззренческих групп респондентов, можно отметить, что среди верующих в Бога возрастная динамика в целом соответствует аналогичным показателям по всей совокупности опрошенных, хотя процент возрастных категорий 22–30 и 31–40 лет несколько ниже, а у старших поколений, особенно свыше 60 лет — выше. Среди верующих в сверхъестественные силы возрастная градация имеет ярко выраженные отличия: удельный вес молодых возрастных категорий (до 30 лет) здесь достигает 45%, тогда как среди верующих в Бога — 23,8%, а среди неверующих — 24,6%. Доля же самой старшей возрастной категории (старше 60 лет) здесь наименьшая (см. табл. 3):
Таблица 3
Возрастные группы | Всего | Верующие в Бога | Верующие в сверхъестественные силы | Неверующие |
До 21 года | 8,7 | 8,9 | 15,3 | 7,6 |
22-30 лет | 18,3 | 14,9 | 29,7 | 17,0 |
31-40 лет | 18,9 | 16,1 | 18,6 | 19,3 |
41-50 лет | 20,7 | 21,3 | 17,8 | 21,2 |
51-60 лет | 12,2 | 12,8 | 11,0 | 10,2 |
старше 60 лет | 21,2 | 26,0 | 7,6 | 24,7 |
При сравнении возрастного состава конфессиональных групп можно отметить доминирование у последователей ислама средних возрастных категорий (31–50 лет), составляющих более половины респондентов, тогда как у православных доля средних возрастов ниже (35,5%). Наиболее представительна самая младшая возрастная категория во внеконфессионально-религиозной группе, причем доля респондентов самого старшего возраста здесь наименьшая (см. табл. 4):
Таблица 4
Возрастные группы | Всего | Православные | Мусульмане | Внеконфессиональные |
До 21 года | 8,7 | 8,9 | 4,1 | 11,2 |
22-30 лет | 18,3 | 18,1 | 16,3 | 16,0 |
31-40 лет | 18,9 | 17,4 | 22,4 | 22,5 |
41-50 лет | 20,7 | 19,8 | 30,6 | 27,2 |
51-60 лет | 12,2 | 13,8 | 6,1 | 8,9 |
Старше 60 лет | 21,2 | 22,0 | 20,5 | 14,2 |
Таким образом, данное исследование, как и другие аналогичные опросы 1990-х гг., опровергают бытовавшие ранее утверждения о преобладании среди верующих представителей старших возрастных категорий, а среди неверующих — младших. Религия не является исключительным уделом стариков, как и атеизм — непременным свойством молодежи, возрастная структура мировоззренческих и конфессиональных групп сейчас в целом идентична возрастной структуре всей совокупности респондентов.
В составе верующих в Бога сложилась группа, представленная наиболее социально активными возрастными категориями; лица 22–50 лет составляют здесь свыше половины респондентов. Вместе с тем, по сравнению с серединой 90-х гг., совокупный процент данных возрастных категорий среди верующих в Бога имеет некоторую тенденцию к снижению, что также можно трактовать как свидетельство спада «моды на религию» (см. табл.5):
Таблица 5
Динамика молодых возрастных групп верующих в Бога (в %)
Лица 22-50 лет среди верующих в Бога | 1995г. | 2000г. | 2001г. |
61 | 53,8 | 52,3 |
Сознательное и глубокое принятие религиозной веры сопряжено с серьезными нравственными усилиями, подчас — с изменением ценностных ориентаций и жизненных установок. В связи с этим носители поверхностной религиозности, не имеющей глубоких корней, как уже говорилось выше, отходят от веры в Бога. Сам религиозный поиск молодежи в этих условиях зачастую институционально не оформлен, о чем свидетельствует высокий процент лиц молодого возраста среди верующих в сверхъестественные силы и во внеконфессионально-религиозной группе. Это характерно для кризисных периодов общественного развития, создающих, в частности, питательную почву для активизации деструктивных псевдорелигиозных течений.
Социологические исследования последних лет не подтверждают и другое распространенное в советское время суждение о том, что религиозная вера — следствие необразованности. Анализ образовательного уровня мировоззренческих групп респондентов свидетельствует, что его показатели среди верующих в Бога и неверующих не имеют значительных отклонений от образовательной структуры всей совокупности опрошенных, а наибольший процент высокообразованных респондентов приходится на группу верующих в сверхъестественные силы (см. табл. 6):
Таблица 6
Распределение мировоззренческих групп респондентов по уровню образования (в %)
Образовательный уровень | Всего | Верующие в Бога | Верующие в сверхъестественные силы | Неверующие |
Среднее общее | 28,3 | 32,1 | 17,8 | 29,9 |
Среднее специальное | 33,3 | 35,9 | 38,1 | 29,2 |
Незаконченное высшее | 9,5 | 8,4 | 11,9 | 6,4 |
Высшее | 27,3 | 22,6 | 32,2 | 31,1 |
Аспирантура, ученая степень | 1,6 | 1,0 | - | 3,4 |
Вместе с тем процент высокообразованных людей в группе верующих в Бога имеет некоторую тенденцию к снижению (см. табл. 7), что частично тоже можно объяснить падением «моды на религию», которая в начале 1990-х гг. была особенно распространена среди лиц с высшим образованием:
Таблица 7
Динамика высокообразованной группы верующих в Бога (в %)
Лица с высшим образованием среди верующих в Бога | 1995г. | 2000г. | 2001г. |
31,8 | 24,2 | 23,6 |
Здесь могут иметь место и такие факторы, как определенное разочарование вероучением и религиозной практикой существующих в России конфессий, а также несовпадением норм традиционной религиозной морали и правил социального поведения, обеспечивающих в современных условиях жизненный успех. Дополнительные грани социальной характеристики респондентов дает распределение их по профессиональной принадлежности. Профессиональный состав групп верующих в Бога и неверующих в целом близок к аналогичным показателям всей совокупности респондентов. Наиболее заметными отклонениями в группе верующих являются более высокий процент городских пенсионеров и более низкая доля рабочих и инженерно-технических работников.
Существенно большие отличия имеют верующие в сверхъестественные силы: здесь преобладают образованные, наиболее социально активные и влиятельные социально-профессиональные группы (гуманитарная и творческая интеллигенция, служащие, инженерно-технические работники, военнослужащие и сотрудники МВД, предприниматели, студенты), составляя в совокупности 28% респондентов, тогда как среди неверующих их 26,4%, а среди верующих в Бога — 21,6%.
При рассмотрении профессионального состава конфессиональных групп можно констатировать отличия последователей ислама, где выше доля работников сельхозпредприятий, инженерно-технических работников, служащих и предпринимателей. Процент последних в мусульманской группе почти в два раза выше, чем у православных.
Во внеконфессионально-религиозной группе вышеназванные наиболее образованные и влиятельные социально-профессиональные категории составляют самый высокий удельный вес (29,8%), тогда как у православных и мусульман он существенно ниже: 22,2–22,4%.
Значительный интерес представляет соотношение уровня материального обеспечения респондентов и их мировоззренческих ориентаций. Многолетние исследования показывают, что уровень материального обеспечения респондентов довольно низок (низкообеспеченные и живущие за чертой бедности составляют около 70%). Это наблюдается в различных мировоззренческих группах, как среди неверующих, так и верующих в Бога
Подобные данные не соответствуют распространенному мнению, будто религиозная вера — удел исключительно бедных.
Лучшая материальная обеспеченность фиксируется в группе верующих в сверхъестественнее силы, а в конфессиональном разрезе во внеконфессионально-религиозной группе.
Итак, исследования показывают, что основные мировоззренческие группы в последние годы в процентном отношении несколько стабилизировались, хотя и в разной степени; если группа неверующих проявляет наибольшую устойчивость, то верующие в сверхъестественные силы и колеблющиеся между верой и неверием подвержены колебаниям, а группа верующих в Бога не только перестала расти, но даже имеет тенденцию к сокращению. Это свидетельствует об исчерпании потенциала экстенсивного роста религиозности.
Подобная тенденция не является неожиданной. После того, как в течение советского периода несколько поколений россиян были оторваны от своих традиционных религиозных корней, обращение к религии в условиях утвердившейся в начале 1990-х годов религиозной свободы далеко не во всех случаях явилось следствием духовных исканий. Здесь мы имеем дело с весьма своеобразным феноменом массового сознания, порожденным стремительным крахом господствовавшей в советское время идеологии: модным и престижным стало считаться все то, что ранее официально не поощрялось, особенно атрибуты, ассоциировавшиеся с дореволюционным прошлым России.
Рано или поздно должен был наступить спад, признаки которого и зафиксировали социологические опросы последних лет. Подтверждением данной тенденции может служить сокращение среди верующих в Бога удельного веса наиболее социально и профессионально активных возрастных категорий (22–50 лет), с середины 1990-х годов занимавших в этой мировоззренческой группе доминирующее положение, равно как и уменьшение доли лиц с высшим образованием.
В данном случае также можно предположить одновременное действие и других факторов. Традиционные российские конфессии, пребывавшие в течение советского периода в своего рода «социальном гетто», привыкли ориентироваться на наименее образованные и социально пассивные слои населения. Они оказались явно не готовыми к приходу в храмы качественно новых групп верующих с более высоким уровнем образования и социально-профессиональным статусом. Результатом этого стало разочарование многих людей, ищущих религиозной веры.