Ответственность за неуплату алиментов родителям была введена в практику только в 1960-х гг., до этого на детей, уклоняющихся от содержания родителей, можно было воздействовать только моральными мерами, позиция критиковалась в литературе, тем более что уголовное законодательство некоторых республик (например, Туркмении) уже в 1930-е гг. закрепляло наказание за неуплату алиментов родителям.
Уголовная ответственность возможна только при выплате алиментов по решению суда (это исключение из общего правила о том, что уклонение от исполнения судебных решений не влечет за собой уголовной ответственности[21].
Ст.157 УК РФ предусматривает наказание для лиц, злостно уклоняющихся от уплаты средств на содержание детей или родителей в виде обязательных (от 120 до 180 часов) или исправительных (до 1 года) работ либо ареста на срок до 3 месяцев[22]. Отметим, что УК РФ не упоминает нуждаемость родителей в контексте привлечения их детей к ответственности за неуплату алиментов, поскольку это положение презюмируется.
Уклонением от уплаты алиментов считаются любые систематические действия (бездействие), умышленно совершенные с целью избежать выплаты алиментов; сокрытие заработка, перемена места работы или жительства без уведомления об этом заинтересованных лиц и т.п.; вопрос о злостности уклонения решается судом в каждом конкретном случае отдельно с учетом всех обстоятельств дела (например, о злостности уклонении свидетельствует повторность совершения преступления).
Возложение мер ответственности не освобождает правонарушителя от исполнения его обязанностей - так, родитель, лишенный родительских прав, продолжает содержать ребенка; выплата задолженности по алиментам не освобождает плательщика, от текущих платежей; осуждение лица по ст.157 УК РФ не освобождает его от исполнения обязанности (именно поэтому суд должен выбрать такое наказание из закрепленных санкцией ст.157 УК РФ, которое не только оказало бы воспитательное значение на уклоняющееся лицо, но и способствовало бы максимально быстрому погашению образовавшейся по его вине задолженности по уплате алиментов.
Предлагаемый сегодня законом арсенал способов воздействия на правонарушителя не обеспечивает, на наш взгляд, в полной мере интересы получателя алиментов. Мы поддерживаем позицию сторонников закрепления компенсации морального вреда в делах данной категории.
Компенсация морального вреда не является абсолютно чуждым семейному праву институтом – п.4 ст. 30 СК предусматривает ее для защиты добросовестного партнера в недействительном браке. Сегодня взыскатель алиментов не может обратиться в суд с требованием о компенсации морального вреда, несмотря на широкую практику применения этого правового института, поскольку абз.1 ст.151 и п.2 ст.1099 ГК прямо указывают на необходимость закрепления такой возможности на уровне закона. На наш взгляд, положение компенсации морального вреда в алиментных отношениях должно быть внесено в ст.115 СК; безусловно, это позволит более успешно защищать права взыскателей алиментов и окажет на плательщиков дополнительное воспитательное воздействие.
Моральный вред рассматривается как перенесенные лицом нравственные или физические страдания. Буквальное толкование ст.151 ГК позволяет утверждать, что наличие только нравственных страданий вполне может рассматриваться как основание для такой компенсации[23].
На наш взгляд, компенсация морального вреда должна производиться при нравственных страданиях получателя алиментов, который долго и безуспешно пытался их взыскать с виновно уклоняющегося от исполнения обязанности плательщика (его вина является необходимым условием компенсации). Понесенные нравственные страдания - это содержание морального вреда; они должны быть доказаны как правообразующие факторы. При необходимости претерпевание нравственных страданий может быть доказано с помощью психолого-психиатрической экспертизы. Помимо перенесенных страданий и вины недобросовестного плательщика алиментов взыскатель должен доказать наличие противоправности в его действиях причинную связь между поведением плательщика и наступившими вредоносными последствиями (таким образом, компенсация морального вреда в алиментных делах возможна только при полном составе правонарушения).
Вопрос о компенсации морального вреда может решаться в суде при удовлетворении иска о взыскании алиментов, а также при наличии неисполняемого решения суда или алиментного соглашения. Если решение о компенсации морального вреда будет приниматься в процессе о взыскании алиментов, то размер компенсации должен определяться судом независимо от размера взыскиваемых алиментов, но моральный вред здесь должен взыскивается только при удовлетворении алиментного требования (т.е. при доказанности субъективного права взыскателя на получение алиментов).
ГЛАВА IV. Алиментные обязательства с лицами, находящимися в местах лишения свободы
Осужденные родители обязаны содержать своих детей: мать - всегда, отец - в том случае, если брак с матерью ребенка зарегистрирован; если он добровольно признал себя отцом в органах ЗАГСа; а также если его отцовство установлено судом. Осужденный, который ранее усыновил ребенка, также обязан его содержать. Лишение родительских прав или признание брака недействительным не освобождает родителей от алиментной обязанности. Если дети помещены в детские учреждения, средства на содержание детей взыскиваются в пользу этих учреждений с каждого из родителей, поскольку они не освобождены от внесения платы (гл. 14-17 СК). Выборочные статистические данные показывают, что подавляющее большинство осужденных, имеющих детей, более добросовестно относятся к труду. Они обладают дополнительным стимулом - желанием материально помочь семье, детям. Статья 157 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты алиментов. Признаками злостного уклонения будут являться: отказ от уплаты алиментов без уважительных причин в течение продолжительного времени (обычно свыше трех месяцев), несмотря на предупреждение об уголовной ответственности; прежняя судимость за аналогичное преступление; розыск органами милиции в связи с неуплатой алиментов и т.д.
Осужденные обязаны платить алименты: 1) несовершеннолетним детям и 2) нетрудоспособным, нуждающимся в помощи совершеннолетним детям.
Несовершеннолетним детям алименты выплачиваются до достижения совершеннолетия. С этого времени дети утрачивают право на получение алиментов, даже если они учатся. Алименты с осужденного взыскиваются в пользу несовершеннолетних детей, их получает законный представитель ребенка (другой родитель, опекун, попечитель), выступающий от имени ребенка и в его интересах.
Совершеннолетние дети, если они нетрудоспособны и нуждаются в помощи, также имеют право на алименты. К нетрудоспособным относятся инвалиды I, II, III групп. Нуждаемость устанавливается в каждом конкретном случае судом, исходя из материального и семейного положения родителя и взрослых детей. Размер твердой денежной суммы определяется судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств (ст. 83 СК)..
Размер алиментов, взимаемых с осужденных в пользу несовершеннолетних детей, определяется в обычном порядке (ст. 83 СК).
Размер долей может быть уменьшен судом при условии: 1) если у осужденного есть другие несовершеннолетние дети, которые оказываются менее материально обеспеченными; 2) если осужденный - инвалид I или II группы; 3) если несовершеннолетние дети работают и имеют достаточный заработок. Суд также вправе уменьшить размер алиментов или освободить от их уплаты, если дети находятся на полном содержании государства или общественной организации.
Заработок, с которого производится удержание алиментов, определяется в соответствии с ведомственными нормативными актами. Для определения размера алиментов берется сумма начисленного заработка за вычетом налогов. Взыскание же алиментов производится не из суммы начисленного заработка, а из суммы, оставшейся после удержания из заработка не только налогов, но и стоимости питания, вещевого довольствия и перечисления на лицевой счет минимума заработной платы в соответствии с законом. Нередко сумма, оставшаяся после всех удержаний, оказывается меньше размера алиментов, которые нужно взыскать. Следует полагать, что невзысканные с осужденных суммы алиментов будут составлять задолженность, подлежащую определению и взысканию по правилам ст.ст. 82, 83 СК. На этих позициях стоит и судебная практика, и теория семейного права. Ни специальные нормативные акты, ни Семейный кодекс Российской Федерации не предусматривают возможности взыскивать алименты не в полной сумме, если фактический заработок не обеспечивает полной выплаты. Во всех случаях неуплаты алиментов образуется задолженность.
Особенности семейно-правового положения осужденных не дают основания для льготного исключения из общего правила. Осложнения с взысканием суммы задолженности при небольших заработках осужденных и другие фактические препятствия не могут изменить норму права.
Задолженность по алиментам у осужденного образуется за время, в течение которого алименты по исполнительному листу не удерживались или удерживались, но не в полном объеме. Задолженность взыскивается по исполнительному листу в пределах трехлетнего срока давности, предшествовавшего предъявлению исполнительно листа к взысканию, а если должник разыскивался - за весь прошлый период. Размер задолженности определяется исходя из заработка, полученного за время, в течение которого взыскание не производилось. Если осужденный - должник по алиментам - не работал в ИК, задолженность за это время будет определяться исходя из заработка, получаемого им ко времени взыскания задолженности (ст. 83 СК). При несогласии осужденного с размером задолженности по алиментам он может обжаловать действия судебного исполнителя в гражданско-процессуальном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.