Алиментные обязательства детей по отношению к родителям.
Родители содержат своих несовершеннолетних детей без расчета на то, что в последующем дети будут содержать их самих. Тем не менее, закон закрепляет обязанность детей оказывать материальную помощь родителям; эта обязанность (ст.87 СК) имеет нравственное начало, является конкретным выражением принципа приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи (п.3 ст. 38 Конституции РФ, п.3 ст.1 СК) и свидетельствует о реализации алиментных прав и обязанностей родителей и детей на началах взаимности.
Правила алиментирования родителей состоят в следующем:
1. Право на алименты имеют нетрудоспособные нуждающиеся в помощи родители (п.1 ст.87 СК). Если родители получают пенсию, то освободить детей от алиментной обязанности возможно только при ее достаточности для того, чтобы родители не считались нуждающимися. Если родители получили право на пенсию раньше достижения общего пенсионного возраста (например, по выслуге лет), право на алименты от детей они автоматически не приобретают (это логично, поскольку такие родители не являются нетрудоспособными). Дети, алиментирующие родителей, имеют право на льготы - например, на досрочное увольнение с военной службы, если они являются единственными алиментообязанными лицами по отношению к нуждающемуся члену семьи.
2. Алиментная обязанность возлагается исключительно на совершеннолетних трудоспособных детей (п.1 ст.87 СК). Ребенок, не достигший 18 лет, но работающий и помогающий родителям, выполняет не правовую, а моральную обязанность - он предоставляет родителям не алименты, а содержание.
Алиментная обязанность детей является «безусловно-условной»: с одной стороны, ст.87 СК не говорит о наличии у детей необходимых средств для содержания родителей; судебная практика также не связывает алиментную обязанность детей с наличием у них дохода. Дети, состоящие в браке и не имеющие при этом самостоятельных доходов, не освобождаются от алиментирования родителей и выполняют свою обязанность из принадлежащей им доли общего супружеского имущества. С другой стороны, СК подчеркивает, что дети должны быть трудоспособными.
3. Содержание родителям может предоставляться на основании соглашения об уплате алиментов. Теоретически его могут заключить и недееспособные дети (это следует из буквального толкования ст.99 СК).
Полностью дееспособный несовершеннолетний ребенок может заключить соглашение о предоставлении родителям содержания.
4. При отсутствии алиментного соглашения средства на содержание родителей взыскиваются в судебном порядке (п.2 ст.87 СК). Родитель может предъявить требование об уплате алиментов к одному или нескольким детям; суд вправе учесть всех совершеннолетних трудоспособных детей взыскателя (п.4 cт.87 СК, ч.4 ст.77 Кодекса 1969г. закрепляла это как обязанность суда). Если алименты взыскиваются одновременно с нескольких детей, суд определяет размер обязанности каждою из них; долевой обязанности в этом случае не возникает, поскольку каждый из нескольких детей получателя алиментов выполняет свою собственную алиментную обязанность.
5. Алиментные права родителей напрямую зависят от их поведения в прошлом (п.5 ст.87 СК, раньше - ст.78 Кодекса 1969г.). Суд вправе освободить детей от содержания родителей, если последние уклонялись от своих обязанностей (это условное освобождение детей от алиментной обязанности). Предполагается, что факты уклонения должны доказать дети, пытающиеся снять с себя алиментную обязанность, при этом возможны любые средства доказывания — например, предоставление розыскных материалов в отношении уклонявшегося от уплаты алиментов родителя. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей должно быть злостным; невыполнение их по объективным причинам (например, из-за длительной болезни) не может служить основанием освобождения детей от алиментной обязанности[12]. Дети обязаны содержать родителей независимо от того, в течение какого времени они жили совместно с родителями и ими воспитывались. Безусловным основанием освобождения детей от алиментной обязанности является лишение в прошлом родителей родительских прав. На наш взгляд, норму п.5 ст.87 СК по аналогии можно применять и к случаям ограничения в родительских правах, когда такое ограничение произошло по вине родителя.
6. Дети участвуют в дополнительных расходах на родителей (ст.88 СК), при этом СК не ставит возможность компенсации дополнительных расходов в зависимость от того, платят ли дети родителям алименты. По точному смыслу ст.88 СК возмещение дополнительных расходов может быть возложено и на нетрудоспособных детей.
7. Алиментная обязанность детей при принудительном взыскании алиментов прекращается при восстановлении трудоспособности или прекращении нуждаемости родителя, а также при смерти одной из сторон обязательства (п.2 ст. 120 СК). Если родитель перешел на попечение государственных или общественных учреждений, а также частных лиц, алиментная обязанность детей не прекращается.
8. СК не закрепляет обязанность детей по содержанию усыновителей, однако, используя норму о приравнивании усыновителей и усыновленных к членам одной семьи (п.1 ст.137 СК), можно сделать вывод о связанности этих лиц алиментными обязанностями. СК не закрепляет право бывшего усыновителя на алименты от бывшего усыновленного, если отмена усыновления была произведена по объективным причинам и не зависела от вины усыновителя. С.Н.Бондов называет это одним из многочисленных пробелов семейного законодательства и подвергает сомнению возможность применения здесь аналогии закона[13].
9. П.1 ст.87 СК закрепляет не только алиментную обязанность совершеннолетних трудоспособных детей, но и их обязанность заботиться о родителях. Эта норма не предусматривает санкций за свое нарушение, хотя забота о родителях может быть учтена судом при определении размера алиментов, выплачиваемых каждым из детей. Возложение на детей обязанности заботиться о родителях является доказательством морального характера семейно-правовых норм. Раньше подобная норма закреплялась ч. 1ст.77 Кодекса 1969г., суды практиковали передачу частых определений по месту работы лица, которое не заботится о родителях.
Проведенный анализ алиментных правоотношений родителей и детей позволяет нам отметить следующие проблемы и пробелы в этой области:
1. Ст. 31 СК не указывает обстоятельства, которые могут повлиять на изменение размера долей заработка плательщика при определении алиментов на несовершеннолетних детей, что нельзя признать обоснованным. Мы предлагаем внести в п.2 ст.81 СК примерный открытый перечень подобных обстоятельств (инвалидность родителя-плательщика алиментов, наличие у ребенка полноценного заработка, наличие у ребенка доходного имущества и т.п.).
2. СК закрепляет алиментную обязанность детей по отношению к родителям, воспитанников по отношению к нетрудоспособным нуждающимся фактическим воспитателям, пасынков и падчериц по отношению к нетрудоспособным нуждающимся отчимам и мачехам (ст.ст.87, 96, 97). В п.4 ст.143 СК желательно закрепить алиментную обязанность усыновленных по отношению к бывшим усыновителям, если усыновленный жил в семье усыновителя в течение длительного времени и усыновление было отменено по объективным причинам.
3. На наш взгляд, положение об утрате полностью дееспособными несовершеннолетними детьми права на алименты от родителей (п.2 ст.120 СК, п.19 ПП ВС №9) заслуживает критики. Анализ этого положения обнаруживает несколько проблем:
- необоснованно лишать работающего с 16 лет эмансипированного ребенка алиментов со стороны родителя, поскольку начало трудовой деятельности в раннем возрасте чаше всего свидетельствует о материальных трудностях;
- та же проблема возникает и при вступлении несовершеннолетнего в ранний брак, который всегда связан с существенными материальными затратами. В литературе по этому поводу высказывались критические замечания. Так, Е.А.Чефранова полагает, что вопрос о прекращении алиментной обязанности родителей в данном случае не должен решаться императивно[14]. Л.М.Пчелинцева обосновывает правильность данной нормы тем, что при вступлении в ранний брак ребенок должен отдавать себе отчет в последствиях такого шага[15].
Безусловно, 16-летние дети, принимая решение о вступлении в брак, могут и должны осознавать последствия такого решения, но если речь идет о более раннем браке (в 14,15 лет), то родители должны принять на себя часть ответственности за судьбу этого брака (отметим, что Кодекс 1969г. не рассматривал вступление ребенка в ранний брак как основание для прекращения алиментной обязанности родителей);
- посмотрим на проблему с другой стороны. По точному смыслу ст.87 СК алименты родителям платят только совершеннолетние дети. Таким образом, эмансипированного и обеспеченного ребенка нельзя обязать оказывать материальную помощь нуждающимся нетрудоспособным родителям даже в том случае, когда они испытывают серьезные материальные затруднения (например, из-за болезни) и не могут получить помощь от других лиц. Привлечь таких детей к участию в дополнительных расходах на родителей также нельзя (ст.88 СК говорит о возложении этой обязанности только на совершеннолетних детей).
На мой взгляд, редакции ст.ст.87,88,120 СК необходимо изменить — так, абз.1 и 2 ст.120 СК может быть дополнен словами «...в интересах ребенка суд может обязать родителей содержать ребенка до его совершеннолетия»; таким образом, императивное регулирование должно уступить место ситуационному. Так, суд (а дело в любом случае будет рассматриваться в суде, поскольку для снятия с себя алиментной обязанности по отношению к дееспособному несовершеннолетнему ребенку родитель-плательщик алиментов должен предъявить иск об освобождении от уплаты алиментов) может посчитать, что родители обязаны продолжать выплату алиментов ребенку, вступившему в ранний брак, если в семье у этого ребенка родились близнецы, или эмансипированному ребенку, если он одновременно учится и работает. Обоснованием нашего подхода служит тот факт, что даже объявляя эмансипированного или состоящего в раннем браке несовершеннолетнего полностью дееспособным законодатель, тем не менее, не наделяет его абсолютно всеми правами и обязанностями (в частности, такие несовершеннолетние не приобретают права быть усыновителями или опекунами (попечителями) - п.1 ст.127, п.1 ст.146 СК). Таким образом, нет никаких оснований для императивного лишения таких несовершеннолетних прав на алименты. С другой стороны, учитывая принцип приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи (п.3 ст.1 СК), суд должен иметь возможность возложить алиментную обязанность по отношению к родителям на хорошо обеспеченного несовершеннолетнего дееспособного ребенка, если это соответствует интересам получателя.