Смекни!
smekni.com

Христианская церковь в I - II веках и отражение ее жизни в апокрифе "Пастырь" (стр. 2 из 3)

К самому Герме герои его видений настроены доброжелательно, потому что он терпелив, умерен, весел (7), прост, незлоблив (8), имеет глубокую веру и открытое сердце. (9) Эти черты характера часто подчеркиваются в тексте. Пастырь, церковь, беседуя с Гермой, показывают ему множество различных образов. Герма любознателен, он хочет не просто видеть их и верить им, но и понимать истинное значение увиденного. Он честно признается в своем непонимании, просит его вразумить, спрашивает о смысле видений. Стремление Гермы к истинному познанию согласуется со словами Евангелия "... и познаете истину, и истина сделает вас свободными". (10)

Герма честен и непосредственен. Сам вспомнив свой грех лжи, он горько плачет и честно признается в нем. (11) Герма часто молится. Он доверчив и послушен, выполняет все, что ему прикажут.

Таким образом, отличительными чертами Гермы являются простота, незлобливость, умеренность, честность, терпение в испытаниях, любознательность, искренность в вере, доверчивость, послушание, то есть то, что в большинстве случаев свойственно детям. А именно эти качества дадут возможность человеку войти в Царство Небесное. "Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное". (12)

Но Герма не так прост и "неразумен". При первой встрече с Пастырем он не сразу доверился ему, а хотел его испытать, так как Герме показалось, что Пастырь его искушает. Герма поступает так, как говорится в Евангелии : "Не всякому духу верьте, но испытывайте духов от Бога ли они, потому, что много лжепророков появилось в мире". (13) Лишь проверив, узнав Пастыря Герма полностью доверяется ему. Герма настойчив в своей цели - понять увиденное. Его любопытство не праздное. Он хочет знать, чтобы не совершать тех или иных поступков. "Желал бы я знать действие гнева, чтобы уберечься от него". (14) Собеседники Гермы часто говрят, что он "искусен" в вопросах. Эта "искусность" вопросов состоит не в красноречии Гермы, а в актуальности содержания вопросов. Герма не просто запоминает увиденное и сказанное, но и размышляет над ним.

Таким образом, Герма прост и умен одновременно. Он не просто воплощает качества, дающие возможность христианину, по мнению автора апокрифа, достичь Царства Божьего, но и олицетворяет слова Христа о том, какими должны быть живущие в мире Его последователи. "Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: и так будьте мудры как змии, и просты, как голуби". (15)

Кроме самого образа Гермы формирующаяся христианская этика отразилась в явившихся к нему в видениях. Это девы, символизирующие добродетели (Вера, Воздержание, Простота, Невинность, Скромность, Знание, Любовь), верующие, из которых формируется здание церкви (простодушные, добрые, милосердные, терпеливые, скромные, чистые сердцем, соблюдающие заповеди). Кроме этого, вопросы этики подробно разбираются во второй книге - "Заповеди".

Более тщательно, чем христианские добродетели, автор "Пастыря" рассматривает грехи христиан. Грехи и пороки олицетворяют женщины (Коварство, Неверие, Сластолюбие, Ложь, Ненависть), верующие, не допущенные в здание церкви (коварные, лицемеры, клеветники, двоедушные, отступники, злопамятные, стремящиеся к наслаждению). Во второй книге "Заповеди" Пастырь подробно рассказывает Герме о действии гнева, зла, печали, уныния на человека и о том, как их избежать. В третьей книге "Подобия" рассказывается о мере наказания грешников, красочно описываются сами наказания.

Приход в раннехристианские общины представителей средних и высших слоев общества отразился в ином отношении к богатству и к богатым. Если "Откровение Иоанна Богослова", Евангелия безоговорочно осуждают богатство, то автор "Пастыря" относится к богатству терпимо. Он призывает богатых к благотворительности. В притче о вязе и винограде обосновывается взаимная зависимость богатых и бедных - богатые помогают нуждающимся, сохраняя им жизнь, а бедные молятся за богатых, давая им возможность обрести вечную жизнь.

В "Пастыре" разбираются такие важные для повседневной жизни христиан вопросы как вопрос о покаянии, о постах, о целомудрии и разводе, о причинах впадения в грех. Герма задает Пастырю вопрос, который, вероятно, задавали себе многие верующие и желающие стать ими: "Способен ли человек выполнять заповеди, потому, что они очень трудны?" (16)

В "Пастыре" разбираются важнейшие для христиан II века догматические вопросы. Так во второй книге "Заповеди" делается попытка сформулировать символ веры. Вопросы о сущности Иисуса Христа, Его отношение к Богу-Отцу рассмотрены в притче о виноградорях. Иисус здесь не является ипостасью Бога-Отца. Он Его сын и раб одновременно. За спасение людей Бог-Отец делает Его своим наследником. Автор "Пастыря" пытается "утвердить традицию Воскресения Его во плоти и в то же время сохранить веру в Него, как в существующего от века Сына Божьего. ... Предлагая свое понимание сущности Иисуса, Герма, вероятно, стремится сгладить противоречия между разными христианскими группами". (17) Автор "Пастыря" пытается решить вопрос, особенно волновавший христиан первых веков, - вопрос о сроках Второго Пришествия. Для этого он рассказывает о видении строительства единой церкви. Церковь объединяет всех живших и живущих христиан. Второе Пришествие наступит тогда, когда будет достроена церковь. До этого момента христиане еще могут покаяться в грехах, а язычники обратиться в христианство. "Пастырь" говорит о больших требованиях предъявляемых к христианам, чем к нехристианам. "Покаянию праведных положены сроки, и определены дни покаяния для всех святых, но язычникам позволено каяться до самого последнего дня". (18)

Во второй половине II века случаи преследования христианских общин и проповедников стали более частыми. Их вера подверглась серьезным испытаниям. Это не могло не повлиять на поведение христиан. Часть из них мученически принимали смерть, не отрекались от своей веры, другие совершали жертвоприношения и отрекались от христианства. Отражением этого процесса является описание праведников и грешников. Среди праведников называются христиане "принявшие и соблюдавшие Закон Божий", "боровшиеся с дьяволом", "пострадавшие за веру", "мученики христианства" и христиане согрешившие, но искренне раскаявшиеся в грехах. Если в более ранних произведениях среди грешников чаще встречаются язычники, то в "Пастыре" среди грешников больше христиан. Это, в первую очередь, "двоедушники", "отступники", "лживо уверовавшие", "познавшие истину, но не оставшиеся с ней", "отрекшиеся от Бога", "оскорбившие Бога", "принявшие Бога, но потом отступившие от Него", "хулившие имя Бога", то есть не выдержавшие испытаний и отрекшиеся от христианства. После прекращения очередных гонений часть отрекшихся вновь хотели вступить в общины. Это привело к острым спорам внутри церкви об отношении к отпавшим, о возможности их принятия обратно в общину.

Отражая процессы становления епископальной церкви и усиления роли клира в ней, "Пастырь" и его главный герой Герма представляют "демократическую струю в христианстве второго века". (19) Так в видении строительства Церкви "Пастырь" не отмечает в этом процессе особой роли отделяющегося во II веке от остальных верующих клира, пресвитеров, епископов и дьяконов, считавших себя руководителями общин. Вероятно, занимаясь организационными вопросами и распоряжаясь казной общины, часть клириков использовали свое положение для личного обогащения. При характеристике руководителей общин автор "Пастыря" осуждает клириков в лице дьяконов, которые "плохо проходят служение, расхищая блага вдов и сирот, и обогащаясь от своего служения". (20) Он сравнивает их с "вредоносными змеями". (21) В тоже время он одобрительно говорит о духовных руководителях общин - апостолах и учителях, "... не склонявшихся к дурным желаниям, но постоянно пребывавших в правде и истине". (22)

Вместе с усилением роли клира абстрагируется понятие "церкви", и формируется идея о ее непогрешимости, а впоследствии и непогрешимости клириков, олицетворивших себя с церковью и взявших на себя функции посредников между Богом и простыми верующими. В апокрифе хоть и признается существование церкви "прежде всего, и для нее сотворен весь мир" (23), но сама идея "Пастыря", когда обычный, "неразумный", не входящий в состав клира христианин Герма удостаивается видения церкви и общения с ангелами без посредников, говорит о непризнании автором мысли о непогрешимости клириков, и их обязательном посредничестве между Богом и человеком. Это еще раз подчеркивает демократическую направленность "Пастыря". Сформулированный в V веке, этот догмат станет поводом к обвинению в ереси и причиной гибели множества людей на кострах инквизиции.