Смекни!
smekni.com

Религиозное сектанство на Верхней Волге во второй половине XVIII века (стр. 2 из 3)

"Кшарский устав" "капитоновщины" состоял из сторонников радикальных подходов к вопросу о самоубийственных смертях за веру. Во главе этого направления стояли чернец Вавила Молодой и старец Леонид. Факты их деятельностного участия в массовых и индивидуальных самоубийствах были вскрыты следственной комиссией И.С.Прозоровского в Вязниках. В ходе разбирательства была доказана связь между вологодскими самоубийствами "капитонов" и Вавилой Молодым. Сторонники "Кшарского устава" были более последовательны в своих убеждениях, чем "юхрцы", Капитоновщина" пропагандировала "скорый конец света", и "кшарцы" предлагали активно ему противостоять, а не "крыжаться" от грядущих опасностей.

По способу "самоубийственного спасения" от Антихриста "кшарские" общины можно назвать "самоубийцами" либо, по аналогии с одной из сект русского раскола, "самоистребителями".

Данный устав интересен для нас тем, что собственно он и является "продолжением" сектантской линии в учении Капитона, в противовес "юхрцам", ставших носителями застывших догматизированных постулатов основателя секты.

"Кшарские" общины - это "бунтари", не дающие секте застыть, завершить свою эволюцию. В силу этой реформативности общины недолго просуществовали в единых рамках. Распавшись на мелкие образования, они, как справедливо считал С. Зеньковский, стали основой для появления "народного раскола" [22].

С точки зрения психологии "кшарцы" - абсолют Капитоновской ментальности. Капитон "взошел" на постамент, возвышающий его над всеми остальными людьми. "Кшарцы" последовали его примеру. Вожди этого устава (Вавила Молодой, Леонид и др.) ведут себя как люди, уже избежавшие Страшного Суда. Они "спасали" от него других людей. Старцы этого устава сжигали, топили, морили людей, но сами и не думали следовать примеру своих жертв (23). Пожалуй, это еще одно объяснение столь скорого исчезновения "капитонов" -причина техническая: секта, методично истребляющая сама себя, обречена на исчезновение. Таким неоднородным, лишенным единого руководства, ослабленным учением вступает "капитоновщина" в последний этап своей истории.

После разгромных сысков 1665-67 гг. "капитоновщина", жившая долгое время в своем замкнутом, авторитарном мире в ожидании Апокалипсиса, потеряв внезапно ряд краеугольных истин, оказалась в гуще яростной, бескомпромиссной борьбы. Правительство усиливает духовные репрессии против старообрядцев и инакомыслящих [24]. Староверческие общины раздирает спор о догматичности самоубийств за веру [25].

Разгром вязниковцев, "совпавший" по времени с датой Апокалипсиса, после недолгого шока вызвал ряд ритуальных самоубийств среди "капитонов" [25]. Среди оставшихся в живых усиливаются позиции старцев, ратующих за единение с другими течениями древнецерковного благочестия и прежде всего с "аввакумовщиной" [26]. Альянс этот, при жизни Капитона невозможный, после его гибели оказался более чем реальным. Включение Аввакума в проповедь самоубийственных смертей за веру явилось связующим звеном двух полюсов раскола. "Капитоны" практиковали этот путь спасения от Антихриста значительно раньше последователей "мятежного протопопа" [27]. Есть основания считать, что сторонники Аввакума на местах действуют совместно с "капитонами" (например, романовские и пошехонские гари) [28]. Приняв под влиянием "капитоновщины" догмат о "Благости самоубийств", поповцы Аввакума одними из первые включились в борьбу за раздел некогда влиятельных и мощных "капитонствующих" общин [29]. Часть "капитонов" стала склоняться к соединению с "паствой" Аввакума. Раскол "капитоновщины" стал реальным фактом. Связь между некогда едиными общинами стала ослабевать.

В ряде общин, не слившихся с "поповщиной" Аввакума, власть пытаются взять на себя местные "расколоучители" [30]. С этого времени появляется "отчуждение" между возродившимися Вязниками (центром) и "капитонствующими" общинами. Вязники возрождаются либо под руководством "младших капитонствующих старцев", таких как старица Каптелина (Капитолина), прославившаяся ранее только как активная проповедница идей "капитонов" в г. Ростове [31], либо под руководством таких людей, которые вообще никогда не принадлежали к руководству общинами и ранее использовались как курьеры и "письмоносцы", либо как "юродивые" проповедники - обличители (например, Василий Власатый и практически весь сонм пошехонских" святых"). Общины, оставшиеся без руководства, но способные отличить настоящих" апостолов капитоновщины" от "истерически одержимых", вроде Василия Власатого, отважились на необыкновенный поступок. Они завязывают переписку по поводу "каноничности добровольного самоубийства за веру" не со сторонниками Аввакума, а со своими недавними противниками - сторонниками очень уважаемого староверами игумена Досифея [32]. После казни в Пустозерске [33] главных вождей раскола во главе движения встали ближайшие ученики Аввакума. Однако и их активная проповедческая деятельность не могла остаться безнаказанной. После их гибели у кормила раскола оказались очень авторитетные местные учителя, т.е. главы больших скитов и многочисленных общин, однако они не имели общерусского авторитета. Именно к такого рода учителям относились и бывший ученик Капитона инок Корнилий, и "столпы юга" Досифей и Ефросин.

Смерть Аввакума, как ни странно, оказала благоприятное влияние на движение. Она активизировала стремление к самопожертвованию ("умереть, а веры Христовой не оставить" [34]). Факты переписки Аввакума с соратниками по поводу самоубийств "во имя веры" - достаточно известны. Его высокий авторитет превращал эти письма в практическое руководство к действию, оспаривать которое было бесполезно. Именно поэтому часть "капитонов", отвергавших самоубийства, начинает искать союза с "поповцами" игумена Досифея - противников Аввакума и "капитонов кшарского устава".

Однако противники самоубийств оказались в меньшинстве [35]. Более того, они постепенно теряют свое влияние на Севере - в своей "вотчине раскола". Вскоре пламя староверческих гарей охватывает весь Север [36].

Проникновение раскола в Сибирь также шло не под контролем Досифея, а стараниями Аввакума и "кшарских старцев".

Таким образом, даже до "Пустозерской казни" Сибирь оказалась под контролем сторонников "радикального" учения. Сторонники Досифея были обречены на постепенное исчезновение.

Полемика между двумя направлениями учения при жизни Аввакума проходила лишь от случая к случаю и была изначально проигрышной для сторонников Досифея. По смерти Аввакума весь Север пребывал в ожидании Апокалипсиса. К сожалению, невозможно более или менее точно восстановить картину происходившего в то время. Ограничимся лишь констатированием того, что ситуация вышла из-под контроля властей, а подчас и из-под контроля самих инициаторов раскола. Начался поистине "народный раскол". Люди стали принимать страшные решения и самостоятельно воплощать их в жизнь. Вскоре Север представлял из себя печальное зрелище.

В результате Досифей и его сторонники оказываются практически единственными представителями священства, доказавшими верность старой вере. Ученики проповедников самоубийственных смертей лишились своих наставников. В создавшейся ситуации нередкими были случаи, когда за благословением на смерть они обращаются к священникам, не одобрявшим это движение [37].

Таким образом, у данной группы появляется шанс стать во главе всего русского раскола, однако они не стали его реализовать, т.к. решили, что настал момент для нанесения окончательного удара по самоубийственным смертям.

Появляются полемические сочинения на эту тему, главным из которых стало "Отразительное писание о вновь изобретенном пути самоубийственных смертей" инока Ефросина. Причина появления этого произведения, по-видимому, связана с попыткой официальной церкви очернить Досифея, приписав ему благословение на несколько массовых самоубийств в "Нова граде на Тихвине". Ведь Досифей никогда не высказывался в пользу самоубийств. Распространение очернительного памфлета навсегда могло создать в общественном мнении образ Досифея как изверга и убийцы. Произведение Ефросина должно было послужить ответом на эти обвинения. С другой стороны, "Отразительное писание..." "было направлено и против "капитонов" "Кшарского устава", все еще практикующих самоубийства за веру.

Рассмотрение в памфлете "капитонов" как составной части русского раскольнического движения позволяет сделать вывод о том, что учение капитонов полностью к тому времени растворилось в расколе.

Таким образом, по смерти Капитона секта управлялась его учеником Прохором. После его кончины общепризнанного лидера у нее нет. Затем развитие деструктивных процессов привело к тому. что проблема лидерства потеряла свою актуальность. Единое управление общинами исчезает также и вследствие правительственных сысков 1665-1667 гг. "Вязниковский центр капитоновщины" - надо полагать, последнее образование подобного рода. Отныне общины развиваются самостоятельно [38].

С точки зрения догматики, раннее учение Капитона не претерпело серьезных изменений. Все элементы учения пережили своего создателя и до распада секты сохранились в неприкосновенности. Это говорит о выходе учения на принципиально иной уровень развития [39].

Уничтожение единого руководства приводит ко взаимодействию общин с иными ответвлениями русского раскола, в первую очередь с различными лагерями "поповщи-ны". Постепенно сливаясь с ними, оригинальное учение трансформируется, обогащает своих союзников чисто "капитонскими" догматами - например, каноничностью самоубийств за веру.