Смекни!
smekni.com

Концепция истории отечественной словесности в "Обзоре русской духовной литературы" архиепископа Филарета (Гумилевского) (стр. 1 из 3)

Концепция истории отечественной словесности в "Обзоре русской духовной литературы" архиепископа Филарета (Гумилевского)

Зверев В.П.

Архиепископ Филарет (в миру Димитрий Григорьевич Гумилевский, 1805–1866) широко известен как автор фундаментальных трудов "История русской церкви" и "Православное догматическое богословие", основатель академического журнала "Творения св. отцев в русском переводе, с прибавлениями духовного содержания" и "Черниговских епархиальных известий". Однако в свое время он был популярен не только в богословской среде, но и в светской благодаря тому, что вел многостороннюю "учено-литературную деятельность". "Как историк, Филарет является даровитым и ученым. Он первый, можно сказать, из ученых историков духовных вступил в довольно близкие отношения с светскими учеными и такими же органами литературы. И его многие труды, особенно первые, появляются в изданиях светских. Отсюда объясняется быстрая и широкая известность Филарета Гумилевского. Разумеется, о нем шумно заговорили. Московское общество истории и древностей избрало его в свои члены. Журнальная критика возложила на него большие надежды".

Завершив круг своей земной жизни в чине архиепископа Черниговского и Нежинского, доктор богословия Филарет Гумилевский оставил после себя огромное литературное наследие. В некрологе, опубликованном в "Душеполезном чтении", справедливо отмечалось: "Угас один из великих светильников православной русской Церкви. Русская духовная литература лишилась единственного в своем роде деятеля". Здесь в числе важнейших трудов преосвященного Филарета был назван и "Обзор русской духовной литературы".

Первая часть этого этапного в литературно-духовном наследии архиепископа труда – "Обзор русской духовной литературы, с 862 по 1720 год" – была опубликована сначала отдельными выпусками в 1857 году в Санкт–Петербурге, а затем напечатана в "Ученых записках второго Отделения Императорской Академии наук" (1857. – Кн. 3. – С. 1–300). В виде книги эта работа архиепископа Филарета (Гумилевского) с незначительными изменениями появилась в свет в Харькове в 1859 году, она была снабжена солидным академическим аппаратом: алфавитный указатель писателей к ней составил сам автор; алфавитный указатель сочинений подготовил Н.А. Добролюбов, а хронологический указатель писателей и произведений – М.И. Сухомлинов.

Вторая часть труда преосвященного Филарета – "Обзор русской духовной литературы, 1720–1858 г., (умерших писателей)" – вышла в 1861 году в Санкт–Петербурге, а дополненное ее издание – в 1863 году в Чернигове. В 1863–1864 годах в "Черниговских епархиальных известиях" публиковались дополнения к "Обзору русской духовной литературы, 862–1720".

Судя по всему, архиепископ Филарет (Гумилевский) не прекращал работать над совершенствованием своего историко-литературного труда до конца жизни. Однако только в 1884 году, почти через 20 лет после смерти преосвященного, книгопродавец И.Л. Тузов выпускает третье издание ("с поправками и дополнениями автора") обеих частей "Обзора русской духовной литературы". На этом и завершается публикация в России столь любопытного и неординарного для отечественного литературоведения труда по истории русской словесности, написанного высокочтимым архиереем Православной Церкви.

Насколько значителен был этот труд архиепископа Филарета, можно судить по сведениям и воспоминаниям современника и, пожалуй, самого первого серьезного биографа преосвященного – Степана Ивановича Пономарева. "С великим изумлением глядишь на эту громадную начитанность, – читаем у него, – и думаешь: "Господи! Да когда он успел прочитать все это? Как мог удержать в памяти и кстати применить к делу всю эту массу сведений?" Притом, несмотря на все обилие цитат и ссылок, мы положительно утверждаем, что и те и другие делаемы им были еще довольно скупо, часто отличались крайней сжатостью (и – к сожалению – иногда неопределенностию и неверностию). Соображая все это, готов думать, что он писал свои книги, приводил цитаты, ставил ссылки наизусть, приблизительно, лишь бы не останавливалось дело".

Впрочем, С.И. Пономарев был одним из отрицательно настроенных против труда преосвященного Филарета рецензентов и опубликовал в 1862 году статью с резкой критикой "Обзора русской духовной литературы" в харьковском журнале "Духовный вестник", во многом предвзято и даже враждебно относившемся к архиепископу Филарету. Видимо, поэтому и в его итоговом очерке, опубликованном в Полтаве уже после кончины преосвященного, биографические сведения о почившем густо замешены на мелочной критике, хотя умалить значение трудов архиепископа Филарета (Гумилевского) для русской литературы и Православной Церкви весьма трудно. "Итак, – писал С.И. Пономарев в 1866 году, – громадные дарования, вооруженные глубокою ученостию, всегдашний труд, проникнутый увлечением, вечно-производительное чтение, кипучая жажда научной деятельности, стремительная отвага во все проникнуть, лаконическая сжатость выводов, неослабное внимание ко многим движениям современной мысли и (кто упрекнет его за это?) жажда приобрести себе имя доброе – вот что произвело то обилие работ, которое так изумляет нас. Но вследствие научных обстоятельств времени, вследствие жизненной обстановки его, вследствие разнородной массы работ и спешного характера деятельности, во многих сочинениях его, при необыкновенной ширине и раскидистости их поля, не видишь строго обдуманного плана, не встречаешь полного решения задачи, сообразно современным требованиям науки; так что почти все сочинения его представляют собою по преимуществу материалы, счастливо собранные и удачно сгруппированные. И в этом отношении значение его чрезвычайно велико: во многих областях духовной науки без книг его нельзя и шагу ступить. Труды его, как богатейшая организованная масса материалов, как пособия для дальнейшего делания, составляют обильный, драгоценный и незаменимый вклад в сокровищницу духовной литературы".

Появление в 1857 году первой части "Обзора русской духовной литературы" архиепископа Филарета привлекло внимание 24-летнего А.Н. Пыпина и было им встречено как "чрезвычайно полезное приобретение нашей ученой литературы, давно нуждавшейся в подобном труде". Как принципиально новое по сравнению с известным словарем митрополита Евгения (Болховитинова) молодой историк литературы отмечал в этом труде то, что "преосвященный Филарет решился теперь представить хронологический обзор древней русской письменности, обращая главное внимание на духовный самостоятельный отдел ее".

А.Н. Пыпин понимал сложность и трудноразрешимость задач, решаемых архиепископом Филаретом в своем обзоре, и поэтому писал: "Подобные сочинения очень редко могут похвалиться совершенной полнотой и законченностью, потому что требуют большого, почти механического труда при собирании разбросанной литературы предмета, причем весьма легко делать недосмотры и пропуски; очень естественно, что для многих "Обзор" преосвященного Филарета покажется весьма недостаточным". Неизбежные просчеты в труде такого размаха искупались новаторством и смелым стремлением автора системно выстроить историю отечественной словесности. "Впрочем, – замечал А.Н. Пыпин, – труд преосвященного Филарета является первой попыткой собрать в одно целое новейшие исследования о древней письменности, и к нему нельзя прилагать слишком строгих требований, потому что в первый раз бывает весьма трудно соединить в памяти огромный и разбросанный материал, который покорится только усидчивому библиографическому исследованию. Что касается изложения, новый труд преосвященного Филарета отличается тою же сжатостью, какую мы привыкли видеть и в других его сочинениях; его отзывы о писателях оригинальны и иногда метки".

Строжайшей и во многом несправедливой и предвзятой критике труд архиепископа Филарета был подвергнут в харьковском журнале "Духовный вестник". И.А. Сербинов решил подробнее развить отмеченные А.Н. Пыпиным в "Отечественных записках" замечания и открыто обозначил свои заведомо негативные установки: "Мы намерены рассмотреть этот труд: I) со стороны излишков, которые допустил в нем автор; II) со стороны произвольного усвоения автором некоторых писаний известным писателям; наконец III), подобно рецензенту "Отечеств<енных> записок", и со стороны необстоятельности сочинения и отчасти ложности сведений, им сообщаемых; только говоря о необстоятельности "Обзора", мы, чтобы не сойтись с г. Пыпиным, будем указывать совсем на другие факты, нежели на какие он указывает".

Высокую оценку труду преосвященного Филарета дал выпускник Московской духовной академии и будущий профессор Киевского университета Ф.А. Терновский, напечатавший (под псевдонимом Ф. Алексеев) свою обстоятельную и в основном положительную рецензию на "Обзор" в рамках "Обозрения материалов для истории русской духовной литературы". Он отмечал новый концептуальный подход архиепископа Филарета к изложению истории русской духовной литературы: "Хронологический порядок Обзора дает возможность следить за историческим ходом нашей духовной литературы с большим удобством, чем алфавитный порядок Словаря м<итрополита> Евгения. В самом отношении к делу у пр<еосвященного> Филарета заметно более ясное сознание библиографических требований. М<итрополит> Евгений любит останавливаться на личности духовного писателя и охотно рассказывает его биографию, или, точнее сказать, послужной список; пр<еосвященный> Филарет большею частию пропускает биографические подробности и непосредственно обращается к исчислению сочинений, их классификации и указанию их достоинства и содержания. Нельзя сказать, чтобы после появления Обзора пр<еосвященного> Филарета Словарь м<итрополита> Евгения сделался излишним и ненужным: в Словаре есть много весьма любопытных биографических и библиографических сведений, которых нельзя найти в Обзоре; при чтении Словарь представляет более интереса и занимательности, чем Обзор; тем не менее в настоящее время Обзор пр<еосвященного> Филарета должен быть признан первою настольною книгой и главным руководством для всякого желающего познакомиться с историею нашей духовной литературы, тем более для желающего заняться специальными трудами по этой части".