Авторы «очерков» склонны приписывать воинственность древних эстов смешению в их жилах крови многих народов, а особенно крови германских народов:
«И сегодня эстонцам в целом свойственны северная статичность и самоуглубленность. В течение веков на интравертную и тихую сущность лесного народа более всего повлияли соприкосновения с заморским германским миром. Постоянные контакты с Западом добавили нам умение постоять за себя, готовность к борьбе, самоуважение и частицу экстравертного индогерманского духа».
Любопытный вывод делают авторы «очерков» из этого умозаключения. Оказывается, именно нехватка индогерманского духа стала роковой для робких и уступчивых финно-угорских народов, населяющих территорию Российской федерации, и, очевидно, до сих пор живущих в рабстве:
«Этот дух раскрывался в нашей истории как в походах "восточных викингов" и в древней борьбе за независимость, так и позднее, в трудном и упорном национально-освободительном движении».
Это следует понимать так, что древние германцы (индогерманцы) наследовали свой дух от ариев (индоиранцев) по праву крови. Поскольку арийское происхождение эстонцев противоречит национальной доктрине северного лесного народа, то древние эсты наследовали свою часть арийского духа через индогерманцев. Стремление кровно наследовать или духовно соединиться с древними ариями весьма характерно для политических режимов, характеризующихся, как минимум, ксенофобией и шовинизмом.
У авторов «Очерков истории эстонского народа» М.Лаара, Х.Валка и Л.Вахтре находим упоминание о типичных воинских подвигах древних эстов:
«От набегов эстов более всего страдало близлежащее шведское побережье. В 1187 году "язычники с Восточного моря" (возможно, что эстонцы) разорили шведскую столицу Сигтуну, сожгли храмы и убили архиепископа. Сигтуна уже не поднялась из пепла».
Собственно говоря, вся Скандинавия жила за счет разбоя, но странно, когда разбоем начинает заниматься тихий лесной народ:
«До борьбы за независимость войны между эстами и их соседями являлись, в основном, грабительскими набегами, цель их ограничивалась нанесением по возможности максимального ущерба противнику и захватом добычи». (Ibidem.)
Авторы трехтомной «Истории Эстонской ССР» были гораздо скромнее. Они решились упомянуть о том только, что эстонцы, возможно, участвовали в морском набеге на Сигтуну подвластных Новгороду карелов.
В 1994 году Шведский институт издал в Стокгольме краткую историю Швеции Йоргена Вейбулля. В ней Вейбулль ни словом не обмолвился о соседях шведов - ингерманландцах и воинственных эстах. Историк не упоминает даже о том, что разбойники-эсты , возможно, разграбили и уничтожили древнюю столицу Швеции Сигтуну, настолько они ему не интересны.
Несмотря на двести лет военного и политического нейтралитета многие шведы сохранили элементы имперского мышления.