С заповедью о воровстве дело обстоит проще. Тем не менее можно поставить под сомнение ее излишнюю жесткость, приведя примеры, когда уважение к праву собственности должно уступить приоритет другому, более важному принципу. Например, кража буханки хлеба сама по себе предосудительна, но может быть оправдана, если нечем больше накормить голодного ребенка: ведь спасти его жизнь важнее, чем воздержаться от воровства.
Доводы, критикующие суровую абсолютность этой заповеди, можно применить и к остальным: в нашем сложном мире такие до предела упрощенные правила поведения часто противоречат друг другу или подталкивают человека к безнравственным поступкам. Поэтому мы должны, прислушиваясь к голосу интуиции, применять нравственные принципы сообразно конкретным обстоятельствам.
Заповедь против прелюбодеяния актуальна по сей день - даже в обществе, где сей порок стал нормой жизни. Однако толкование, приписываемое Иисусу, помогает понять истинный смысл, который придавали этой заповеди в библейские времена: "Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем" (Матв. 5:28). То есть мысль о поступке так же скверна, как и сам поступок. Большинство людей вряд ли с этим согласятся.
Запрет лгать или произносить ложное свидетельство - одна из немногих заповедей, смысл которых в библейские времена был в сущности тот же, что и сегодня.
Десятая заповедь у протестантов осуждает такие качества, как зависть и алчность. В ней отражено древнее представление о том, что один человек может быть рабом другого, что жена - такая же собственностью, как и вол (применительно к современному обществу мы бы сказали "как и автомобиль"). Причем рабство принимается как явление нормальное и естественное, что совершенно чуждо нашей современной культуре.
В католическом варианте десятисловия, где первые две заповеди слиты в одну, первоначальное число десять восстанавливается произвольным делением надвое последней заповеди. В девятой предписывается не желать чужой жены, в десятой - не желать "имущества" ближнего.
Совершенно ясно, что Десять заповедей порождены иным временем и иной культурой и едва ли могут быть актуальны для современного человека.
Наличие в Библии того или иного положения само по себе не делает его значимым для нашей культуры. Десять заповедей изложены в книге Исход 20. Тех, кто твердит об авторитетности библейского учения, можно спросить: почему игнорируются другие библейские предписания из той же самой книги?
Например, один из библейских законов гласит: "Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти" (Исх. 21:15); "Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти" (Исх. 21:17). Только представьте себе, сколько сыновей и дочерей было бы умерщвлено, если бы подобные законы выполнялись! Мы спокойно игнорируем одни требования, но считаем обязательными другие, данные в том же контексте. И Европа, и Америка пережили безумие, источником которому послужила библейская фраза: "Ворожей (т.е. колдунов, ведьм) не оставляй в живых" (Исх. 22:18). Настало время признать, что абсурдно брать в качестве нравственных ориентиров законы, составленные несколько тысяч лет назад в древнем Израиле.
Некоторые христиане могут на это возразить, что заповеди суть ветхозаветные законы (слово "ветхий" приобретает здесь отрицательный оттенок), обновленные и наполненные новым смыслом в Евангелии. Что ж, рассмотрим некоторые предписания Нового завета.
Павел, у которого, видимо, было весьма особое отношение к вопросам пола и к женщинам (1-е Кор. 11:4-16), писал, что женщинам не должно быть позволено говорить в церкви (1-е Кор. 11:33-36); правило это нарушается сегодня во многих христианских церквях, где женщин даже посвящают в духовный сан. То же самое правило повторяется в 1-м апостольском послании к Тимофею (2:11), где женщинам велено одеваться скромно, не украшать себя "плетением волос" и драгоценностями (2:9). Подобное предписание можно найти и в 1-м послании к Петру 3:1-6. Зайдите в любую (американскую) церковь, и вы увидите, как женщины одеваются, и услышите, как они высказываются. Если мы признаем необязательность этих, чисто христианских, правил, логично сделать вывод, что тем более утратили силу более ранние Десять заповедей и многие другие библейские законы.
Нет сомнения: те, кто призывает нас принять Десять заповедей за главные нравственно-этические ориентиры, вполне искренни. К сожалению, многие из них никогда по-настоящему не задумывались о том, что стоит за этими древними законами. Правила, написанные группой людей, которые населяли небольшой клочок земли у Средиземного моря около трех тысяч лет назад, не отвечают требованиям сегодняшнего дня.