Смекни!
smekni.com

Свобода выбора в детерминистическом мире: принцип неопределенности и мудрость Творца (стр. 1 из 4)

Свобода выбора в детерминистическом мире: принцип неопределенности и мудрость Творца

проф. Иегуда Леви

Тора требует от нас самодисциплины и добровольного подчинения. Никто не принуждает нас служить Б-гу; мы должны выполнять все заповеди Торы по своему свободному выбору. С этой целью Б-г дал нам возможность контролировать свое поведение. С другой стороны, в предыдущей лекции уже говорилось, что для осуществления "генерального" плана и указаний Торы необходимо, чтобы мир подчинялся неизменным законам. Эти два требования - свобода выбора в личном поведении и непоколебимые законы природы - противоречат друг другу.

В чем состоит это противоречие? Для наглядности приведем пример. В каждый данный момент, допустим, субботним утром, мы определяем положение и скорость движения каждой молекулы в организме какого-то человека. Но поскольку каждая молекула движется по определенным законам, есть возможность, по крайней мере, теоретическая, точно вычислить, что произойдет с каждой из этих молекул, допустим, через час. (Очевидно, что одних законов механики здесь недостаточно. Наша "система" - организм человека - включает в себя движения электрических импульсов в мозгу и, вследствие этого, перемещение химических веществ, что, в свою очередь, приводит к стимулированию неврологических реакций, которые передаются через нервную систему и т.д. Но это все детали.) Предполагается, что ни одно движение не может произойти, если оно не является прямым следствием действия законов природы, которые обусловлены предыдущим состоянием. Новая ситуация, в свою очередь, дает толчок следующему этапу и непрерывному ходу всего процесса. Здесь нет нужды рассматривать психологические аспекты, например, личную волю и принятие решений. Если следовать такому взгляду на вещи, то эти аспекты - лишь побочные продукты, сопутствующие развитию всей системы, которая целиком управляется физическими законами и потому предсказуема. Если наше предположение верно, т.е. что существуют абсолютные законы природы, это означает возможность предсказания, где будет сей организм через час: в синагоге или в автомобиле по дороге на пляж. Если же это предположение, основанное на законах природы, окажется неверным - поскольку объект наших опытов выберет другой образ действий - то в данном случае произойдет нарушение закона природы; другими словами, мы станем свидетелями чуда. Ведь если существуют абсолютные законы управления природой, то у человека не может быть свободы выбора.

Можно, конечно, возразить, что, хотя такие законы природы действительно существуют, человеческий организм представляет собой исключение из правила в том смысле, что он может вести себя вразрез с законами природы, и такое поведение будет занесено в категорию чуда. Что ж, это возражение допустимо, но оно безнадежно подрывает целостность законов природы, которыми очень дорожит Всевышний. "Такова воля и желание Б-га; Он хочет сохранять законы природы там, где это возможно, и природа дорога Ему". Поэтому мы должны отвергнуть сей аргумент; и это возвращает нас к исходному противоречию.

Хотя это противоречие выглядит абсолютно логичным, Творец в своей великой мудрости вполне способен поддерживать законы природы и одновременно позволять человеку демонстрировать свободу выбора. И действительно, законы природы устроены таким образом, что допускают сосуществование этих двух внешне противоречащих друг другу условий. В начале XX века физики сделали революционное открытие в области микроскопических частиц; они разработали квантовую теорию. Здесь не место подробно описывать эту теорию; ограничимся лишь теми ее положениями, которые имеют прямое отношение к нашей теме: обсудим "принцип неопределенности", открытый более 70 лет назад. Этот закон гласит: невозможно в принципе, точно и одновременно определить, положение и скорость движения какой бы то ни было частицы. Есть возможность определить ее точное местонахождение, но тогда мы не будем ничего знать о ее скорости. Либо, точно вычислив скорость частицы, мы ничего не будем знать о ее положении. Можно также определить ее скорость и положение, но эти данные будут лишь приблизительными; в результате, неопределенность положения, помноженная на неопределенность скорости будет всегда превышать определенный показатель, известный под названием "постоянная Планка". Это открытие исключило абсолютную предсказуемость из научной картины мира, во всяком случае, из ее микрокосмической сферы. Приведем конкретный пример. Допустим, мы измерили с максимально возможной точностью положение и скорость электрона. Тем не менее, через час мы не сможем дать точные сведения о его местонахождении; сфера этой неопределенности займет пространство объемом в один кубический метр.

На первый взгляд, все вышесказанное имеет значение только в сфере сверхмикроскопических частиц, которая не представляет серьезного интереса в нашей повседневной жизни. Что касается тел, которые видны человеческим глазом, здесь неопределенность чрезвычайно мала, и поэтому их поведение почти целиком подчинено детерминизму.

Однако (тут мы подошли к главному моменту наших рассуждений) в некоторых ситуациях этот принцип оказывает громадное влияние на нашу жизнь; бывает, что одна-единственная микроскопическая частица приводит к изменению всего макроскопического уровня существования. Поясним эту мысль самым простым примером. Возьмем счетчик Гейгера. При включении мощного электрического поля в его трубке одна непредсказуемая частица выбивает электроны из нескольких атомов. Под воздействием высокого напряжения освобожденные электроны получают мощное ускорение и, сталкиваясь с другими атомами, выбивают из них дополнительные электроны. Каждый освобожденный электрон выводит новый. Поэтому из одного электрона получаются два, из двух - четыре и т.д., и наконец, через двадцать таких этапов у первого электрона появляется свыше миллиона "потомков". Из-за своего сходства со снежным комом, катящимся с горы, этот процесс получил название "лавинного умножения". Такая цепная реакция вводит принцип неопределенности в макроскопическую область. Есть и другие явления, например, связанные с погодой, которые основаны на повторяющихся процессах и охватывают гигантское множество частиц. Наши возможности предсказать здесь общий итог тоже весьма ограничены из-за крошечной неопределенности в поведении каждой отдельной частицы. Изучением подобных явлений занимается новая отрасль современной физики, получившая название "теория хаоса".

Но вернемся к людям. За последние годы ученые-неврологи добились огромного прогресса во всех областях исследования человеческого мозга. Сегодня известно, что каждое наше чувство, каждая мысль сопровождаются определенными электро-химическими процессами в мозгу. Когда мы принимаем решение по какому-то вопросу или выбираем определенный вид действий, в нашем мозгу происходит электрическая реакция. Эта реакция происходит, как можно предположить, на уровне элементарных частиц, поведение которых невозможно заранее рассчитать, из чего делаем вывод, что принятие решений представляет собой действие, которое невозможно предсказать на основе законов природы. Электрическая активность, сопутствующая процессу принятия решений, возбуждает цепочку реакций, которые в итоге приводят к реальному физическому поступку. Поэтому нет нужды утверждать, что произвольное действие выходит за рамки законов природы. Это просто одно из тех явлений, которые по своей природе непредсказуемы, как непредсказуем момент очередного щелчка в счетчике Гейгера.

Таким образом, мы устранили противоречие между свободным выбором человека и постоянными законами вселенной. Введя принцип неопределенности в этот мир, Б-г установил ворота, через которые свободный выбор может войти в Его организованную и упорядоченную вселенную.

Однако принципиальная важность этого принципа тем не исчерпывается. Человек - не единственное существо, наделенное свободным выбором. Сам Творец обладает свободной волей и ведет этот мир к конечной цели, которую Он открыл нам через Своих пророков. В этом заключается парадокс. Ведя мир к предначертанной цели, Он, образно говоря, "связал Себе руки" в двух областях: в управлении природой по ее законам и в свободном выборе. (Вероятно, именно это явление называется в Кабале цимцум - уменьшением сферы Б-жественного влияния.) Эти две области дороги Всевышнему, и Он старается как можно реже вмешиваться в них. И все же, несмотря на эти серьезные ограничения, мы можем различить определенную и очень четкую тенденцию в историческом развитии человечества. Не нарушая правил игры, Б-г управляет природой, как сказано в Торе: "И пошлю Я дожди в их время". Он контролирует также "дела праведных и дела нечестивых", как сказано в Мишлей (Притчи Шломо): "Сердце царя в руках Г-спода: куда захочет - туда и повернет его".

В основе всех этих возможностей заложен принцип неопределенности. Величайший ученый XX века Альберт Эйнштейн так и не признал этот принцип. Он не верил, что "Б-г может играть в кости со вселенной". Жаль, что он не понял главного: мы говорим не об игре в кости, а о возможности примирения двух противоположных требований: свободы действий, с одной стороны, и абсолютных законов, с другой. Если бы он понял это, то не отверг бы принцип "игры", а признал бы мудрость Творца.

Как можно не восхищаться такой беспредельной мудростью? Воистину велик Г-сподь! Он поддерживает законы природы, одновременно дает свободу выбора человеку, чей организм составляет часть природы, и при этом направляет человеческую историю! Рассмотрев поведение частиц, столь малых по размеру, что их невозможно увидеть даже через микроскоп, мы выяснили, что кажущиеся неразрешимыми противоречия на самом деле составляют гармоничное единство, свидетельствуя о своем Б-жественном происхождении.