Смекни!
smekni.com

Еврейский национализм (стр. 1 из 3)

проф. Иегуда Леви

Сущность еврейского народа

Кто такие евреи? Одни считают, что это отдельная раса, другие говорят - религия, третьи - национальность. На самом деле иудаизм содержит как национальный, так и религиозный элементы. Вопрос в том, какой из них преобладает. В комментарии на библейское изречение "И будете народом Мне" раввин Ш.Р.Гирш дает ответ: "В том и состоит уникальная сущность иудаизма, который многие бездумно классифицируют как религию... "Народом Мне" - в самих этих словах заключается утверждение, что иудаизм... не религия... Б-г основал не церковь, а народ."

Чтобы пояснить высказанную мысль, рассмотрим несколько фактов:

1. Б-г избрал Аврагама не как отдельную личность, а в качестве родоначальника еврейского народа. Сказал Б-г ему: "И Я сделаю тебя народом великим" (Берешит, 12:2), а при выходе из Египта Он провозгласил: "И возьму Я вас народом Себе" (Шмот, 6:7). Как видим, в обоих стихах обещано создание нации.

2. Тора была дана не отдельным людям, а народу. В этом факте суть самой Торы. Магарал писал: "Евреи приняли царство Б-га не каждый в отдельности, а все вместе. Всевышний связывает Свое Имя не с отдельными личностями..., а только со всем народом".

3. Тора руководит народом - она учит, как надо управлять государством, системой правопорядка, вести войны. Все это - проблемы национального характера.

4. Говоря о будущем еврейства, Тора предвосхищает судьбу народа в целом. Пророчество завершается словами: "...вы будете Моим народом" (Ваикра, 26:12).

Таким образом, историческое предвидение Торы тоже имеет национальные рамки.

5. Основа всякой религии - вера. Тот, кто теряет веру, как правило, уходит и от своей религии. Нет так, однако, обстоит дело с иудаизмом. В Талмуде (трактат Сангедрин, 44) сказано: "Даже если грешит еврей, он все равно остается евреем".

6. Предписанная Торой взаимная ответственность евреев друг за друга вытекает из представления о евреях как об одном человеке. Насколько важен национализм в иудаизме, видно из высказывания Рамбама: "У всякого, кто отдаляется от общины, нет доли в Мире Грядущем, даже если он не совершил греха". Такое "отдаление" рассматривается не как обычный грех, а как измена своему народу, оказывающая исключительно пагубное влияние на душу отступника.

7. Центральное место в Торе уделено Эрец-Исраэль, что само по себе весьма примечательно: земля выполняет функцию сцены, на которой мы организуем свою национальную жизнь на глазах всего мира. Религии как таковой не требуется своя страна.

Центральное значение Эрец-Исраэль в Торе обусловлено не только связью этой земли со многими Б-жественными заповедями. Ведь даже те законы, которые продолжали действовать в рассеянии, исполнялись лишь для того, "чтобы при возвращении в страну они не казались нам чем-то новым".

Отсюда можно сделать вывод, что евреи - это именно народ, а иудаизм - национальная конституция. Хотя важнейшую часть иудаизма составляют еврейские религиозные догматы, еврейство, тем не менее, определяется как народ, а не как религиозная секта. Мой учитель р. Лео Бреслауэр говорил по этому поводу: "Тора - это не религия, а национальная конституция". Поэтому мы вправе охарактеризовать утвержденный Торой еврейский национализм как "национализм Торы". Однако, если иудаизм представляет собой, главным образом, национальную конституцию, то почему он содержит так много религиозных по своей сути требований?

В основе ответа на этот вопрос лежит важный психологический фактор. Иудаизм стремится к образованию совершенного, гармоничного общества. Этого можно добиться только путем культивирования в людях положительных качеств характера, способности преодолевать личный эгоизм и обуздывать свои страсти. Причем единственное средство достижения такой цели состоит в том, чтобы жить по Торе на основе конкретных правил, разработанных Галахой. Отсюда следует вывод, что для совершенствования человеческой личности необходима система религиозных догматов. Всякий, кто хочет служить своему народу, должен вначале поработать над собственным характером и личными качествами.

Корни национализма

Чтобы понять суть еврейского национализма, необходимо рассмотреть, прежде всего, истоки национализма как такового. Согласно Торе, национализм возник впервые в поколении строителей Вавилонской башни.

После того как поколение потопа взбунтовалось против Б-га, Он ослабил следовавшие за ним поколения, чтобы проявить зависимость людей от Себя и тем самым напомнить им, что они Его слуги. Однако люди поколения Вавилонской башни, которых отличали терпимость и любовь друг к другу, смогли преодолеть свои слабости на индивидуальном уровне и восстановить прежнюю силу через единство, из-за чего они очень скоро забыли о своем призвании. Тогда Б-г разделил человечество на враждующие народы, которым никогда не удастся достичь всеобъемлющего мира и единства, пока они не признают власть Творца.

С тех пор народ стал главной составляющей единицей человеческого рода. Человечество было разделено на множество наций, которым предстояло творить всю последующую историю. Если прежде для управления людьми вполне хватало духовных вождей, назначенных Б-гом, то сейчас для этой цели требуется целый народ. Руководить можно только с помощью личного примера, а не речами и проповедями; и только один конкретный народ способен дать соответствующий пример всем другим народам. Вот почему через двадцать лет после смешения языков в поколении строителей Вавилонской башни Б-г призвал Аврагама стать отцом Своего избранного народа.

Сущность национализма

С точки зрения взаимоотношений между отдельными народами национализм означает, в первую очередь, оказание предпочтения своему народу перед всеми другими. В целом это предпочтение основано не на справедливости или другом объективном критерии, а на принадлежности к данному народу. Хотя национальное чувство включает в себя также культурные и прочие факторы, более тщательный анализ показывает, что они играют второстепенную роль.

Таким образом, сущность национализма есть ничто иное, как групповой эгоизм: "Наша страна! Пусть она всегда будет справедлива в отношениях с другими народами; но это наша страна, права она или неправа!" - провозгласил С. Декатур в 1816 году. Этот исконный групповой эгоизм лежит в основе деструктивного характера многих националистических движений, будь то сербы в экс-Югославии, ИРА в Северной Ирландии, сикхи в Индии, курды в Турции или "наша собственная" ООП. Иногда национальная борьба носит "справедливый" характер, но такое совпадение бывает лишь чисто случайным. Хороший националист желает, конечно, чтобы его народ был "прав", но он верен ему при любых обстоятельствах, ибо национальная верность ставится выше морали.

Когда благо народа, страны провозглашается наивысшей задачей, подобный национализм превращается в самоцель. Его можно назвать "первичным национализмом", поскольку он не черпает правоту из какого-то другого источника. В нем, как и в индивидуальном самолюбовании, зреют семена раздора. Поэтому такой национализм изначально порочен.

Чем отличается еврейский национализм

Теперь нам предстоит сделать парадоксальный вывод. В начале статьи мы выяснили, что иудаизм - это национализм, а затем пришли к выводу, что национализм исконно порочен. Как же нам тогда оправдать иудаизм? Ведь если он выражает волю Б-га, значит, он не может быть плох.

Ответ надо искать в той главной задаче, которая возложена на еврейский народ, но о которой, к сожалению, многие забыли. Посмотрим, что говорит нам Тора по этому вопросу в разных ситуациях.

1. Призывая Аврагама стать основателем избранного народа, Б-г дает ему ряд обещаний, но лишь одно указание на будущее: "И ты будешь благословением (браха)" (Берешит, 12:2).

Наши мудрецы комментируют: "Вместо этого надо читать брейха (бассейн). Подобно тому, как (ритуальный) бассейн очищает от нечистоты, так и ты будешь приближать отдалившихся, очищая их для своего Царя Небесного".

2. Объясняя цель Своего откровения у горы Синай, Б-г сказал: "И будете вы Мне царством священников и народом святым" (Шмот, 19:6).

Слово "священники" означает эмиссары Г-спода. Евреям предназначалось "научить весь род человеческий провозглашать Имя Б-га и всем вместе служить Ему - такова будет задача Израиля в будущем". "На еврейский народ, царство священников, возлагалась задача сохранить и в качестве народа святого исполнять законы Б-жественной Торы среди человечества, как поступает священнослужитель в среде своей паствы".

3. Тора была дана в пустыне, на общей, "бесхозной земле". Если бы евреи получили ее в стране Израиля, то они могли бы заявить народам мира: "Нет у вас доли в ней". Таким образом, сам выбор места дарования Торы учит нас, что мы призваны стать наставниками других народов.

4. Моше повелел евреям написать слова Торы "очень ясно" (Дварим, 27:8), , как сказано в комментарии, "на семидесяти языках". Это еще одно указание на то, что Тора адресована всему миру. Аналогичное толкование мы находим у Раши в одном из его первых комментариев на книгу Берешит. Ссылаясь на Мидраш, он объясняет: Тора начинается с этой книги, где почти нет заповедей, для того, чтобы евреи умели отстаивать свое право на Эрец-Исраэль. "Если народы скажут Израилю: мол, вы захватчики, присвоившие себе землю ханаанцев", то евреи докажут им с помощью Торы, что вся земля принадлежит Б-гу. Простой смысл этого мидраша: вся книга Берешит была написана в первую очередь для народов мира.

5. В Торе выделен маленький абзац "Шма", о котором сказано: всякий, кто читает его утром и вечером, "как будто изучал Тору днем и ночью". Чему же учит нас этот отрывок, представляющий, по словам мудрецов, всю Тору? "Слушай, Израиль, Г-сподь [который сейчас только] наш Б-г, Г-сподь [в будущем станет] Един", т.е. будет признан во всем мире. "И тогда я обращу к народам язык чистый, чтобы все они провозгласили Имя Б-га" (Раши к книге Дварим). В этих словах заключена та же самая мысль: евреи призваны освещать путь истины всем народам.