Контрольная работа
Горбунов Дмитрий Александрович
Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт
Катехизаторский факультет
Москва,1997 г.
Послание св. Ап. Павла к Филиппийцам.
1. Ослабло ли у св. Ап. Павла эсхатологическое напряжение его ранних посланий во время его первых уз? Ответ обоснуйте максимальным количеством ссылок.
Послание св. Ап. Павла к Филиппийцам, как и более ранние его послания, проникнуто напряженным ожиданием пришествия Господа. Все добрые начинания человека, по мысли апостола, обретают особую весомость в свете грядущего «дня Иисуса Христа», «дня Христова»:
=6 ... будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа
(Филип. 1).
=9 и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве,
=10 чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов
(Филип.1 ; 9-10).
Наставления и все морально-этическое учение апостола имеет эсхатологическое ударение[1][1]:
=15 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире,
=16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился
(Филип. 2).
Пришествие Господа связано с воскресением мертвых для будущей жизни с Богом. И основы новой жизни закладываются уже здесь через причастие к спасительному подвигу Иисуса:
=10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его,
=11 чтобы достигнуть воскресения мертвых
(Филип. 3).
Апостол Павел, не только не страшится прихода Иисуса, но и с радостью ожидает его, зная какие великие обетования даны верным:
=20 Наше же жительство -- на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа,
=21 Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, *siкоторою* Он действует и покоряет Себе всё
(Филип. 3).
Именно горячая вера в возможность скорого пришествия Иисуса и живой опыт Богообщения, позволяющий говорить о Его Божественном присутствии в мире (Деян. 17; 27), дают человеку четкие этические ориентиры в жизни:
=5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко
(Филип. 4).
Послание св. Ап. Павла к Ефесянам и Колоссянам.
2. Сотериологическое значение Церкви в посланиях св. Ап. Павла к Ефесянам и Колоссянам.
· Причастность Христу и плодам Его искупительного подвига для ап. Павла тождественно причастности Его Церкви: «в Котором (
в Которой) мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф. 1; 7). В Церкви верные находят всю полноту благодатных сил, которые «Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении» (Еф. 1; 8), поддерживающих человека на протяжении всего жизненного пути.
· Ап. Павел подчеркивает эсхатологическую всеобъемлемость церковного организма: по исполнении «полноты времен... все небесное и земное» соединится «под главою Христом» (Еф. 1; 10. Ср. Гал. 4; 4). Церковь и Христос связаны онтологически и то, чем обладает Господь по божеству становится присуще и Его Церкви по благодати:
=18 И Он есть глава тела Церкви; Он -- начаток,
первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,
=19 ибо благоугодно было *siОтцу,* чтобы в Нем обитала
всякая полнота...
(Кол. 1)
Полноте благ становятся причастны и члены Церкви:
=9 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,
=10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава
всякого начальства и власти.
(Кол. 2)
· Вхождение в Церковь, «которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1; 23) исцеляет от вселенского греха разделения. Павел говорит о том, что нет более Израиля иудеев и греческого мира язычников, Кровь Христа соединяет в одном Теле всех приходящих:
=12 ...вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.
=13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.
...
=15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,
=16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.
(Еф. 2)
Через принятие в Церковь и освящение уврачевано разделение, распространявшееся на весь тварный мир:
=20 и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.
=21 И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам,
=22 ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, *siчтобы* представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою.
(Кол. 1)
Теперь верных объединяет единство жизни, исповедания, мистического опыта:
=4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
=5 один Господь, одна вера, одно крещение,
=6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
=7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
(Еф. 4)
· Единство Церкви не есть безликое согласие толпы, но полная ипостасная самореализация, воплощение предвечного замысла Творца о каждой уникальной человеческой единице, «каждого члена» Тела Христова (Еф. 4; 16):
=11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
=12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
=13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.
(Еф. 4)
· Воцерковление неизменно должно вести к нравственному перерождению:
=10 и облекшись в нового (человека), который обновляется в
познании по образу Создавшего его,
=11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
=12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение.
(Кол. 3)
Спасительное возрастание «в того, Который есть глава Христос» происходит через участие в таинственной жизни церковного организма, когда каждый «получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф. 4; 15-16), «держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (Кол. 2; 19). Через Церковь мы «имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2; 18) и освящающим действием Св. Духа избавляемся от греховной скверны:
=25 ...Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
=26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
=27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна
(Еф. 5),
=12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
=13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
=14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
(Кол. 1)
· Для всех христиан примером для подражания служит Господь Иисус Христос и целью существования Церкви является новое воплощение Христа в каждом человеке во всей полноте нравственного совершенства (Еф. 4; 15-16):
=12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,
=13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.
=14 Более же всего *siоблекитесь* в любовь, которая есть совокупность совершенства.
(Кол. 3)
Послание св. Ап. Павла к Титу; 1, 2 к Тимофею; Соборные послания.
3. К концу 60-х годов Церковь столкнулась с гонениями. По перечисленным посланиям покажите, как необходимо было переносить испытания. Какие нравственные требования предъявлялись к членам Церкви?
Итак переноси
страдания, как добрый
воин Иисуса Христа.
(2 Тим. 2; 3)
Подвиг мученичества (свидетельства) в Церкви всегда стоял на особой высоте, люди, претерпевшие гонения, пользовались огромным авторитетом и почитанием. «Если как Христианин (пострадал), то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4; 16), - мучения и даже смерть за Христа, по словам апостола, есть Божий дар - «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1 Пет. 2; 19), пишет ап. Петр - это редкая возможность уподобления Христу и перехода в вечную жизнь, ради которой отвергаются все прелести чувственного мира.
Подвиг исповедничества, как главная христианская добродетель, действенен не только как внешнее свидетельство перед миром о вере в упразднение смерти воскресением Христа из мертвых («Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою» (Тим. 2; 10), - ап. Павел сознает значение личного примера). Но главный смысл добровольных страданий в мистическом соединении со Христом и укрепляющим Духом, когда исповедник опытно познает близость Господа и неизмеримую малость кратковременных мучений по сравнению с вечной жизнью с Богом (яркий пример - смерть первомученика Стефана (Деян. 7; 55-60), послания св. Игнатия Богоносца):
=11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;
=12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;
=13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может
(Тим. 2).
=12 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного,
=13 но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.
=14 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется