Конечно, прежде всего следует всё же упомянуть чувство отвращения, испытываемое к активно проповедовавшейся религии, которая подвергала сомнению многие признанные ценности. Заявление об откровении в современную эпоху и вся история с "Книгой Мормона" вызывала осмеяние и неприязнь. Однако это, хотя и могло служить фоном для гонений, было явно недостаточно для возбуждения насилия.
Такое же предубеждение создавал и сам образ мормонов в общественном сознании – они представлялись людьми из низшего класса, нищими, невежественными и грубыми – именно так описывает их, например, "Манифест" граждан округа Джексон. Они могли поначалу вызывать жалость, но, когда Святых становилось слишком много, обыватели начинали беспокоиться об уровне благосостояния штата или округа. Дополнительно заметим, что определённая часть мормонов организовывала в ответ на угрозы и случаи насилия со стороны окружающего населения свои разбойничьи и воровские группы, и, несмотря на то, что в них входила лишь небольшая доля их людей, боязнь и неприязнь распространялись на всё движение в целом.
Более того, несмотря на явную спорность подобных утверждений, мормонов считали аболиционистами, что нередко заставляло говорить о вреде их присутствия, а проповедь Святых среди "ламанийцев" в условиях новых пограничных штатов, в то время как жители их были возбуждены вооружёнными столкновениями с индейцами, вызывала и страх, и враждебность.
Однако и всего этого, видимо, было бы недостаточно для начала массовых преследований. Проблема была всё же в другом. Упоминая о преследованиях Святых последних дней надо осознавать, что для них понятие "религия" заключало много больше, чем для их современников. Мормонизм имеет ярко выраженное эсхатологическое измерение. Второе пришествие Христа требует "собирания Сиона" и приуготовления некоторого типа общества, в котором возможно Его явление и земное царствование, что неизбежно подразумевает определённую экономическую и социальную философию церкви, являющейся, согласно её учению, зародышем этого будущего Царства. Как следствие, в силу своего мироощущения, Святые последних дней не могли рассеяться среди их окружения, но представляли собой сплочённую общность, действовавшую в жизни штата как единый мощный финансово-экономический и политический рычаг. Слабые и бедные по отдельности, Святые были богаты и влиятельны в своей совокупности.
В качестве примера можно упомянуть о том, что в штате Миссури несмотря на кажущуюся многочисленность клиентов-мормонов (радостную для продавцов), в действительности мормоны торговали почти исключительно через магазин одного из членов церкви, что очевидным образом сдерживало развитие торговли в регионе в целом. Более того, мормоны несомненно оказывали существеннейшее влияние на земельный рынок, поскольку вследствие их многочисленности и высказываемого ими твёрдого намерения скупить все земли на обживаемых территориях, он оказывался вброшенным в расходящуюся ценовую спираль. Многочисленные свидетельства политической жизни Огайо, Миссури, Иллинойса показывают, что Святые почти всегда голосовали как блок (причём довольно трудно предсказуемого направления), что вызывало сильное опасение в оппозиционных лагерях вигов и демократов.
Всё вышеперечисленное делало неприемлемым для немормонов пребывание Святых последних дней в одном с ними географическом, экономическом, политическом, культурном и религиозном пространстве. К счастью для мормонов, ещё были открыты для заселения неосвоенные просторы Западных Гор, а численность Святых была всё ещё достаточно мала для того, чтобы неминуемый массовый исход был осуществимым.
Переселение в необжитые земли. Царство Святых последних дней в Юта
В тяжелейшей ситуации, в которой оказалась община мормонов после гибели их Пророка и основателя, во время смятения верующих и борьбы лидеров за власть в обезглавленной церкви, во время неослабевающих угроз и насилия со стороны других жителей штата Иллинойс, фактическое управление Церковью Святых последних дней принял в свои руки Бригам Янг, который взялся за дело в равной мере мудро и энергично. Б. Янг возглавлял Церковь более тридцати лет, вплоть до своей смерти в 1877 году, и именно он заложил принципиальные основы религиозной организации мормонов в том виде в каком она существует ныне.
В сентябре 1845 года было официально объявлено о необходимости перемещения всей общины мормонов на Запад, и началась подготовка к исходу, начавшемуся уже в феврале 1846 года и увенчавшемуся в июле 1847 вступлением головной группы переселенцев в Долину Солёного Озера, где Святые пребывают и поныне. Переход этот, несмотря на достаточно чёткую организацию его и поддержание дисциплины среди членов церкви посредством использования Бригамом Янгом религиозно мотивированной власти, оказался крайне тяжёлым и изнурительным, унёсшим сотни жизней. Впоследствии переселение мормонов из разных стран в Долину Солёного Озера продолжалось, и конец массовой миграции их был положен лишь в начале двадцатого века. В 1997 году Церковь Святых последних дней по всему миру торжественно праздновала стопятидесятилетие обоснования в нынешнем штате Юта.
На новом месте Святые наконец обрели реальную возможность строить такой тип теократического общества, какой соответствовал их верованиям. В 1849 году по прошению лидеров церкви месту поселения мормонов был придан статус штата Дезерет, который, однако, вскоре был заменён статусом "территории Юта". Изменение названия региона, впрочем, практически не отразилось на его автономии. Управлял Дезеретом и Ютой, соответственно, Бригам Янг, имевший пост губернатора, и его власть была практически не ограничена. И хотя несколько позднее власти США предпринимали попытки вмешаться в дела мормонов, что в 1855-1860 годах вылилось в драматическое вооружённое противостояние ("мормонский конфликт"), Святым последних дней удалось сохранить свою независимость и относительную обособленность.
Обширные земли территории заселялись колонизаторами из числа вновь прибывающих мормонов (в основном – из Европы). Производительные силы нового "Царства" развивались с переменным успехом, однако, в целом Святые вполне обеспечивали свою жизнь; дополнительные средства поступали в казну церкви благодаря удачному расположению её населённых пунктов на пути между Калифорнией и восточными штатами.
Основным занятием Святых в период их изоляции оставалось сельское хозяйство, хотя природа не делала Юта идеальным местом для земледельца. Плодородные почвы перемежались ещё большими площадями пустынь; долины были практически безлесыми, и мормоны долгое время пренебрегали искусственными посадками, исключая плодовые сады и бульвары. Кроме того, во время поселения Святых климат Юта был крайне засушливым; однако они создали первую в американской истории систему искусственного водоснабжения, которая полностью решила проблему орошения, так что почти все плоды и растения умеренных поясов стали производится в изобилии и хорошего качества. Прекрасные пастбища давали замечательную возможность для развития животноводства.
Постепенно развивались и различные мелкие промышленные производства: гончарные мастерские, производство бумаги и текстиля. В небольших количествах выплавлялась чёрная сталь. Расширялась кооперативная торговля. Внешний вид большинства поселений, однако, долго ещё оставался весьма скромным и незамысловатой архитектуры.
Отличительной чертой экономики Юты явилась её структура коллективного хозяйствования, использование денежных средств (в виде обязательной десятины и других пожертвований) и добровольной безвозмездной работы всех жителей строящегося "Царства" в осуществлении общественнозначимых проектов.
В этот период в мормонизме открыто узаконивается практика полигамии, начатая, повидимому, в скрытой форме ещё в Нову самим Иосифом Смитом и отменённая лишь в 1890-м году по откровению президента церкви У. Вудраффа и в знак повиновения властям США.
Мормонизм как религия в Соединённых Штатах Америки
Со строительством железной дороги, пришедшей в Юта в конце шестидесятых годов прошлого столетия, уединению Святых последних дней пришёл конец. Внешние влияния бурно вторгались в жизнь мормонов. В экономике края появилась новая перспективная отрасль – добыча руды. Одновременно в Юте поселилось множество новых жителей – "язычников", с одной стороны, отстаивавших свои интересы, часто противоречащие выгоде Святых, с другой – оказывающих чужеродное культурное влияние на обитателей мормонского общества, в особенности на молодёжь. Наполнение рынка сравнительно более дешёвыми и качественными товарами с востока страны поставило перед мормонами вопрос о конкурентоспособности их собственной продукции.
Для противостояния нежелательным "языческим" воздействиям были предприняты энергичные организационные меры, среди которых наиболее существенной была организация "Школы пророков" (которой сопутствовало Женское общество милосердия). Школа пророков, всецело контролируемая лидерами церкви, и бывшая скорее чемто вроде постоянно действовавшего семинара, уделяла немалое внимание теологии, но в первую очередь призвана была решить практические проблемы вставшие перед сообществом мормонов: вопервых, она пыталась предотвратить или свести к минимуму наплыв внешних людей, которые могли представлять угрозу для морального состояния общины или для её структуры и выполняемых ею функций, посредством завладения инициативой в неминуемом строительстве железных дорог и обнародования заведомо заниженных данных о ресурсах полезных ископаемых в Юта; вовторых, Школа создавала кооперативные промышленные объединения для недопущения безработицы и противодействия импорту с востока, а также пыталась организовать экспорт производимой мормонами продукции. Товары, производившиеся вне Юты, но необходимые мормонам, закупались преимущественно через Кооперативное торговое товарищество Сиона, централизованно. Кроме того, Школа пророков должна была следить за тем, чтобы в результате сложившейся ситуации Святые не потеряли свои земли.