Общество милосердия должно было поощрять женщин к ведению самодостаточного хозяйства и помощи бедным семьям и давать им соответствующие навыки.
В это же время вводится ужесточение контроля за следованием "Слову мудрости", откровению, объявленному ещё Иосифом Смитом в 1833 году и требующему отказа от употребления спиртных напитков, табака, чая и кофе. До сих пор такое ограничение не было строгой необходимостью, но теперь оно приобрело статус заповеди, а в описываемый период стало фактически условием пребывания в церкви.
Все эти меры, регулирующие отношения с "иноверцами" и внутрицерковные дела, несмотря на свою кажущуюся разумность и определённый положительный эффект ими производимый, вызвали, вкупе с противо-"языческими" заявлениями лидеров церкви, усиление вражды между Святыми и местными немормонами (постоянное число которых в Солт Лейк Сити простиралось до восьмисот), причём последним пришлось в большом числе покинуть столицу Юты и основать новый город Коринф – первый немормонский город Юты.
С другой стороны, одни лишь ограничительно запретительные меры могли лишь замедлить столкновение с волной приходящей цивилизации, сгладить её передний фронт, но не могли быть окончательным решением всех проблем новые реалии жизни всё же заставляли искать пути адаптации. Мормонизм не мог и далее существовать в качестве абсолютно независимой общности со своими законами. Для того, чтобы выжить в изменившихся условиях, не раствориться в захватывающем их со всех сторон государстве и не подвергаться постоянно насилию, ради сохранения своей самоидентичности, как это не парадоксально, мормонам необходимо было подстроиться под нормы, действующие в США (экономические, политические, нравственные и т.д.), пойдя на компромисс в определённых вопросах.
Наиболее существенным изменением в теории и практике мормонизма, вызванным контактом с внешним миром, стала отмена многожёнства. В 1890-м году президентпророк церкви У. Вудрафф перед лицом опасности лишения как церкви в целом, так и многих её членов гражданских прав и собственности обнародовал откровение о прекращении практики полигамии.
Следует отметить, что Святые последних дней в 12-м пункте своего кредо заявляют о своём (религиозно обоснованном) подчинении властям и о соблюдении, почтении и поддержании закона, и надо признать, что мормоны действительно практически всегда старались явно не нарушать законодательства тех регионов, где проживали. В отношении многожёнства Святые шли в общем тем же путём: тогда, когда оно было официально введено в Солт Лэйк Сити (1852 г.) не было никаких правовых ограничений на полигамию. С появлением подобных запретов в начале шестидесятых годов церковь начала конституционную борьбу за их отмену, проиграв которую, была вынуждена окончить практику, санкционировав это решение ссылкой на Божественное откровение и голосованием общины.
С другой стороны, отнюдь не очевидно, что Святые жертвовали чемто принципиально важным для себя. Уже давно они, по всей видимости, были готовы к прекращению многожёнства как образа жизни. С самого начала эта практика вызывала неоднозначные чувства у верующих (в абсолютном большинстве выходцев из христианского общества), и если могла получить одобрение, то лишь у мужчин старшего поколения церкви. По относящимся к концу шестидесятых годов свидетельствам Дж.Г. Бидля, редактора немормонской газеты Юта, практически все женщины, с которыми ему приходилось разговаривать, в плюралистических браках не были довольны своей участью, а дети из таких семей открыто высказывали своё осуждение.
Уже в последнее десятилетие прошлого века приток новых поселенцевмормонов в Юту резко сократился и одновременно становилась всё затруднительнее колонизация новых земель. Святые не были уже "затерянным миром", но вновь были вынуждены жить в одном обществе с "иноверцами". Постепенно, с течением десятилетий, они адаптировались в США и стали "нормальными" их гражданами. Наряду с иерархически авторитарным сознанием у мормонов развиваются и крепнут индивидуализм и демократические представления. Их политические интересы размываются, становятся неоднородными, распределяясь между существующими партиями, преимущественно – республиканской и демократической.
К счастью для Церкви Святых последних дней, ассимиляция её членов в окружающем обществе проходила достаточно быстро, чтобы они не подверглись новым преследованиям, но и достаточно медленно, чтобы они не растеряли всего того ценного наследия общинности, которое досталось им от времён уединённого "Царства". Именно это помогло им, например, пережить экономический кризис двадцатых – тридцатых годов двадцатого века в США. Претерпев глубокие внутренние преобразования, став "одной из" религий Америки, мормонизм сохранил, однако, свойство не присущее большинству из этих религиозных течений – ярко выраженную общинность. При всех демократических веяниях современности, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней сохраняет строго иерархическое устроение, скрепляемое семейными и родственными узами. Как следствие, разделяя большую часть американских характерных черт, будучи несомненно частью американского общества, проповедуя учение, которое Л.Н. Толстой назвал "американской религией", мормоны всё равно остаются несколько обособленными и консервативными.
Основы учения и элементы религиозной практики Церкви Иисуса Христа Святых последних дней
При рассмотрении истории и современного состояния любого религиозного течения важно иметь представление о его вероучении. Содержание данной работы не предполагает, однако, скольконибудь полного и детального изложения веры Церкви Святых последних дней с соответствующим её анализом. Здесь для нас существенны лишь те основополагающие догматы мормонизма, которые находят своё непосредственное воплощение в религиозной практике и особенностях повседневной жизни Святых.
Главнейшим положением в мормонизме, являющимся его отправным пунктом, является утверждение того, что спасительное откровение от Бога продолжается в современную эпоху ради восстановления ранее уже человеком полученных, но утраченных в ходе истории, знаний. Наиболее существенные откровения такого рода были получены основателем мормонизма Иосифом Смитом, а впоследствии они дополнялись учениями других президентов – пророков Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. В соответствии с тем, что провозгласил Смит, ко времени появления его церкви ни одна существовавшая в мире религия, или церковь, не являлась истинной и не обладала полнотой Евангелия.
Мормоны верят в восстановленную и откровенную религию и церковь. Соответственно, основным источником вероучения мормонов являются свидетельства Иосифа Смита, главнейшие из которых собраны в настоящее время в книге "Учения и заветы". Веруя в них, мормоны почитают за боговдохновенное писание и как источник вероучения "Книгу Мормона". Таким же авторитетом пользуется Библия во "вдохновленном" переводе Иосифа Смита. Избранные откровения, переводы и повествования Иосифа Смита собраны в ещё одной авторитетной книге "Драгоценная жемчужина".
Святые последних дней делают свой вывод о природе Бога, опираясь на свидетельство первого откровения Иосифа Смита, который утверждал, что видел Бога Отца и Бога Сына и говорил с ними. Согласно видению Смита, Бог Отец имеет такое же реальное, осязаемое тело (хоть и иное по совершенству субстанции), как у человека, он может видеть, слышать, есть и обонять; с ним можно говорить "лицом к лицу". Мормоны используют христианский термин Троица для именования трёх верховных богов, однако единство их в мормонизме есть единство целей, власти и одинаковость основных свойств трёх самостоятельных божественных Личностей, но не единосущие. Более того, можно сказать, что у мормонов существует много богов, хотя каждый человек поклоняется одному Богу – Богу Отцу.
Мормонизм утверждает, что Бог пребывает и во времени, и в пространстве, более точно, что Он локализован в данный момент времени в определённом месте трёхмерного пространства. Вместе с тем, "Он выше всего и среди всего, и во всём и вокруг всего сущего". Согласно учению Церкви Святых последних дней, всё в мире обусловлено законами природы; при этом, Небесный Отец прошёл те же стадии развития, что и человек, прежде, чем стал Богом и есть, в сущности, достигший высшего совершенства человек, "Человек Святости".
Личности (людей) и, шире всё сущее, согласно представлениям мормонов, претерпевают двойственное (в две стадии) творение из существования некоего вечного философского "материала" (не ex nihilo) как духовные сущности, и как материальные (хотя принципиального разделения между духом и материей в мормонизме не существует "материя не может быть невещественной. Дух есть материя, но более утончённая, более чистая ..."). Таким образом, Святые последних дней развивают теорию предсуществования (до физического воплощения) духов, в соответствии с которой все люди, живущие на земле (так же, как и все вообще материальные объекты) были предварительно созданы в духовном мире, а земная жизнь рассматривается как стадия в бесконечном прогрессе разумных существ; при этом земное назначение человека предопределяется еще в его духовном предсостоянии.