Вообще, поездки в Стокгольмский храм, к которому "приписаны" российские члены, стали регулярными. Для каждой такой поездки необходимо иметь рекомендацию президента местного отделения церкви, получение которой возможно лишь при исполнении мормоном необходимых условий: от него требуется вера во все положения учения Церкви Иисуса Христа Святых последних дней и в её президента как в современного Пророка, единственного человека на земле, обладающего полной властью священства от Бога, и исполнение предписаний мормонизма в повседневной жизни – уплата десятины, соблюдение "слова мудрости", посещение богослужений в целом, не менее года он должен быть деятельным членом церкви (мужчины обязаны стать носителями Мелхиседекова священства); кроме того, нужно покаяться в совершённых грехах. Таким образом, тот факт, что российские Святые сравнительно часто (несмотря на понятные финансовые затруднения) посещают храм, может служить своеобразным показателем глубины их включённости в мормонизм.
Многие мормоны с удовольствием поют в Московском хоре Системы церковного образования. Ещё основатель Церкви Святых последних дней поощрял разные виды организации досуга своих последователей, а его преемник Бригам Янг уделял этому вопросу особое внимание, поскольку сам любил театр, танцы и другие светские увеселения. В период жизни Святых в Нову танцы и развлечения устраивались прямо в Храме, и эта практика была прервана (по настоянию самого Б. Янга) лишь после установления алтаря для запечатывания браков. Впоследствии Б. Янг способствовал возведению в СолтЛейкСити "Общественного зала", где мормоны устраивали танцы и давали представления. Почти в каждой общине был свой оркестр, а традиция хорового пения в мормонизме дала, в частности, жизнь широко известному Табернакальному хору из СолтЛейкСити, существующему с 1847 года и приглашавшемуся несколько раз даже на церемонии инаугурации президентов США. Кроме пения московские члены Церкви Святых последних дней могут заняться также и бальными танцами в своём центре вблизи станции метро "Водный стадион". Мормоны с детства заботятся о своём здоровье и некоторые миссионеры ведут спортивные секции в московских школах.
Святые последних дней понимают, что успех миссии определяется не только активностью непосредственной проповеди их учения, которой они уделяют всё же первостепенное внимание, но и осуществлением гуманитарных проектов: по всему миру и, в частности, в России действует программа оказания гуманитарной помощи, координируемая на местах специально посылаемыми для проведения такой работы миссионерами. Московская "система служения" мормонов направляет своих членов, желающих исполнять благотворительную миссию, в Хоспис и в Детскую клиническую больницу (в этом деле участвуют несколько человек). Иногда проводятся единовременные акции подобные той, в которой участвовали многие молодые мормоны летом 1998 года в Москве – после урагана, повалившего множество деревьев на улицах города, члены Церкви Святых последних дней в майках, извещавших об их религиозной принадлежности, в течение недели работали на расчистке завалов на Ленинградском шоссе и в прилегающих районах. Аналогичная акция была проведена в Воронеже в апреле 1997 года – вначале Святые последних дней привели в порядок территорию одного из корпусов областной детской больницы, а затем устроили праздник, посвящённый юбилею прибытия мормонов в долину Солёного Озера.
Заключение
Таким образом, формы организации религиозного делания Святых исключительно разнообразны и охватывают практически все стороны жизни, что выводит на первый план социальнопсихологические факторы в понимании причин перехода людей в мормонизм. Практически все российские мормоны, с которыми приходилось беседовать автору, отмечают, что хотя вероучение Церкви Святых последних дней сыграло определённую роль в их обращении, главным, что привлекло их в это движение, была дружественная, "семейная" атмосфера и быстрое их вхождение в жизнь и дела общины. Современная ситуация в России характеризуется распадом всех социальных институтов, которые призваны выполнять важнейшую функцию социальной защиты и обеспечения стабильной предсказуемой основы коллективного опыта человеческого сообщества для собственного жизнетворчества каждой отдельной личности. Мормонизм обеспечивает своим последователям надёжную социальную нишу, восстанавливая значение семьи, общины и смысла жизни и выполняя тем самым миссию реинституализации.
Преимущественное внимание к семье в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней привлекает к ним симпатии традиционалистически настроенного человека; система взаимопомощи даёт малоимущим уверенность в завтрашнем дне, а испытывающим недостаток общения – круг знакомств; каждому члену общины предоставляется возможность самовыражения благодаря всеобщему священству и "призванию сестёр"; жизнеутверждающие элементы учения (о достижении людьми божественного статуса, о пользе грехопадения, о построении Царства Небесного на земле силами самих людей, о необходимости получения радости в жизни, о вечном браке и т.п.) позволяют человеку в любой ситуации не потерять интерес к собственной жизни; и всё перечисленное, будучи включено в религиозную систему, несмотря на свою, вообщето, очень "земную", мирскую сущность, становится возвышенным и как бы уже неотмирным. Таким образом, можно сказать, что успех распространения мормонизма определяется главным образом уровнем развития общества и степенью поражённости его социальными язвами. И на поле социального служения мормонизм имеет более сильные позиции, нежели любое общественное движение, ибо будучи религиозным течением даёт ответ на вопросы метафизические, а с другой стороны, мормонизм выигрывает здесь перед другими религиями, уделяя приоритетное внимание общественным и экономическим отношениям, отношениям между людьми в нынешней земной жизни, встраивая их в своё богословие.
С другой стороны, у многих мормонизм вызывает отторжение. При этом характерно, что зачастую в России мормоны вызывают неприязнь у людей вообще незнакомых ни с историей, ни с учением, ни с практикой Церкви Святых последних дней, при этом часто по простой ассоциации их с "американским образом жизни". К настоящему времени можно говорить об органичном вплетении учения Святых в культурную ткань США и отсутствии антагонизма между этой религиозной группой и государством в контексте реалий современной жизни Соединённых Штатов Америки, мормоны стали "нормальными" гражданами страны. Однако, одновременно этот факт оборачивается тем, что в России проповедь мормонизма оказывается ассоциированной с внедрением чужеродной (американизированной) культуры. Нередко может вызвать неприятие даже сам образ рядового миссионера–мормона – уверенного молодого американца в костюме и белой сорочке с галстуком, говорящего с акцентом и высокомерно, приехавшего учить "дремучих московитов" христианству. Кроме того, широко распространено мнение, согласно которому многие мормоны на миссии являются в то же время сотрудниками американских спецслужб, что находит своё отражение и в сообщениях средств массовой информации, несмотря на то, что никаких доказательств подобному суждению не приводится.
У тех, кто чуть более близко знаком с практикой мормонов, часто гнев и отвращение вызывает их практика совершения обрядов за умерших людей, среди которых, как считается, могут быть не только непосредственные родственники Святых последних дней, но и все те, чьи метрические данные стали известны Генеалогическому обществу Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. (Здесь стоит отметить, что, по утверждению бывшего президента Российской миссии, в настоящее время таинства мормонов совершаются только за умерших родственников членов церкви, однако этот факт не известен большинству россиян.) Не может улучшить отношение общества к мормонам и тот факт, что они, как правило, скрывают истинное содержание и форму совершаемых ими в Храме таинств, что возбуждает самые различные о них толки, часто в воображаемой безнравственности не имеющие ничего общего с реальной картиной. С самим словом "мормоны" в общественном сознании до сих пор связывается представление о многожёнстве.
Таким образом, появление мормонизма в спектре российских религий вызывает неоднозначные оценки у разных категорий граждан России и Москвы, в частности.
При этом надо признать, что при непосредственном знакомстве с самими Святыми последних дней многие из них производят весьма приятное впечатление, и, как представляется, напряжённость во взаимоотношениях мормонов с их оппонентами могла бы быть разряжена при условии большей открытости самих Святых последних дней и большей корректности их критиков.