Смекни!
smekni.com

Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) в Москве (стр. 1 из 7)

Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) в Москве

Кузнецова Т. Н.

Введение

С появлением в период перестройки возможности широкой проповеди религиозных идей в республиках бывшего СССР, наряду с возрождением традиционных для этого региона религий здесь стали появляться и новые религиозные движения. Центром их миссионерской активности в России и странах СНГ стала, разумеется, Москва. На улицах столицы появилось множество проповедников самых разных религиозных учений, приглашавших жителей города на свои собрания. По внешнему впечатлению, наименее агрессивными из них, несмотря на заметную, характерную внешность – строгий тёмный костюм, белая сорочка, галстук – представлялись молодые люди с баджами "старейшина <фамилия>". Они ходят всегда по двое, и со стороны может показаться, что они вполне самодостаточны в своём общении между собой. Однако, это совсем не так.

Молодые люди, называющие себя старейшинами, носят это звание потому, что являются активными членами Церкви Иисуса Святых последних дней (так называют себя мормоны), и приехали в Россию для того, чтобы исполнить одно из самых важных предписаний своей религии – проповедовать учение, которое они называют восстановленным Евангелием. В беседе они выступают убеждёнными и очень настойчивыми миссионерами. Проповедь их обращена, главным образом, к целым семьям, и, как правило, они стараются придти домой к новообращаемым, а затем часто звонят им. Если человек проявляет определённую заинтересованность в том, что говорят ему проповедники, они, скорее всего, подарят ему "Книгу Мормона", которую считают новым Священным писанием, и от которой пошло их наиболее известное название - "мормоны".

Нельзя сказать, что в Москве много мормонов – число их не превосходит тысячи восьмисот человек. Вместе с тем, это религиозное течение существует уже более полувека, в США большинство населения целого штата - Юта – составляют Святые последних дней, а по всему миру церковь эта насчитывает более десяти миллионов членов, она богата и достаточно влиятельна, её члены занимают высокие посты во властных структурах США. Учитывая это, мы можем сказать, что уже сам факт появления в России и, в частности в Москве, этого религиозного течения является достаточным поводом для его внимательного изучения.

Что же представляет собою Церковь Иисуса Христа Святых последних дней? Каково её происхождение, как она развивалась, во что верят её последователи? Какова религиозная жизнь московских мормонов? Эти вопросы мы попытаемся кратко рассмотреть в данной статье.

Предпосылки возникновения мормонизма. Иосиф Смит и "Книга Мормона"

Мормонизм – одно из наиболее известных новых религиозных течений - возник в Америке на волне Второго великого пробуждения, периода особого религиозного брожения и напряженности в духовной жизни, пришедшегося на начало девятнадцатого века (приблизительно 1800-1830 годы). Время это характеризовалось усилением, на фоне общего обмирщения сознания, борьбы представителей многочисленных (преимущественно протестантских) религиозных групп за влияние на души своих сограждан. В подобных условиях люди стремившиеся определить свою вероисповедную принадлежность, если она не была им безразлична, сталкивались с определёнными трудностями. Следует отметить также и то, что немалое число обывателей оставалось либо индифферентными к религии, либо было предрасположено к крайне вульгаризированным формам религиозности, веря в самые нелепые предрассудки.

Своим появлением в мире мормонизм обязан личности Иосифа Смита. Именно этот человек сделал известной миру "Книгу Мормона", которая и явилась основанием для создания впоследствии из числа людей, уверовавших в то, что Бог в начале девятнадцатого века дал новое, полное откровение через пророка Иосифа Смита, Церкви Иисуса Христа Святых последних дней.

Иосиф Смит родился 23 декабря 1805 года в штате Вермонт; когда ему было около десяти лет, семья переехала в штат Нью-Йорк и поселилась в Пальмире, откуда затем перебралась в Манчестер. Иосиф Смит–младший был одним из девяти детей Иосифа Смита–старшего и Люси Мак Смит. Его родители на протяжении двадцати лет, преследуемые бедностью вследствие неудачливости, внешних неблагоприятных обстоятельств и собственной недальновидности, были вынуждены постоянно переезжать с место на место, что, впрочем, не было редкостью в их окружении.

К тому моменту, когда семья Иосифа и Люси Смитов обосновалась в западной части штата Нью Йорк, её члены были практически невоцерковлёнными, но склонны к религиозности, и продолжали традицию умеренных "искателей", что, возможно, было во многом обусловлено экономическими проблемами семьи и социальными условиями на границе Нью-Йорка. По видимому юный Иосиф помогал отцу и брату в постоянных и безуспешных поисках клада, а кроме того, и сам для себя избрал профессию отыскивать с помощью орехового прута места близкого расположения водяных ключей и находить, используя "волшебный" камень, утерянные предметы. В то же время следует отметить, что Люси Мак Смит и несколько её детей формально принадлежали к общине пресвитериан; Иосифа же более интересовали методисты, но он так и не присоединился ни к какой из религиозных групп своего городка, поскольку ни одна из них не могла удовлетворить его религиозный поиск и дать подростку руководство в его духовной жизни.

В 1820 году, по утверждению Иосифа Смита, у него было видение. В то время распри среди деноминаций Манчестера достигли особого накала и впечатлительный юноша находился, по собственным его словам, в "тяжёлом душевном состоянии", не имея для себя возможности выбрать между учениями различных сект. Подверженный такому внутреннему смущению, Иосиф читал Библию и встретил в Послании Иакова следующие слова: "Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему" (Иак. 1,5). После некоторых сомнений и раздумий, Иосиф решился обратиться к Богу непосредственно. Для этого молодой человек отправился ранним весенним утром в лес, с тем чтобы молиться в уединении. К тому времени, как мы могли уже заключить из вышесказанного, Иосиф не имел никакого молитвенного и аскетического опыта ни в одной из традиционных религий. Более того, по собственному признанию Смита, он "никогда ещё ... не пробовал молиться вслух". Неудивительно поэтому, что истовая молитва с напряжением всех душевных сил юноши отразилась в возникшем перед его взорами невиданном и страшном видении, почти лишившим Иосифа сознания. Молодому искателю представились будто бы два осиянных неописуемым светом человека, или "Лица", как их называет Смит, в которых он признал Бога Отца и Бога Сына. Эти персонажи сообщили Иосифу Смиту, что все существующие религии ("секты") "неправильны" и велели ему не присоединяться ни к одной из них. Как сообщается, молодой человек, не сомневаясь, поведал о виденном не только своей семье, принявшей известие с сочувствием, но и руководителю местных методистов, который однако усомнился в ценности духовного переживания Иосифа и, более того, квалифицировал его как внушённое дьяволом. Согласно свидетельству самого Смита, рассказ о бывшем с ним возбудил против него общественное мнение, но не нашлось ни одного человека в окружении Иосифа, способного дать юноше благожелательный и мудрый совет и помочь ему в тот сложный период его духовного кризиса.

Удивительное явление не оказало, однако, сколько-нибудь серьёзного воздействия на характер молодого человека, и он не менял своего образа жизни, будучи, по собственной позднейшей оценке, "виновен в легкомыслии", "иногда вращался в весёлом обществе", продолжая вместе с тем и свои спиритуалистические опыты.

Второе видение Смита случилось тремя годами позже, в 1823 году, когда Иосифу, по его словам, представился некий ангел, назвавшийся Моронием и сообщивший о существовании тайной книги на золотых листах, в которой содержится полное Евангелие.

В ожидании срока, назначенного ангелом для начала перевода древней книги, Иосиф продолжал зарабатывать на жизнь всеми возможными способами – бедность не оставляла семью Смитов, несмотря на то, что они расчистили большую часть своей фермы и нанимались в качестве подёнщиков к разным соседям. Очевидно, именно жесточайшая нужда заставляла Иосифа Смита и его родных продолжать поиски кладов. Следует упомянуть, однако, что охота за сокровищами, так же, как и использование камней в пророчестве, видимо, не были необычным или редким явлением для пальмирских обывателей того времени.

В 1927 году Иосиф Смит наконец получил, по собственному его утверждению, тексты "Книги Мормона", писанные "исправленными египетскими иероглифами", и приступил к их переводу, для которого использовал особые камни Урим и Туммим, переданные ему будто вместе с золотыми листами книги.

Боговдохновенное происхождении Книги Мормона никогда, разумеется, не было приемлемым для тех, кто не исповедовал мормонизм.

Подробности действительного процесса перевода неясны. Единственное сообщение самого Смита, содержащееся в откровении, продиктованном в 1829 году показывает, что процесс этот не был автоматическим, требовал значительных раздумий и был в конечном счёте руководим интуитивно подтверждаемой проверкой. Расшифрованные спрятанным за ширмой Смитом тексты записывались под его диктовку писцом – в разное время его функции исполнялись несколькими людьми. В процессе работы часть рукописи была утеряна – и безвозвратно, ибо, согласно откровению Смита, её не следовало переводить заново.

В "Книге Мормона", как верят последователи Церкви Святых последних дней, дается составленное древним пророком Мормоном историческое описание двух древних народов американского континента в период времен от 600 г. до Р.Х. до 421 г. по Р.Х.. Наиболее существенным посланием книги является утверждение о том, что Христос проповедовал Евангелие не только в Иудее, но и на Американском континенте (после Воскресения).