Смекни!
smekni.com

Кирилл Иерусалимский (Восточные Отцы IV века) (стр. 2 из 3)

V. Богословие

Бог един, безначален и вечен, "не во времени начал жить и не скончается когда-либо", "не имеет преемником жизни другого". Существо Божие непостижимо - "что такое Бог, того объяснить не можем; и вся совокупность творений, "все овцы целой Кафолической Церкви, настоящей и будущей", не в силах достойно воспеть и восхвалить Господа. "В отношении к Богу высокое для нас ведение признаться в своем неведении..." Видеть Отца, как должно, может только Сын и Дух Святой, ибо они "имеют общение в Божестве Отца". Однако в меру приемлемости Бог познаваем для твари, и от дел Божиих можно восходить до представления силы Божией. Бог многоименит и един. "С достоинством единоначалия надлежит соединять исповедание в Боге Отчества и веровать не только в единого Бога, но и благочестиво познавать, что Сей единый Бог есть Отец единородного Господа нашего Иисуса Христа..." "Имя Отца вместе с произношением сего именования дает разуметь и о Сыне", "ибо если Отец, то, конечно, Отец Сыну. И если Сын, то, конечно, Отчий Сын". Между Ними нет никакого расстояния. И Отчество безначально, - Бог не становится Отцом, но есть Отец, "прежде всякой ипостаси, прежде всякого ощущения, прежде времен и всех веков". Воздерживаясь от никейского словоупотребления в иных словах св. Кирилл исповедует ту же никейскую и апостольскую веру и с большой точностью излагает учение о вечности Троического бытия... Сын есть Сын по естеству, не по произволению, - "Сын, от вечности рожденный неведомым и непостижимым рождением". В рождении Сына от Отца не посредствует время или рассуждение ("совещание"), и нет никакого возрастания в бытии Сына: "что Он теперь, тоже и в начале, родившись безначально". Собственный образ рождения не постижим для нас, и не надлежит допытываться о том, что не открыто в Писании от Духа, единого ведающего глубины Божии. Прежде веков Отец рождает Единородного, "истинного Бога". Они едины по божественному достоинству, "ибо Бог родил Бога", "и отличительные свойства Божества не пременяются в Сыне", преискреннем и "во всем подобном" Отцу. Сын "имеет в себе непреложное достоинство Сыновства" и по естеству, и по истине есть Господь, единый со Отцем по нераздельной царственной власти. Отец все творит и устрояет чрез Сына, "чрез Христа", - "Христос есть единородный Сын Божий и Творец мира". Сын творит все "мановением Отчим", - так соблюдается полномощная власть Отца, и Сын имеет царство и владычество над тем, что Им создано. Все творит Христос, не потому что Отец не может создать Сам Собою, но "потому что благоволил, чтобы Сын царствовал над тем, что сотворено Им, Сам дав Ему предначертание устрояемого".

Св. Кирилл все время держится буквы Святого Писания. Именно для раскрытия полного единства и подобия Отца и Сына Он подчеркивает, что Сын все имеет (но не получает, ибо не было, когда не имел) от Отца и творит "по мановению Отца", потому что творит, как Сын, - и этим не нарушается единство неразделяемого царства и силы. "Со Отцом Он царствует и чрез Отца есть Зиждитель всего. Но не имеет недостатка в достоинстве Божества..." "Он есть обильнейший и неоскудевающий Источник всякого блага, Река благодеяний, вечный, неистощимый, сияющий Свет". Он является и открывается и в Ветхом Завете, Его видели и Моисей, и пророки (это - древний мотив: видеть в Боге ветхозаветных теофаний Слово). Как Творца, св. Кирилл именует Сына Христом, и с этим связано его учение о вечном первоосвященническом достоинстве Сына, о помазании Сына Отцом "на превышающее человека первосвященство..." "Не во времени начал Он священствовать, не по плотскому преемству принял Он первосвященство и помазан не уготованным елеем, но прежде веков от Отца..." По-видимому, св. Кирилл хочет сказать здесь о предвечном Совете Божием, и более подробно говорил об этом в недошедшей до нас беседе на слова: "По чину Мельхиседекову..." Кратко говорит св. Кирилл о Духе... О Нем надлежит мыслить так же, как об Отце и Сыне, с Которым Ему принадлежит единая "слава Божества". Дух "соприсущ" Отцу и Сыну; и едино спасительное домостроительство о нас Отца и Сына и Духа Святого... "Вместе с Духом и через Духа" открывает Сын Отца. Дух Святой есть Дух откровения и освещения, - "единый и благий" Освятитель, Помощник и Учитель Церкви, Дух благодати и сыноположения, "подающий всем освящение и обожение". "Единовидный Дух" не разделен во множестве своих дарований, и не иные дарования Отца, а иные Сына и иные Духа Святого, ибо едино спасение, едина сила, едина вера, нераздельно благочестие. "Со Святым Духом чрез единого Сына возвещаем единого Бога", без нечестивого слияния и разделения. "Отец дает Сыну, а Сын предает Духу Святому..." "Для спасения нашего достаточно нам знать, что есть Отец и Сын и Святой Дух". О прочем не написано и не надлежит любопытствовать сверх Писания "о естестве или ипостаси". - В этом троическом Богословии св. Кирилла обращает на себя внимание его строгий библеизм, - св. Кирилл старается все время говорить от Писания. Впрочем, не раз он называет и Отца, и Сына, и Духа ипостасями, признавая таким образом в Боге три ипостаси. Однако, ясного различения понятий "ипостась" и "сущность" у него нет. Оба речения он употребляет для выражения пребывающей действительности в противоположность быванию, преходящему и рассеивающемуся. "Христос не есть Слово изглаголанное и рассеивавшееся, но Слово ипостасное и Живое..." И так же "Дух Святой не устами Отца выдыхается и разливается в воздухе, но есть ипостасный, Сам глаголющий и действующий..."

VI. Искупление

Единородный Сын восприял подобострастное нам человечество и родился от Девы Богородицы. "Да покланяемся Ему, как Богу, и да веруем, что Он вочеловечился", ибо если Христос только Бог, "то чужды мы спасению". Именовать Его только Богом не благочестно и не спасительно, именовать только человеком неполезно... Св. Кирилл с особенной силой раскрывает действительность человечества во Христе против докетов. От вечности сущее Слово стало человеком, "действительно, не мечтательно", - не некий человек, преуспев, увенчан и обожен, но Слово и Господь восприял подобное нам естество... Христос - двуедин - Бог и человек в совершенном единстве. Поэтому св. Кирилл и говорит о крови, поношении и распятии Единородного. "Не мал был Умирающий за нас, не чувственное овча, не простой человек, не ангел только, но вочеловечившийся Бог". И потому искуплен целый мир, ибо "умер за него... единородный Сын Божий". Для спасения пришел Христос. Пришел во плоти, "потому что иначе был бы для нас недоступен", - "не могли бы мы видеть и насладиться тем, что Он Сам в Себе". Даже видимое подобие славы Божией приводило пророков в трепет, и Бог, как завесою, небом ограждает Свое Божество, чтобы не погубить мир Своим нестерпимым сиянием. В Воплощении Слова "была соразмерена благодать", и Слово облеклось в человечество, как в некую завесу. Христос пришел, "чтобы познан был Отец". И Сын есть единственная дверь к истинному Богопознанию. Он рассеивает языческое заблуждение... "Когда ложно стали поклоняться человекообразному, как Богу, тогда Бог действительно соделался человеком, чтобы истребить ложь..." Он пришел, "чтобы грешное человечество вступило в общение с Богом и высвободилось из-под демонской власти..." Господу надлежало пострадать за нас. Но диавол не осмелился бы приступить к Нему, если бы знал Его. Посему тело соделалось приманкою смерти, чтобы змий, понадеявшись поглотить, изблевал уже поглощенных". Здесь св. Кирилл следует Оригену... Один сошел Господь во ад, но исшел в сонме многих. "Ужаснулась смерть, узнав, что снисшел во ад Некто новый, недержимый тамошними узами". - "От новой Евы, от новой Девы родился Господь во исполнение пророчеств, Своим крещением освятил крещение и этим связал крепкого"; "начало Евангелия - Иордан". Сотворил многие чудеса, но выше всего Крест.

Крест - не мечта. "Если распят мечтательно, а спасение от Креста, то и спасение мечта. Если Крест - мечта, то мечта и воскресение. Если вознесение мечта, то мечта и второе пришествие. И все уже не действительно". Крест - несокрушимое основание спасения и упования, "похвала похвал" и слава. Истинно было добровольное страдание, и прославился Сын человеческий, прияв венец терпения. "Страдал и подвизался подвигом терпения не малозначащий человек, но вочеловечившийся Бог". Все были повинны смерти по причине греха. И весь грех подъял Христос в теле Своем на древо, внес "выкуп" - и утолен гнев Божий, соблюдена истина приговора, но явлена и сила человеколюбия. От древа грех и грех - до древа... Погребен был в земле, "чтобы проклятая земля вместо проклятия прияла благословение, ибо всаждено в нее древо жизни". Во всей жизни своей Господь символически повторяет и тем обессиливает обстоятельства грехопадения. "Исповедую Крест, ибо знаю воскресение". И взошел на небеса, - "увенчанный за подвиг", и сел одесную Отца, - "не будем входить в пытливые исследования о качестве престола, ибо сие непостижимо". Но отступивший плотью от земли, сидящий горе Господь соприсутствует и с нами. Будет и второе пришествие явное во славе для суда и окончательной победы, "носящее на себе венец Божия Царства". Предстоит небесное и нескончаемое Царство, но уготован и вечный огонь. Знамение победы - Крест - есть "венец, а не бесчестие". Так кратко, но ярко изображает св. Кирилл искупительное дело Христово.