Смекни!
smekni.com

Соционормативная мифология коми (стр. 3 из 3)

К негативным человеческим качествам у коми относились также злоба, сварливость. Считалось, что ссоры и дрязги вызывают вырождение всей природы и в частности человека. Распри из-за земельных наделов плохо влияли на качество урожая. Полагали, что у женщин, которые обругали кого-либо, будь это муж или же кто-нибудь из посторонних, будут трудные роды, во время которых они могли даже умереть. Чтобы избежать этого, они должны были просит на коленях прощения у всех, кого обидели. По одной из мифологических версий, лягушки были некогда людьми, но прокляты Богом за злобу и превращены в лягушек. Существовало поверье, что злых людей ожидало и посмертное наказание. Души добрых усопших не принимали их в свой круг, а чтобы они не могли вредить из потустороннего мира живым, загоняли души злых покойников в болото. В свою очередь, покойники могли мстить живым за приченённые им обиды. Так, в одной из коми-пермяцких быличек рассказывается о старухе, которую при жизни постоянно ругала и обижала сноха. После смерти она стала приходить к снохе в хлев, не подпускала её к корове и бросала в подойник навоз. Правила промысловой морали строго воспрещали ссоры и вражду между членами охотничьих и рыболовных артелей. При этом, если в реальной жизни неуживчивого человека могли попросту исключить из артели и не брать его в дальнейшем в другие, то по промысловым верованиям из-за него могли пострадать все артельщики. За ссоры и распри духи-хозяева могли лишить артель добычи, или же она сама, оскорбившись, покидала места своего обитания. Не поощрялась народной этикой и безадресная ругань. Так, в одной из коми быличек говорится об охотнике, грубо выругавшемся в лесу из-за неудачи на промысле. Тотчас неведомая сила выбросила его из леса, и с тех пор охотник навсегда лишился удачи в промысле. Или же, в рыболовной артели после заброса невода один из участников лова произнёс ругательство. В наказание водяной (васа) изодрал в клочья рыбакам сеть.

В коми "колдовском эпосе" популярен сюжет о наказании, зачастую достаточно суровом, за нарушение морально-этических норм с помощью колдовских чар. Так, один верхневычегодский колдун был незаслуженно заподозрён односельчанином в краже у него денег. Когда колдун пошёл на охоту, он догнал его с должностными лицами, и того обыскали. Оскорблённый наветом колдун наслал на виновника "трясучку". Наказуема в фольклоре и необоснованная насмешка. В коми легенде колдун Вежайка как-то высмеял промысловые способности другого колдуна по имени Паляйка. Наказание за насмешку и бахвальство было суровым. Вначале Паляйка сделал так, что артель его обидчика три дня возвращалась с охоты к себе в избушку без какой-либо добычи, в то время как у него промысел был очень удачный. Затем он сказал, что теперь у него не станет добычи, а у артели Вежайки, напротив, она будет очень богатой, но Паляйка домой без хорошей добычи не вернётся. Так и случилось. Когда через месяц артель Вежайки собралась домой с богатым промыслом, вдруг среди зимы пошёл сильный дождь и шёл три дня. Снег растаял, река вышла из берегов, и вода затопила избушку Вежайки, поднимаясь всё выше. Спасаясь от наводнения, Вежайка и его артельщики забрались на крышу избушки, потом на дерево, а вода всё прибывала. Тогда за спасение Вежайка обещал отдать Паляйке половину артельной добычи, после чего вода сразу же спала. Не желая смириться с поражением и надеясь на свои колдовские силы, Вежайка сказал, что он сделает так, что Паляйка не сможет вернуться домой, заблудившись в своей избушке: будет искать в ней дверь и не сумеет найти. После чего он налил чашку воды и выпил её. Тогда Паляйка тоже налил чашку воды и сказал, что на дне её смерть Вежайки, выпил воду и его соперник умер. Популярен аналогичный сюжет был и в коми промысловых быличках.

Как строго наказуемое предстаёт в фольклоре и оскорбление непродуманными действиями, противоречащими нормам общепринятой морали. Так, в коми легенде о колдуне Тювö говорится, что однажды по дороге на промысел его артель обогнала другая артель, что осуждалось нормами охотничьей морали. Тювö со своими артельщиками остановился в ближайшей охотничьей избушке, и всё время промысла они проиграли в шахматы. Вторая артель, возвращаясь домой с богатой добычей, переночевала в избушке Тювö и дважды трогалась в путь, но возвращалась обратно. На третий раз вожак этой артели попросил отпустить их. Тювö отпустил артель, но без добычи и вожака. Затем он зарядил ружьё осиновой пулей, выстрелил в лес и велел руководителю второй артели найти её. Тот пошёл искать пулю и так и не вернулся.