Содержание
Введение. 3
Глава I. Личные права и свободы.. 5
1.1 Категории права и свободы.. 5
1.2 Содержание личных прав и свобод. 7
Глава II Правовая регламентация прав и свобод. 15
2.1 Развитие концепции прав и свобод. 15
2.2 Проблемы правовой регламентации прав и свобод. 17
Заключение. 23
Список литературы: 25
Состояние свободы реализуется через субъективные права, которые указывают направление и формы использования свободы. Эти права тоже носят естественно-правовой характер, а потому неотъемлемы и неотчуждаемы. Они сохраняются за человеком даже тогда, когда он сам от них отказывается. Однако на пути свободы человека всегда выступает государство, создаваемое самими людьми для поддержания условий реализации свободы.
Государство через законы закрепляет права и свободы человека и тогда они становятся мерой возможного, т.е. обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым кладёт Конституция[1].
Личные права и свободы именуются также гражданскими, составляют первооснову правового статуса человека и гражданина. Большинство из них носят абсолютный характер, т.е. являются не только неотчуждаемыми, но и не подлежащими ограничению. Отсюда повышенный уровень гарантий и охраны этих прав и свобод.
Личные права и свободы человека принадлежат ему от рождения и составляют основу его статуса на протяжении всей жизни. Эти права выражают естественное состояние человека и его жизненные устремления, охрана которых составляет обязанность государства.
Актуальность данной темы состоит в том, что в сознании многих людей укоренилось представление о правах как об абстрактных категориях, не имеющих на практике никакого принципиального значения и соответствующих средств защиты.
Правовое государство не может существовать без соответствующего отношения к правам людей, необходимо урегулировать многообразие общественных отношений, возникающих в процессе их реализации. Именно для этого и существуют соответствующие нормы Конституции и федеральных законов.
Но в процессе реализации указанных выше норм, неизбежны нарушения и злоупотребления, ведущие к правовому нигилизму.
Целью работы является проанализировать содержание конституционных норм, определить их содержание, выявить тенденций развития института прав и свобод человека.
Задачами данной работы являются разграничить понятие прав и свобод, раскрыть их содержание, выявить основные проблемы их реализации.
Значительный вклад в науку государственного права внесли такие крупные ученые, как профессора А.И. Лепешкин, Б.В. Щетинин, С.С. Кравчук, К.Ф. Шеремет, В.Ф. Коток, Г.В. Барабашев, Л.Д. Воеводин, И.М. Степанов, Н.Я. Куприц, В.С. Основин, И.Е. Фабер[2].
Объектом исследования являются общественные отношения, которые определяют стабильность в обществе и степень соблюдения законов, складывающиеся вокруг такого института как личные права и свободы человека и гражданина.
Предметом исследования являются понятие и сущность прав и свобод, проблемы связанные с их реализацией.
В ходе написания работы мною были использованы следующие методы: изучение и анализ литературных источников, исторический, нестатистический метод обработки информации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
В российской науке конституционного права категории «право» и «свобода» рассматриваются либо как равнозначные, либо как различающиеся правомочия личности.
Субъективное право преимущественно связано с обеспечением природных качеств человека (право на жизнь, неприкосновенность честной жизни и т.п.) конкретным действием с указанием конкретного субъекта[3] (например, граждане РФ).
Свобода личности чаще всего увязывается с правомочиями, обеспечивающими сферу самостоятельности личности или защищающими от вмешательства в её внутренний мир[4].
Достаточную условность между правом и свободой можно обнаружить в Конституции, где право может одновременно рассматриваться и как свобода личности.
Например, согласно ст. 26 каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включающая в себя право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Именно эта условность зачастую даёт основание объединять права и свободы одним понятием «субъективные права личности».
Особенностями личных прав и свобод является то, что эта группа прав призвана, прежде всего, ограждать жизнь и свободу человека, его неприкосновенность и достоинство. Они не связаны с гражданством, присущи любому лицу и обычно рассматриваются как естественные, неотчуждаемые права[5].
Также для правильного понимания сущности прав и свобод следует различать понятия «человек» и «гражданин».
Человек как высокоорганизованное существо обладает от рождения качествами (чувствами, разумом, достоинством), определяющим его суть и отличающими его от иных живых существ. Названные качества присущи всякому индивиду безотносительно от наличия или отсутствия устойчивой связи и конкретным государством.
Гражданин это тот же человек, только обладающий дополнительными качествами социально-политической причастности, устойчивой юридической связи с определенным государством, порождающей их взаимные права и обязанности (граждане например, имеют субъективное избирательное право, право на занятие государственной и муниципальной должности, несут обязанность защищать государство)[6].
Конституция РФ проводит описанное разделение индивида, однако не всегда последовательно. В одних случаях используется термин «лица», который легко соотносится с термином «человек». И лишь дважды речь идёт о «личности» (ч. 1 ст. 21, ст. 64). Это даёт основание некоторым исследователям полагать, что Конституция устанавливает основы правового статуса человека и гражданина[7], а не личности.
В заключение главы можно сделать вывод о том, что право (свобода) – это установленная Конституцией РФ возможность, позволяющая каждому гражданину избирать вид и меру своего поведения, пользоваться предоставленными ему благами, как в личных, так и в общественных интересах.
В действующей Конституции личные права и свободы не только открывают перечень последних, но и отражены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих советских конституциях.
Специфические особенности этой группы прав и свобод заключаются в следующем:
1. Они являются по своей сущности правами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него.
2. Эти права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.
Основным правом человека является право на жизнь (ст. 20). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав человека и гражданина. Это естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальных и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся, прежде всего, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и пр.
Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера: надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т.д.
Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека.
Расширяя гарантии права на жизнь, Конституция включает норму, значительно сужающую возможности применения смертной казни. Эта мера наказания: сохраняется временно, может устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной меры, назначается только за особо тяжкие преступления против жизни, связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
К сфере личных прав человека относится право на охрану государством достоинства личности.
Достоинство – это не просто абстрактная формальная категория. Достоинство личности, как отмечается в преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах, является свойством, присущим всем членам человеческой семьи, из которого вытекают все неотъемлемые права и на котором основываются свобода, справедливость и всеобщий мир. «Под достоинством личности понимается осознание самим человеком и окружающими факта обладания неопороченными нравственными и интеллектуальными качествами. Достоинство личности определяется не только самооценкой субъекта, но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе (благоразумие, нравственные установки, уровень знаний, обладание социально полезными навыками, достойный образ жизни и т. п.)»[8].
Уважение человеческого достоинства неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением человеческого достоинства.