Смекни!
smekni.com

«Слово» об оппозиции Перун—Велес/Волос и скотьих богах Руси (стр. 4 из 4)

В контексте осуществления божественного замысла следует интерпретировать и пути постязыческой трансформации скотьих богов типа Волоса и Мокоса/Мокоши, и их замену святыми образами. И хотя история христианского периода жизни и превращений языческих божеств выходит за рамки данной статьи, мне хотелось бызакончить со некоторыми «вводными» мотивами к следующему сюжету исследования.

Христианизация верховных древнерусских богов происходила в основном до образования Русского государства и шла но двум достаточно самостоятельным направлениям — официальному (Церковь) и неофициальному, полустихийному, народному в «удельном» понятии: воцерковление верхов и низов отдельных русских княжеств/земель.

На древнерусском этапе Церковь вместе с государственной властью расправлялась с языческими богами физически, уничтожая идолов славянского и иноэтнического населения. В последующие века она вела борьбу с народным язычеством преимущественно на духовно-разоблачительном и поучительном уровне (богослужение, богословско-письменная житийная и миссиоперско-устная традиции), где оно получало однозначную оценку.

В мирской среде древние божества переживали сложные процессы качественных «перекодировок», будучи «разнесенными» по разным сферам народно-христианского бытия и культуры. Во-первых, большинство из них как бы вернулось «на круги своя», растворившись в сообществе природных и домашних духов-демонов. Во-вторых, часть вошла в ритуальную практику и мифопоэтичсскую традицию в качестве архаических предков. В-третьих, практически все они получили святых «двойников», составивших пантеон в народно-христианской структуре космоприродного мира. В этом пантеоне, возглавляемом Иисусом Христом, многие святые имели «обязанности» животного круга с иерархическим распределением функций власти, управления и защиты, а также регулирования внутри природного царства и его отношений с человеком.

Список литературы

1 Иванов В. В., Топоров В. Н. 1) Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965 (далее: Иванов; Топоров, 1965); 2) Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М., 1974. 4.1, гл.1—6. С. 4—79 (далее: Иванов; Топоров, 1974). О мифологических толкованиях Велеса/Волоса см.: Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865. Т. 1. С. 693—695 (далее: Афанасьев).

2 Лебедев Г. С. Ладога — центр славяно-финско-скандипавских контактов в VIII—XI вв. // Финно-угры и славяне: (Проблемы исторнко-культурных контактов). Сыктывкар, 1986. С. 3—12; рис. 1 на с. 12 (Межвузовск. сб. науч. тр.).

3 Мачипский Д. А. Этносоциальпые и этно-культурные процессы в Северной Руси (период зарождения древнерусской народности) // Русский Север: Проблемы этнокультурной истории, этнографии, фольклористики. Л., 1986. С. 19.

4 Мачинский Д. А. «Дунай» русского фольклора на фоне восточнославянской истории и мифологии // Русский Север: Проблемы этнографии и фольклора. Л., 1981. С. 126—133.

5 Татищев В. П. История Российская. М.; Л., 1962. Т.1. С. 101 (далее: Татищев).

6 Карамзин II. М. История государства Российского. Калуга, 1993. Т.1, гл. V. С. 71; Гл. VI. С. 78; Гл. VII. С. 96 (далее: Карамзин).

7 Там же. Гл. VI. С. 80.

8 Повесть временных лет // Повести Древней Руси XI—XII вв./ Сост. Н. В. Понырко; Вступ. ст. Д. С. Лихачева. Л.,1983. С. 35 (далее: ПВЛ).

9 Там же. С. 40.

10 Там же. С. 46—50.

11 Иванов; Топоров, 1974. С. 45—46.

12 ПВЛ. С. 32.

13 Карамзин. С. 71.

14 Иванов; Топоров, 1965.

15 Иванов; Топоров, 1974. С. 06—67.

10 Погодин А. Опыт языческой реставрации при Владимире // Тр. русских ученых за границей. Берлин, 1923. Т.Н. С. 151.

17 Иванов Вяч. Вс. О последовательности животных в обрядовых фольклорных текстах // Проблемы славянской этнографии: (К 100-летию со дня рождения члена-корреспондента АН СССР Д.К.Зеленина). Л., 1979. С. 154 и примеч. 15.

18 Воронин Н. Н. Медвежий культ в Верхнем Поволжье в XI в. // Краеведческие записки гос. Ярославо-Ростовского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Ярославль, 1960. Выи. 4; Крайнов Д. А. Волосово-Даниловский могильник фатьяновской культуры // Советская археология. 1964. №1; «Сказание» опубликовано: Лебедев А. Храмы Власьевского прихода г.Ярославля. Ярославль, 1877 (далее: Сказание).

19 Татищев. С. 101, 340.

20 Там же. С. 340.

21 Словарь русского языка XI—XVII вв. М., 1982. Вып. 9. С. 236—238.

22 Иванов Вяч. Вс., Топоров В. II. К реконструкции Мокопш как женского персонажа в славянской версии «основного» мифа // Балто-славянскис исследования. 1982. М., 1983. С.175—197.

23 Толстые Н. Н. и С. М. Заметки но славянскому язычеству. 5: Защита от града в Драгачеве и других сербских зонах // Славянский и балканский фольклор: Обряд. Текст. М., 1981. С. 49, 54, 55, 56; Толстой II. И. Еще раз о теме «тучи—говяда, дождь—молоко» // Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал. М., 1994 (далее: Толстой, 1994).

24 Афанасьев. С. 652—673; Толстой, 1994. С. 5, 9—13.

25 Толстой, 1994. С. 14, примеч. 1.

26 Там же. С. 5.

27 Курочкин О. В. Макош-Маланка: (По проблеми рсконструкцii мiфологiчного та фольклорного образу) // Мистецтво, фольклор та етнографiя слов'янських пародiв. (XI Мiжнародни з'iзд славiстiв). Братислава, 30 серпня — 8 вересня 1993 р.). Киiв.1993. С. 166—175.

28 Кипгова С. Фольклорнi паралелi до вишивки серсднього Поднiпров'я // Народна творчiсть та етнографiя. 1991. №1.

29 Малицкий П. В. Древние культы сельскохозяйственных святых по памятникам искусства // Изв. гос. Академии материальной культуры. Л., 1932. Т. XI, вып. 10. С. 10, 13 (далее: Малицкий).

30 Иванов; Топоров, 1974. С. 46.

31 Православные русские обители. СПб., 1910 (рспринт. изд.: СПб., 1994). С. 424.

32 Малицкий. С. 13-

33 Христианство: Энциклопедический словарь. М., 1993. Т.1. С. 368 (Власий); Малицкий. С. 12.

34 Малицкий. С. 24, 26.

35 См., например: Жития св. Исаака Сирина, преп. Сергия Радонежского, прен. Серафима Саровского, а также исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Прославляемых всею Церковию и местночтимых. Вологда. 1880. С. 223—224 (преп. Павел Нуромский), с. 467 (прсн. Арсений Комельский), с.661 (преп. Симон Воломский).

Полярность в культуре / Сост. В.Е. Багно, Т.А. Новичкова. (Альманах "Канун". Вып. 2). СПб., 1996, с. 93-120.