Смекни!
smekni.com

Атеистическое воспитание (стр. 2 из 5)

Однако опыт показывает, что возможно преодолеть и эти трудности. В ряде областей РСФСР, на Украине, в Белоруссии, республиках Прибалтики, где придается важное значение воспитательной работе, партийные организации уделяют особое внимание таким коллективам. Они всегда в поле зрения. В них тщательно планируются идейно-воспитательные мероприятия. Над некоторыми из них шефствует общественность крупных предприятий. И это дает свои результаты.

Партия требует, чтобы при оценке деятельности руководителей принимались во внимание не только производственные показатели. Они обязаны обеспечить единство организаторской, хозяйственной и идеологической работы, постоянно уделять внимание социальным вопросам. Кадровая политика партии направлена на то, чтобы укрепить руководство трудовых коллективов людьми, обладающими необходимыми политическими и деловыми качествами, способностями, высоконравственным поведением, проявляющими подлинную заботу о человеке. Это дает возможность повысить спрос с каждого руководителя за состояние идейно-воспитательной, в частности атеистической, работы в коллективе.

Уже говорилось о том, как важна организация атеистического воспитания по месту жительства. Однако пока она оставляет желать лучшего, хотя в последние годы ей уделяется больше внимания. Основной ее недостаток -отсутствие плановости. Кроме того, партийные организации, проводя эту работу, подчас просто копируют те формы и методы, которые сложились в трудовых коллективах. А ведь именно по месту жительства можно наиболее успешно вести индивидуальную работу с верующими. Здесь более тесные, сложившиеся контакты между людьми. Все друг друга более или менее хорошо знают. К сожалению, не хватает квалифицированных кадров, которые могли бы успешно заниматься этой работой. Не разработаны специальные методики в помощь пропагандистам, занимающимся атеистическим воспитанием по месту жительства. Все это и приводит к тому, что эффективность его очень невелика. Партийным организациям следует обратить внимание на этот участок идейно-воспитательной работы. Значительную помощь в ее организации может оказать шефство крупных предприятий, расположенных в данном микрорайоне. Необходимо наладить и подготовку кадров для проведения этой специфической и непростой работы.

В практике атеистического воспитания сложилось немало разнообразных форм и методов идейного воздействия на людей. В клубах, Домах культуры, других культурно-просветительных учреждениях проводятся лекции и беседы, тематические вечера, кинолектории; вечера вопросов и ответов, устные журналы, читательские конференции. Однако имеющиеся возможности используются пока не в полной мере. Гораздо эффективней можно было бы вести пропаганду научного атеизма в экскурсионно-туристском обслуживании. Рост массового туризма, возросший интерес людей к прошлому нашей страны позволяют в местах, где расположены памятники старины, особенно те, которые связаны с религией, давать объективную классовую оценку исторической роли церкви, духовенства в противовес попыткам современных богословов и проповедников всячески приукрашивать ее. Но опять-таки встает вопрос о кадрах. Нужна специальная подготовка экскурсоводов, нужны методики ведения пропаганды атеизма в экскурсионно-туристском обслуживании.

Слабо используется пока в атеистическом воспитании краеведение. А ведь именно изучение истории своей области, района, краеведческий материал дают атеистам возможность конкретно раскрывать истинную сущность деятельности церкви и монастырей, наглядно показывать их связь в прошлом с эксплуататорскими классами. Все это оказывает атеистическое воздействие на людей, способствует формированию их атеистической убежденности. Опыт использования краеведения в атеистической работе, накопленный в Карельской АССР, подтверждает это.

Недостаточно активно ведут пропаганду атеизма музеи. Располагая фондами, которые дают возможность создавать экспозиции, имеющие атеистическую направленность, многие музеи проявляют в этом деле инертность. Музейные экскурсоводы чаще всего просто обходят стороной атеистическую тему. Они ищут оправдание в том, что не имеют методик, которые бы помогали им со знанием дела вести пропаганду атеизма. И здесь они вправе предъявить претензии к ленинградскому Музею истории религии и атеизма, который является всесоюзным методическим центром по вопросам атеистической пропаганды в музеях страны.

В Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду Коммунистической партии подчеркивалось, что важнейшей формой воспитания является индивидуальная работа. Это имеет прямое отношение к атеистическому воспитанию. Ведь среди верующих есть такие люди, которые не посещают массовых мероприятий в клубах, Дворцах культуры. Они не ходят на лекции, на вечера, призванные расширить кругозор людей. Последователи некоторых сект вообще стремятся к самоизоляции, предельно ограничивая свои контакты с окружающими. Вот здесь и оказывается необходимой индивидуальная работа. Если она проводится умело, ненавязчиво, тактично, то лед недоверия, который обычно возникает у верующего по отношению к пропагандисту, постепенно растапливается. Создается благоприятная почва для откровенных бесед, в ходе которых можно заронить семена сомнения в сознание человека, находящегося под влиянием религии. Если это удается, то можно считать, что сделан первый шаг к изменению стереотипа мышления верующих.

Как известно, религиозность каждого человека индивидуальна, она практически всегда обусловлена какими-то сугубо личными причинами, конкретными обстоятельствами, особенностями психического склада верующего. Разобраться в них, проникнуть во внутренний мир человека, помочь устранить факторы, порождающие веру, -значит нащупать те наиболее чувствительные точки его души, которые вызывают у него потребность в религии. Разумеется, здесь надо быть и педагогом и психологом, обладать умением понять собеседника. Правда, следует признать, что далеко не всегда для индивидуальной работы с людьми, прежде всего с верующими, выделяются пропагандисты, которые имеют эти качества. Поэтому и результаты индивидуальной работы оказываются подчас не такими, как этою бы хотелось. Отсюда следует вывод о необходимости очень тщательно подходить к подбору пропагандистов для индивидуальной работы с верующими, памятуя о- том, что формализм тут особенно нетерпим.

Думается, рецидивами такого формального подхода к очень сложному участку идейно-воспитательной работы являются „закрепление" пропагандистов за верующими, требования форсировать „перевоспитание" людей, находящихся в плену религиозных предрассудков, и т. п. Перестройка сознания требует времени. Это процесс длительный и мучительный. Накопленный опыт позволяет сделать некоторые общие рекомендации для тех, кто ведет индивидуальную работу с верующими. В их числе требование не заводить сразу же разговора о религиозной вере, об убеждениях. Первоначально надо завоевать доверие человека, убедить его в своей искренности, развеять предубеждения, которые, естественно, могут возникнуть у верующего. Очень важно, чтобы пропагандист был авторитетным лицом, пользовался уважением окружающих, отличался высоконравственным поведением. Только в этом случае он может завоевать доверие, установить с верующим откровенные, товарищеские отношения, которые являются основой успеха в трудной и кропотливой работе.

Совершенно очевидно, что в атеистическом воспитании необходим дифференцированный подход к различным группам населения, и здесь нужно скрупулезно изучать людей, те факторы, которые обусловили их религиозность, обстановку, в которой они живут и трудятся. В чем-то им надо помочь, что-то посоветовать, посодействовать в решении насущных проблем. Например, среди верующих женщин значительная часть таких, у кого неудачно сложилась личная жизнь. Они глубоко переживают это, испытывают чувство одиночества, нередко замыкаются в себе. Как важно, чтобы в такие моменты жизни они почувствовали дружеское участие в своей судьбе окружающих. Как важно уловить интересы человека, направить их в нужное русло. Особого внимания требуют к себе матери-одиночки, женщины с ограниченным кругом общения, с нарушенными социальными связями.

Одна из основных задач атеистического воспитания - прекращение воспроизводства религии в молодых поколениях нашего общества. А эго требует усиления атеистической работы среди молодежи, воспитание ее в духе непримиримости к любым проявлениям чуждой советским людям идеологии. Большое значение имеет тесный союз семьи и школы, преемственность в воспитательной работе. XXVII съезд КПСС обратил внимание на необходимость укрепления семьи, которая является одним из важнейших устоев нашего общества А для этого необходимо повысить ее роль в воспитании подрастающего поколения. Что касается семей верующих, то, как говорилось, с ними нужна тоже настойчивая воспитательная работа, с тем чтобы оградить детей и подростков от религиозного воспитания, которое порой носит насильственный характер.

Во многих школах страны накоплен немалый опыт атеистического воспитания учащихся. Но зачастую оно проводится все же формально. Как будто делается все для формирования атеистической убежденности школьников. И в учебном процессе уделяется внимание мировоззренческим выводам, и внеклассная работа в этом направлении проводится, и уголки юного атеиста организуются, а нет-неда и оказываются в числе выпускников молодые люди, связывающие свою жизнь с религией. А все дело заключается в том же пресловутом "вале", когда идейно-воспитательная работа оценивается в основном по количеству проведенных мероприятий, а не по их конкретным результатам. Сплошь и рядом педагоги поверхностно знакомы с проблемами научного атеизма, да и относятся к нему как к обязательному, но второстепенному вопросу. Живая работа подменяется мероприятиями, которые могут солидно прозвучать в отчетах. Ведь система отчетности вовсе не включает в себя конечный, конкретный результат, а лишь фиксирует то, что сделано и делается в области атеистического воспитания.