Наиболее авторитетным и популярным среди мусульман сборником хадисов является "Аль-Джами ас-Сахих", составленный аль-Бухари (родившимся в Бухаре) . Этот сборник (именуемый также „Сахих Бухари") считается второй после Корана вероучительной книгой ислама. Он многократно переиздавался во многих странах Востока. В связи с 1200-летием со дня рождения аль-Бухари Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана издало названный сборник в 1974 г. в Ташкенте в двух томах.
Согласно мусульманской традиции аль-Бухари собрал около 600 тыс. хадисов и после тщательного их изучения признал достоверными 7250 хадисов. Именно они и вошли в „Аль-Джами ас-Сахих". В отличие от предшественников, которые строили сборники хадисов по именам соратников пророка, от которых исходили хадисы, Имам аль-Бухари построил свой сборник по предметам высказываний.
"Сахих Бухари" состоит более чем из четырех десятков книг, разных по объему и количеству охватываемых хадисов. Основная часть сборника посвящается разъяснению вероучения, культовых предписаний, правил ритуальной чистоты. Об этом могут свидетельствовать названия книг — „Книга о вере", „Книга об описании рая и ада", "Книга о божественном промысле", "Книга о раскаянии вероотступников", "Книга о единобожии", "Книга о молитве", "Книга о пятничном дне", "Книга о двух праздниках", "Книга о посте", "Книга о хаджже" и др. Две большие книги посвящены вопросам толкования и превознесения достоинств Корана.
В значительной части сборника рассматриваются правовые и нравственные проблемы. В сборник включено также немало хадисов биографического и исторического содержания (одна из книг так и называется "Книга о походах"), которые с известными коррективами могут рассматриваться как исторические источники.
Повышенный интерес к хадисам, проявляемый в последнее время религиозными деятелями как в нашей стране, так и за рубежом, объясняется рядом причин. Во-первых, именно в хади-сах даются авторитетные для мусульман образцы толкования положений Корана с учетом тех или иных конкретных обстоятельств, что используется богословами как методологическое оружие при организации проповеднической деятельности. Во-вторых, опираясь на хадисы как на признанные документальные источники, служители культа рисуют облик Мухаммеда, чтобы призвать правоверных следовать его примеру в выполнении предписаний религии, а при необходимости, сославшись на практику пророка, дать „послабления" в соблюдении этих предписаний нерадивым верующим. Здесь духовенством учитывается и то, что богословские разработки прошлого в силу своей косности, обилия крайне фанатичных установок и явного стремления услужить эксплуататорским классам не пользуются популярностью ни у служителей культа, ни у верующих. Обращение к „первоисточникам" представляется религиозным деятелям более убедительным, повышающим эффективность проповеди.
Наконец, в-третьих, в последнее время в своей проповеднической деятельности муллы особенно часто затрагивают моральные проблемы, а среди них главный упор делают на простые нормы нравственности и справедливости. В сборниках же хадисов, в том числе и в „Сахих Бухари", значительное место отводится таким нормам, заимствованным исламом из тысячелетнего опыта народных масс.
Все это делает необходимым, чтобы пропагандисты научного атеизма, работающие в районах традиционного распространения ислама, имели хорошее представление не только о Коране, но и о сборниках хадисов.
Список литературы
Беляев Е. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965.