Образовавшееся во второй половине XVIII в. течение бегунов, или странников, культивировало в своих рядах крайний фанатизм, требуя от своих членов полного разрыва всяких связей с обществом и нетерпимого отношения ко всем инакомыслящим. Широкое распространение получили в толке эсхатологические взгляды. Вначале последователи толка укрывались в безлюдных местах и тайниках, однако позже Часть бегунов (так называемые благодетели, или жиловые) стали выполнять обет странничества лишь символически. Бегуны разделились на ряд согласий. Последователей некоторых из них до сих пор можно встретить в Ярославской и Саратовской областях, на Северном Урале, в Западном Казахстане, Белоруссии и других районах. Характерно, что странники, в отличие от других групп старообрядцев, пытаются как-то интерпретировать последние достижения науки в свете религиозного мировоззрения. Заканчивая обзор разных течений и толков старообрядчества, заметим, что ряды его сторонников уменьшаются в последние десятилетия довольно быстрыми темпами. Причина тому - воздействие на верующих советской действительности. Откровенный консерватизм старообрядческой веры делает ее малопопулярной даже среди верующих. Пополнение общин идет в основном за счет семей верующих. Однако это не может восполнить потери в численности старообрядцев за последние годы.
Иоанниты
Из православия вышел также ряд реакционных монархических сект, большинство которых сложилось после Октябрьской революции и выражало в религиозной форме социальный протест эксплуататорских классов против революционного движения. Правда, несколько такого рода сект существовало еще до революции. Так, секта иоаннитов появилась в 80-х годах XIX в. Она была названа по имени священника Иоанна Кронштадтского, которого группа религиозных фанатиков объявила чудотворцем. Некоторые члены секты считали Иоанна самим Иисусом Христом. Его портреты помещались в домах сектантов рядом с иконами. Для секты характерна проповедь эсхатологических взглядов. Обрядность не отличается от православной.
После Октябрьской революции иоанниты заняли резко антисоветскую позицию и потому свою деятельность осуществляли строго конспиративно. В настоящее время очень небольшое число иоаннитов имеется на Украине, Северном Кавказе и в других районах страны.
Иннокентьевцы
В начале XX в. возникла другая подобная секта - иннокентьевцы (последователи иеромонаха балтского православного монастыря Иннокентия) . Авантюрист Иннокентий объявил себя живым воплощением святого духа и выступил с проповедью скорого наступления страшного суда. После Октябрьской революции члены секты начали борьбу с Советской властью. Наряду с антисоветской деятельностью секта систематически совершала изуверские обряды. В настоящее время иннокентьевцы имеют очень немного последователей
Истинно-православная церковь
Из православных сект известны две религиозные организации, возникшие уже после революции: истинно-православная церковь (ИПП) и истинно-православные христиане (ИПХ). Истинно-православная церковь была организована той частью православного духовенства, которая и после разгрома контрреволюции в 20-х годах решила продолжать антисоветскую борьбу. Деятельность руководителей ИПЦ нашла поддержку среди кулачества и части середняков, недовольных политикой коллективизации. Секта вела борьбу не только против Советской власти, но и против Русской православной церкви, якобы отошедшей от принципов истинного православия. Деятельность секты носит строго конспиративный характер. Сторонники ее собираются в тайных домашних церквах. В вероучении секты уделяется большое внимание эсхатологическим мотивам. В целом же ИПЦ придерживается догматики и обрядности, аналогичных существующим в православной церкви.
Явно антиобщественный характер секты вызывает противодействие со стороны советских людей. Секта находит очень мало приверженцев, в большинстве случаев людей, которые просто не могут разобраться в ее истинной сущности. В настоящее время в стране имеются очень малочисленные локальные группы последователей ИПЦ.
Истинно-православные христиане
Близкая к ИПЦ секта истинно-православных христиан, появившаяся в 30-х годах, отказалась от духовенства, храмов, большинства таинств. В секте распространены безбрачие и аскетизм, для нее очень характерны эсхатологические представления. Эта религиозная организация выразила реакцию кулаков и подкулачников на организацию колхозов. ИПХ придерживаются явно антиобщественной позиции. Членам секты рекомендуется не принимать участия в общественно полезном труде, общественной жизни. Резко враждебно настроена секта и по отношению к Русской православной церкви.
Истинно-православные христиане не находят поддержки у верующих. Число последователей секты очень незначительно. Эго, как правило, обманутые демагогическими проповедями люди, не понимающие, что они являются орудием в руках религиозных фанатиков.
Духовные христиане
В отличие от рассмотренного выше православного сектантства, группа сект, известная под названием духовных христиан (хлысты, духоборцы, молокане и др.), выйдя из недр православия, далеко отошла от православных и вообще христианских догм и культа. Секты духовных христиан возникли как религиозное отражение борьбы крестьян против жестокой крепостнической эксплуатации, однако со временем радикальные черты их вероучения отошли на задний план, на первый же план были выдвинуты мистицизм, отрешение от окружающей жизни и т. п.
Для духовных христиан характерны вера в воплощение святого духа в живых людей, отрицание роли духовенства как посредников между богом и людьми, вера в возможность непосредственного общения с богом.
Хлысты
Эта секта возникла в XVII в. как одно из ответвлений беспоповщины, однако по своей догматике сильно отдалилась от старообрядчества. Основой вероучения хлыстов является представление о возможности прямого общения человека со святым духом, возможности воплощения бога в наиболее праведных сектантов, ставших „достойными сосудами". Доводя себя во время своих радений до религиозного экстаза (так называемое „хождение в духе"), хлысты считают, что в таком состоянии происходит их общение со „святым духом". Люди, наиболее легко приходящие в исступленное состояние, почитаются хлыстами в качестве „христов", „богородиц", „пророков". Первоначально хлысты придерживались строгого аскетизма, позже некоторые из их заповедей (например, заповедь о воздержании от половой жизни) были отменены. Библия толкуется хлыстами, как и другими духовными христианами, „духовно", аллегорически. Основным же авторитетом в вопросах веры считаются проповеди „христов" и „пророков". В отличие от других сектантов, хлысты посещают православные церкви (вероятно, традиция посещения церкви выработалась в связи с необходимостью скрывать свои религиозные воззрения, так как хлыстовство в царской России преследовалось). В настоящее время сохранившиеся в нашей стране небольшие группы хлыстов делятся на ряд течений: Старый Израиль (ортодоксальная хлыстовская группа, в настоящее время очень малочисленная), Новый Израиль, или лубковцы (хлысты, открыто порвавшие с православной церковью и практикующие экстатические радения), Духовный Израиль, Искупленный Израиль, постники (группа, употребляющая только постную пищу и требующая воздержания от половых отношений), малеванцы (хлыстовская группа с ярко выраженным харизматическим характером), мормоны духовно-христианского направления, или русские мормоны (группа, довольно сильно отдалившаяся от хлыстов по вероучению и отвергающая возможность сверхъестественных явлений на земле). Эти группировки хлыстовства представлены на Тамбовщине, Северном Кавказе, в Куйбышевской и Оренбургской областях, на Украине.
Скопцы
Одним из хлыстовских ответвлений является скопчество, фактически превратившееся в самостоятельную секту. Секта возникла в XVIII в. Для борьбы с „блудом" основатели скопчества решили применить кастрацию. Эта изуверская секта вербовала в свои ряды из числа задавленных нуждой, отчаявшихся крестьян. Во главе же секты стояли представители купечества. Скопческие общины, или, как их называли, „корабли", эти руководители использовали для личного обогащения, для закабаления трудящихся. Вероучение и обрядность скопцов сходны с хлыстовскими. Как и хлысты, скопцы посещают православные церкви. В то же время, в противоположность хлыстам, полностью отрицающим иконы, они почитают изображения своего „христа" — Селиванова, положившего начало этой секте, „богородицы", „пророков".
В нашей стране эта изуверская сек та почти исчезла. Единицы последователей имеет и разновидность скопческой секты - девственники, заменившие физическое оскопление „духовным"
Духоборцы
Секта духоборцев возникла во второй половине XVIII в. На первых порах ее деятельность носила в известной степени социально-политический характер Духоборцы отказывались повиноваться церковной и государственной власти, старались вводить в своих общинах принципы христианского социализма. Однако на практике общины, основанные духоборцами, по сути дела, являлись средством эксплуатации рядовых сектантов руководителями секты. В отличие от хлыстов и скопцов, духоборцы полностью порвали с православием. Они не признают также Ветхий и Новый заветы, иконы, таинства, священников. Основы учения духоборцев изложены в состоящей из псалмов „животной книге", в которой помимо вероучения духоборчества излагается также история секты У духоборцев, так же как и у хлыстов, существует культ руководителей секты, хотя степень их обожествления несколько меньшая, чем в хлыстовстве. Должность руководителя секты передается по наследству. В противоположность хлыстам, духоборцы считают, что дух божий живет не только в руководителях, но и во всех верующих. Социальное расслоение в секте привело к разделению ее на несколько групп, важнейшими из которых были большая и малая партии (соответственно бедняки и богачи). Преследования со стороны царского правительства заставили большинство духоборцев (сторонников большой партии) эмигрировать в Канаду. В СССР небольшие группы духоборцев имеются в Азербайджане, на Северном Кавказе, в Ростовской, Тамбовской, Оренбургской областях, на Дальнем Востоке, Украине и в Средней Азии.